Чем сейчас живет украинский автоспорт? Какие планы на будущее строят в федерации? "Комсомолка" решила узнать о промежуточных итогах и планах на будущее у первых лиц ФАУ.
Виктор Янукович: "Наш вид спорта вышел на новый уровень"
Член президиума ФАУ подвел итоги года и рассказал о планах на будущее.
- Виктор Викторович, федерация празднует 20-летний юбилей. Вы в президиуме федерации всего один год. Что удалось сделать за год и не получалось решить за 20 лет?
- За этот год мы дали старт реформированию Автомобильной федерации Украины. Прежде всего мы хотим превратить организацию в эффективный рабочий механизм. Если раньше ФАУ занималась исключительно организацией спортивных мероприятий, то сегодня это мощная организация, которая будет защищать интересы всех автомобилистов страны. Во-вторых, удалось вывести на принципиально новый уровень все соревнования. К примеру, мы объединили два чемпионата по картингу, и теперь в Украине один победитель, а не несколько, как это было раньше. В будущем мы нацелены на то, чтобы развивать современную автоспортивную инфраструктуру, обновить законодательство и объединить спортивный потенциал нашей страны.
- Какое знаковое событие №1 в украинском автоспорте состоялось в 2012 году?
- Я бы сказал, украинский автоспорт в целом вышел на новый уровень организации и проведения спортивных событий, и это главное. Очень качественно провели чемпионат Украины по ралли-рейдам, порадовал уровень "Баха-1000", "Киммерийского тракта-2012", "Украина-трофи". Не менее знаковый в этом плане факт, что все больше чемпионатов приобретают явный социальный характер. "Украина-трофи", к примеру, ориентировалась на то, чтобы познакомить телезрителей с невероятно красивыми ландшафтами Украины, с интересными людьми, которые живут в местах, где проходят гонки. Мы даже провели в рамках этапа конкурс детских рисунков. Уверен, в следующем году ФАУ будет уделять социальному аспекту еще больше внимания.
- Что принципиально нового в украинском автоспорте ждет нас в юбилейном сезоне-2013?
- У нас много планов, которые касаются увеличения количества сложных соревнований и гонок в Украине, качественного изменения подготовки наших гонщиков для заездов на мировых первенствах. Планируется масштабная "перезагрузка" ФАУ, которая должна постепенно выходить за рамки одного автоспорта и налаживать контакт с украинскими автомобилистами, решать проблемы с дорогами, правилами движения, ГАИ, следить за качеством обучения водителей, повышением их квалификации и так далее.
- Вы общаетесь со многими зарубежными гонщиками и функционерами автоспорта. Как стали относиться к автомобильной Украине в мире за последнее время?
- Могу сказать, что Украина с уверенностью выходит на международный уровень. Прежде всего это благодаря созданию национальной команды Ferrari Team Ukraine и, конечно же, успехам наших спортсменов на престижных мировых аренах. Впервые в истории украинского автоспорта наша команда принимала участие в чемпионате Ferrari Challenge (лучший моночемпионат мира. - Прим. ред.) Это знаковое событие для Украины. Ребята показали себя очень достойно, показав четвертый результат в общем зачете. Как команда-дебютант мы приятно удивили мировое спортивное сообщество. У нас большие планы, и я уверен: скоро Украина станет узнаваема по достижениям в автоспорте на международной арене.
- Этот год для вас как спортсмена прошел очень успешно. Вы одержали победы во многих соревнованиях по ралли- и трофи-рейдам. За счет чего удалось добиться такого результата?
- Уже много лет автоспорт для меня не просто хобби. Это та сфера, которой я уделяю очень много внимания и как спортсмен, и как политик. В любом деле, чтобы достичь успеха, необходимо много работать и уверенно идти к своей цели, и спорт не исключение. Секрет прост: тренировки и слаженная работа всей команды.
- Пожелания любителям автоспорта в новом году?
- В новом году я желаю всем вдохновения, новых идей и сил реализовать все поставленные задачи. Ну и конечно, быть аккуратными и внимательными на дорогах. С Новым годом и Рождеством Христовым!
Богдан НОВИЦКИЙ: "Развитый автоспорт - это признак передового государства"
О том, что изменилось в автомобильной жизни Украины за двадцать лет, "Комсомолке" рассказал президент ФАУ.
- Изменилось практически все, - считает президент ФАУ. - Во-первых, количество автомобилей на дорогах возросло в разы. Автомобиль перестал быть предметом роскоши и прочно вошел в быт огромного количества людей.
Во-вторых, изменились сами автомобили. С одной стороны, они стали современнее и безопаснее. А с другой - возросли скорости: сейчас любая машина способна разогнаться до 200 км/ч. На рубеже восьмидесятых - девяностых это было немыслимо. В-третьих, большие метаморфозы пережил автомобильный спорт. Наши спортсмены получили возможность выступать на технике мирового уровня, хотя очень многим она оказалась не по карману.
Все эти изменения рождают новую проблематику: структурирование автомобильного движения в целом, организация автомобильного туризма (для Украины это очень перспективное направление), повышение безопасности дорожного движения, развитие автомобильного спорта…
- Автоспорт - один из самых технологичных и сложных видов спорта в мире, продолжает Богдан Новицкий. Развитый автоспорт - это признак передового государства. И нам есть чем гордиться. Украинские спортсмены, украинские команды успешно участвуют в международных соревнованиях. Украина принимала у себя несколько гонок мирового уровня. Но самое главное - это правильная тенденция: в последние годы уровень украинского автоспорта неизменно растет.
Разумеется, проблем тоже хватает. Здесь и трудности с финансированием спорта, усугубившиеся на фоне финансового кризиса. И недостаточная "раскрученность" автоспорта в народе. К сожалению, средства массовой информации очень мало внимания уделяют автоспорту, а попытки их заинтересовать зачастую упираются в следующий парадокс: автоспорт не попадает на телеэкраны, потому что он недостаточно рейтинговый, а чтобы стать рейтинговым, он должен регулярно попадать в телеэфир. Круг замкнулся! Но мы его разорвем: уже начиная с 2013 года мы запускаем специальную программу, цель которой - поднять популярность и зрелищность автоспорта в два (!) раза. Это касается и прямой зрительской аудитории, и телезрителей. Уже в 2013 году сюжеты, посвященные автомобильным соревнованиям, начнут появляться на телевидении и в прессе не реже футбольных!
Следующее направление деятельности ФАУ, которое мы сейчас активно развиваем, это детско-юношеский спорт. Наша молодежь исключительно талантлива, но эти таланты нужно найти и воспитать. Если мы не обеспечим преемственность поколений в спорте, он потихоньку зачахнет и превратится в первенство водокачки. Только подпитка способной молодежью может двигать украинский автоспорт вперед.
Для этого мы разработали специальную программу, которая позволит создать автомобильные секции для детей и подростков на базе картинговых клубов, курсов повышения водительского мастерства, гоночных команд и т.д. Федерация уже сформировала пакет предложений для желающих открыть детскую секцию: это будет выгодное предложение во всех смыслах, включая финансовый.
КСТАТИ
Автоспорт выходит в свет
На 17 февраля 2013 года намечено проведение масштабнейшего мероприятия. В этот день в столичном концертном зале "Украина" состоится итоговая церемония награждения лучших гонщиков прошедшего сезона с участием 280 спортсменов, 2500 зрителей. Церемония будет организована в стиле звездного события с красной дорожкой и большим количеством журналистов. Будет представлен новый интернет-портал Автомобильной федерации Украины и специальное мобильное приложение. В церемонии награждения примут участие ключевые персоны в автоспорте, политики, собственники крупного автомобильного бизнеса и другие.
Где, как и на чем гоняют в стране?
Чтобы наглядно показать территорию, которую охватил украинский автоспорт, мы вспомнили основные соревнования, проходившие в нашей стране в уходящем году.
|
Как вы можете увидеть на карте, белых пятен на территории Украины не так уж и много. В каждом регионе в разную пору года любители автоспорта могут воочию наблюдать за состязаниями и соревнованиями.
Автомобильный спортивный сезон начинается в феврале и длится по декабрь. Учитывая разнообразие видов и дисциплин, мы отмечаем на карте области, которые принимали соревнования по автомобильному спорту (хотя проще было бы отметить те регионы, в этом году оставшиеся без состязаний чемпионата и Кубка Украины).
СПРАВКА "КП"
Автомобильная федерация Украины (ФАУ) - общественная организация. Основана 2 июля 1992 года. Объединяет граждан, заинтересованных в развитии и пропаганде автомобилизации, автоспортсменов, автотуристов и других любителей, которые проживают во всех областях Украины, Автономной Республике Крым, городах Киев и Севастополь.
ЛИКБЕЗ "КП"
Не только средство передвижения...
Для простого обывателя авто в боевой комплектации и раскраске - гоночная машина. Попробуем разобраться в базовых основах и отличиях автоспорта.
Ралли-рейд
* Самый узнаваемый штамп: ралли "Дакар".
* Особенности: экипажи соревнуются на пересеченной местности. Гонки проходят на длинные дистанции (за день спортсмены преодолевают от 500 до 800 км). Соревнования длятся от нескольких дней до нескольких недель.
* Соревнуются на грузовиках, мотоциклах, внедорожниках.
Ралли
* Самый узнаваемый штамп: в спортивных новостях показывают одну машину, которая на бешеной скорости пролетает и поднимает клубы пыли (воды, снега). Один сидит за рулем, второй рядом "умничает", глядя в карту.
* Особенности: экипаж проходит трассу (заданный маршрут) на время. Всю трассу делят на 20-25 специальных участков, которые спортсмены последовательно преодолевают. Водитель управляет машиной и проходит трассу по подсказкам штурмана.
* Соревнуются на серийных автомобилях, в которых правилами допускается внесение конструктивных дополнений и изменений. Мировая серия (WRC) состоит из 13 этапов. Экипаж, который занимает по итогам 13 этапов 1-е место, объявляется чемпионом мира. С 2004 по 2012 год неизменным победителем становился француз Себастьян Лёб.
Трофи-рейд
* Самый узнаваемый штамп: джип или не джип? Внедорожник или нет? Пройдет по этому месиву или застрянет?
* Особенности: соревнования по прохождению бездорожья. Важнее скорости тут успешное выполнение заданий и прохождение спецучастков.
* Соревнуются на внедорожниках, квадроциклах. На машинах устанавливают защиту, увеличивают дорожный просвет. Машины требуют специальной подготовки.
Украина принимает и проводит один из самых почитаемых турниров по трофи-рейду Ukraine Trophy. Наше бездорожье высоко ценится в мировом автоспорте. В этом году в соревнованиях приняли участие 146 экипажей.
Кросс
* Самый узнаваемый штамп: шум, борьба, бездорожье. Машины с трамплина взлетают в воздух.
* Особенности: машины соревнуются на трассах с трамплинами, подъемами-спусками, неровностями. Разрешена контактная борьба.
* Соревнуются на багги (машины с рамной конструкцией) и на серийных автомобилях.
Гонки на ускорение
* Самый узнаваемый штамп: красотки в бикини, шикарные авто, дым из-под колес, громкая музыка.
* Особенности: участники соревнуются в спринтерских заездах на дистанцию в 1/4 мили (около 402 метров). Это гонка на ускорение, где важно показать максимум мастерства на коротком отрезке трассы.
* Соревнуются на специальных автомобилях с мощными моторами и максимально легкой конструкцией. Шоу проводят также в заездах на серийных машинах, мотоциклах, тракторах. На любых транспортных агрегатах.
Кольцевые гонки
* Самый узнаваемый штамп: "Формула-1", "24 часа Ле Мана".
* Особенности: соревнования проводятся на специальных закольцованных гоночных трассах, автодромах с ровным твердым покрытием.
* Соревнуются на серийных автомобилях, прототипах ("формулах"), мотоциклах. Машины должны обладать максимальным сцеплением с дорожным полотном.
В Советском Союзе кольцевые гонки культивировались и развивались в Украине, Грузии и прибалтийских республиках. Автодром "Чайка" в столице - крупнейший комплекс, открытый в 1975 году.
Картинг
* Самый узнаваемый штамп: простые гонки, любой может сесть и поехать, детские забавы.
* Особенности: картинг - это первое знакомство с автоспортом, первые шаги и успехи. Карты делятся на классы. Все машины имеют единый объем двигателя в 125 куб. см, но различные требования к карбюратору, сцеплению, оборотам двигателя.
* Соревнуются на картах (конструкциях, не имеющих кузова).
Первые советские карты были разработаны и созданы в Харьковском автодорожном институте. Серийно карты начали выпускать в Таллине.
Горные гонки
* Самый узнаваемый штамп: один из старейших видов автоспорта, а первая официальная гонка была зафиксирована во Франции в 1897 году.
* Особенности: пилоты выступают без штурманов. Пилот должен выучить трассу наизусть, помнить все повороты, особенности, перепады высот. Ориентироваться только на собственную память и зрение.
* Cоревнования проходят на мощных полноприводных автомобилях, раллийных автомобилях, кроссовых атомобилях с объемом двигателя до 1,6 литра.