Фото: Руслан МАРМАЗОВ, начальник пресс-службы ФК «Шахтер»
Седьмой раз "Шахтер" обнародовал годовой отчет. Для публики это уже дело привычное, даже ожидаемое. Причем ожидаемое нетерпеливо и порой с лукавым прищуром, мол, ох же мы сейчас разберем по шурупчикам, все ли там они указали, а если чего не найдем, ткнем пальцем со всей своей принципиальной суровостью. А я вот все жду, когда опубликуют полный список украинских футбольных клубов, которые ежегодно творчески отчитываются. Понимаю, газетная площадь не дешева, но под такое-то благое дело стоит отвести колонку. Как полагаете, влезут туда все фигуранты?
Понятное дело, я тоже интересовался, как в этом сезоне отчет удался… Да, кстати, это каждый может сделать: http://shakhtar.com/ru/club/report/. Так вот, любопытствую, значит, инфографику рассматриваю, а она богатая получилась, и как-то очень остро ощущаю, какой труд за каждой цифрой или картинкой стоит. Наверное, я к этому чувствителен, поскольку сам в клубном производственном котле варюсь. Допустим, посмотрел, что журнал "Шахтер" за сезон вырос по совокупному тиражу на 20%, - приятно. Значит, пресс-служба, которая занимается этим изданием помимо всех прочих дел, творит продукт, который успешно продается. Так это махонький фрагмент, просто меня напрямую касающийся.
И, конечно, на фоне сегодняшних показателей (кто скажет, что для украинских реалий они не впечатляющие, гоните того взашей, провокатора) вспоминается, как все начиналось. Ну как вспоминается… У нас же не английский футбол, где масоны могли собраться в кабачке, придумать правила игры и на века сей момент зафиксировать. Тут иначе. Все создавалось постепенно, бывало, и рвано, по мере насущной необходимости. Из яркого помню, как в конце прошлого века на встрече с болельщиками президента "Шахтера" Рината Ахметова спрашивали, мол, а не думает ли он открыть фановский магазин, чтобы как у европейских клубов. Тот отвечал со скепсисом: коммерческой-де выгоды от такого проекта не будет, но если болельщики хотят, то магазин непременно появится.
Первый фан-шоп "Шахтера" вырос в Донецке на бульваре Пушкина в считаные месяцы. До сих пор работает. А тогда опередил время, зато и стал началом нынешней сети фирменных магазинов "горняков".
Или продажу билетов взять. Раньше коммерсантам приходилось из штанов выскакивать, убеждая публику, что посмотреть квелую игру с заштатным соперником по ЧУ под ливнем на "Олимпийском" - райское блаженство. Теперь мысли иного порядка: сколько придет на рядовой матч - 36, 38, 41 тысяча? Лучше бы, конечно, 42. И приходят. Потому что есть что купить: качественное зрелище плюс комфорт высокого уровня. Ну и еще на трибунах включено отопление, в кафе придумали новую лакомую котлетку, а в фан-шопе - скидки.
В общем, для меня годовой отчет клуба - это не бухгалтерская книга: куда деньги пошли и откуда свалились. Это документ истории, показатель динамики взаимной любви "Шахтера" и его болельщиков. В цифрах и иллюстрациях.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies