Загрузить еще

Виктор Петренко: "Если моя золотая медаль не нужна стране, то посвящаю ее Одессе"

Виктор Петренко:
Фото: В Сочи Петренко приехал вместе со своим воспитанником - чешским фигуристом Михалом Бржезиной. Фото: gettyimages
Фигурное катание прошлого века
 
- Виктор, вы, безусловно, смотрели выступления в мужском одиночном катании. Скажите, с вашей программой, техникой и стилем образца чемпионского 1992 года вы могли претендовать на медаль здесь, в Сочи?
 
- Конечно же, нет. Потому что с прошлого века фигурное катание шагнуло намного дальше. Критерии, когда я выступал, были совершенно иными. Допустим, в 1988 году, когда я дебютировал на Олимпийских играх, всего 6 человек в мире (я в том числе) прыгали тройной аксель - три с половиной оборота. Сейчас же все (!) спортсмены, которые принимают участие в мужском турнире Олимпиады, исполняют этот элемент. Вот вам и сравнение. Сейчас мы уже видим четверные прыжки. И не по одному, а по два, три. Фигурное катание не стоит на месте, движется вперед, и я этому рад. Так и должно быть, это закономерно.
 
- То есть это нормально, что фигурное катание развивается от артистизма больше в сторону атлетизма?
 
- А я бы не утверждал именно так. Сейчас приветствуется стиль, когда одинаково присутствует и техническая сторона, и артистическая. И так всегда было. Приведу пример: помните командные соревнования в мужском одиночном катании, в частности выступление канадского фигуриста? Он показал уникальную сложность, сделал три четверных прыжка. И почти не допустил ни одной ошибки, единственная помарка была при исполнении тройного акселя. Он и получил свои минусы за это. Но в целом он исполнил технически все идеально. А вот в плане артистизма у него не такое мощное катание. Чем и отличился от него Женя Плющенко - чтобы завоевывать золотые медали, нужно иметь полный комплект. И техническую сторону, и артистическую.
 
Такой хоккей нам нужен
 
- Что же все-таки случилось с  Плющенко?
 
- Женя, на мой взгляд, выложился на сто процентов в командном выступлении. Не берег себя. И именно поэтому в конце программы допустил небольшие помарки, не заметные обычному зрителю. Для профессионалов - заметные. Два прыжка исполнил в два оборота вместо трех. Это не повлияло на результат. Хватило того запаса, что он сделал в первой половине программы: четверного прыжка и тройных. Это помогло выиграть России командные соревнования. Ну, а потом случилось то, о чем до сих пор говорят… Повторю, считаю, он полностью выложился за команду - это и повлияло.
 
- Ваши интересы в Сочи сосредоточены только на фигурном катании или есть другие виды спорта, за которыми следите, болеете?
 
- Я люблю следить за всеми видами. Я рад и поздравляю всех нас с бронзовой медалью в биатлоне. И это, я считаю, победа для нас, для страны. Ну и конечно же, наслаждаюсь хоккеем. Мне интересно, потому что многих ребят я знаю лично. 
 
- Ну, за Россию вы болеете, так сказать, по умолчанию. А за кого еще?
 
- За тех, кто побеждает (смеется). Я - за хорошую игру, за хороший, честный спорт.
Виктор стал олимпийским чемпионом в 1992-м. Фото: olympic.org
 
Спор за награду
 
- Виктор, вы стали чемпионом в 1992 году в составе сборной СНГ. Но первые медали Украины отчего-то начинают учитываться только с 1994 года. Кстати, Россия  считает, что это - их золото. А вы сами как считаете? И не обидно ли? 
 
- Действительно, это странная ситуация. Официально мы выступали в Альбервиле как Объединенная Команда Независимых Государств. То есть я, получается, представлял независимое (уже тогда) государство Украина, хоть на награждении поднимался и олимпийский флаг. Если посудить логически, то Украина - это моя Родина, я родился и вырос в Одессе. И всегда выступал на чемпионатах Украины, став чемпионом республики еще будучи в составе сборной Советского Союза. Поэтому я бы хотел, чтобы моя медаль принадлежала Украине. Но если же Украина "обнулила" Альбервиль и начинает медальный отсчет с 94-го… Что ж,  тогда я рад, что представлял на Олимпиаде одесскую школу фигурного катания. Мой родной город Одесса. Пусть она гордится тогда - эта медаль посвящается ей (смеется).