24 ноября
Загрузить еще

«КП» в Украине» и «Черниговское» - официальное пиво чемпионата мира по футболу FIFA-2010 - представляют: Болеют все!

«КП» в Украине» и «Черниговское» - официальное пиво чемпионата мира по футболу FIFA-2010 - представляют: Болеют все!
Фото: На домашнем Евро-2012 украинцы продемонстрируют, как умеют болеть у нас.

Вчера на стадионе «Соккер Сити» в Йоханнесбурге в решающем матче за Кубок мира сошлись лучшие из лучших - сборные команды Испании и Голландии (к моменту подписания номера в печать мы еще не знали результат матча). Финальный поединок вживую смотрели 

94 700 зрителей, среди которых был и корреспондент «Комсомолки». Еще десятки миллионов людей в мире болели у экранов телевизоров.

Что же собирает столько людей в одно и то же время в одном и том же месте (пусть для большинства - в виртуальном)? Это - загадка, в которой попытались разобраться «КП» и ТМ «Черниговское». 

ПРЕДЫСТОРИЯ. БАЛЛАДА О НАСТОЯЩЕМ ФУТБОЛЕ

Несколько лет назад автор статьи исполнил свою давнюю мечту: оказаться на матче английской «трясины» - одного из низших дивизионов родины футбола, попасть на настоящий английский стадион со стоячими трибунами-террасами без беговых дорожек вокруг поля. Хотелось побывать на матче команд, которые никогда и ничего не добивались на высшем уровне, но при этом существуют уже больше сотни лет, сохраняя тысячи преданных поклонников. Хотелось увидеть настоящий английский ПЕРВОБЫТНЫЙ футбол - ту игру, которая официально родилась в 1863 году и вот уже полторы сотни лет сводит с ума миллионы людей во всем мире. Увидеть и понять: в чем феномен этой игры, которая была придумана лишь как развлечение для голытьбы, а превратилась в элитный вид спорта? Да, даже не в вид спорта, а в полновесную часть мировой культуры!

Взяли с коллегой курс на городок Рочдейл, что в полусотне километров от Манчестера. Благо ехать недалеко, да еще и матч обещал быть достаточно «вкусным»: настоящее английское дерби. Встречались команды из соседних городов (а между соседями всегда самые принципиальные отношения) - «Рочдейл» и «Стокпорт Каунти» из 2-й английской лиги, то бишь 4-й(!) по счету и последней  профессиональной среди дивизионов английского футбола.

Очень уютный стадиончик на 10 000 тысяч зрителей, особый шарм которому придает стоячая трибуна за воротами. Остальные три трибуны очень удобны, с новенькими сиденьями, как на «Донбасс Арене» или киевском «Динамо». Ради чистоты эксперимента мы взяли билеты как раз на стоячую террасу, хотя цена почти не отличается от стоимости места на «цивилизованную».

- Для клуба не проблема оборудовать и эту трибуну сиденьями, - пояснил мне болельщик Дэвид, с которым мы разговорились на террасе. - Но это ведь - история! На эту самую трибуну ходил мой дед, мой отец, который стал брать на домашние матчи «Рочдейла» и меня. Сюда же будет приходить и мой сын. А затем и внук. Сколько себя помню, все эти годы наша команда играла в этой самой лиге, ни разу не выбираясь наверх. Но мне все равно! Это моя родная команда, которую я не променяю на «Манчестер Юнайтед», несмотря на то что работаю и живу именно в Манчестере.

Сам матч оказался весьма интересным, хотя уровень игры футболистов, конечно, не Премьер-лиги Англии. Примерно как у нас в первой лиге (хотя сравните: у нас это второй дивизион, у них - четвертый). Кто-то где-то неточно отдал пас, кто-то другой коряво обработал несложную передачу, но что выгодно отличает Англию от нашей первой лиги, так это то, что со стартовой же секунды футболисты не останавливались на поле ни на мгновение, сражаясь буквально на каждом клочке поля, словно именно от этой игры зависят их жизни.

- Попробовали бы они этого не делать! - недоуменно пожал плечами Дэвид в ответ на мое замечание. - Вот я вижу на тебе футболку «Рочдейл». Значит, ты зашел в наш магазин, выложил 45 фунтов. Не знаю, может, в Украине все помногу зарабатывают, но даже у нас это - немаленькая сумма, из которой денежки будут капать как раз на зарплатную карточку вот этому конкретному игроку. Или вон тому, - Дэвид показывает пальцем на футболиста, который бежит в сторону углового флажка подавать корнер. И тут же кричит игроку, благо тот совсем рядом, метрах в пяти от нас: 

- Эй, парень! Видишь, человек приехал из Украины, купил футболку и билет, чтобы на тебя посмотреть? Так будь любезен, подай сейчас угловой получше, чем в прошлый раз! 

И - удивительное дело - игрок останавливается, улыбается и показывает жестом, мол, все о’кей! Все понимаю! С претензиями согласен. Вы себе представляете такую картину на любом из матчей украинских команд?

Купить футболку или на худой конец шарф цветов клуба - здесь в порядке вещей. Это даже не способ выпендриться, а настоящая благотворительность. Именно поэтому все сувенирные товары болельщики приобретают в клубных магазинах, зная, что эти деньги пойдут на содержание клуба. Пусть и дорого. Но прийти на матч в «паленой» футболке китайского ширпотреба (которого и там хватает) - ни-ни! Моветон. Свои же засмеют: пожалел денег на родную команду! 

Людей в состоянии алкогольного опьянения на трибунах нет. Хотя зайти в паб и опрокинуть перед игрой пинту-другую пенного напитка - святая традиция. Тем более что пабы - здесь же, на территории самого стадиона. Единственного бедолагу, не рассчитавшего свои силы, свои же коллеги-болельщики без вмешательства стюартов и полиции беззлобно выпихивают с трибун.

- Ты сейчас - не боевая единица, которая может помочь команде. Иди проспись и приходи на следующий матч, - напутствуют его фанаты.

Флаги, шарфы и, конечно же, хоровое пение! Гости из «Стокпорт Каунти» несколько лет назад имели неосторожность проиграть принципиальному сопернику со счетом 2:7, вот и вынуждены были их болельщики весь матч выслушивать стройное: Seven - two, se-e-eve-en - two-o-o! («Семь - два, cе-е-емь - два-а-а!») от фанатов хозяев. Было эффектно и красиво! 

…«Рочдейл» проиграл - 1:2. Несмотря на сумасшедшую поддержку трибун. Но никто не посмел упрекнуть своих игроков, выложившихся на поле на все сто. Обессиленные футболисты приветствовали трибуны, те отвечали им аплодисментами. У многих в глазах стояли слезы. Да, проиграли, но ведь старались! 

Представил себя на месте любого из футболистов в этот момент и понял: сыграть в такой обстановке плохо вполне можно, с кем не бывает? Сыграть НЕ В ПОЛНУЮ СИЛУ - никогда! Это просто невозможно!

АНГЛИЯ: YOU’LL NEVER WALK ALONE!

Итак, культура футбольного боления. Что это и с чем его едят? 

Львиная доля всего, что было придумано в футболе и вокруг него, придумано в Британии. Собственно, а как иначе? Именно там изобрели футбол, именно там придумали и болельщиков. Впрочем, их даже придумывать не пришлось - сами возникли. Хотя сейчас, 150 лет спустя, образ футбольного фаната образца второй половины XIX века вызовет у всех если не хохот, то просто усмешку. Выглядел он тогда весьма респектабельно: в цилиндре, с тросточкой, с зонтом, с неизменными усами на физиономии. А располагался обычно прямо на кромке футбольного поля - о трибунах (не то что крытых, а вообще) в те времена можно было лишь мечтать.

Уже в те годы появились первые отличительные черты - цвета любимого клуба. Болельщики той или иной команды надевали шарфы, а позднее - футболки и прочие элементы одежды неизменно в цветовой гамме родной команды. Впоследствии для болельщика «Манчестер Юнайтед» прийти на вечеринку в голубом (цвет клуба «Манчестер Сити») было нонсенсом! 

 Оставим в стороне тему футбольных хулиганов. Увы, была в истории футбола эта страница, по которой сейчас явно тоскуют некоторые горячие головы. Это - отдельная тема. Дискуссионная. От себя замечу, что одна слеза одного ребенка не стоит и десятка Кубков мира. И их (даже не слез, а смертей) на английских и европейских трибунах было немало. Не всегда (и даже чаще!) не по вине англичан! А вот поди ж ты, до сих пор отмываются от той «грязи», которую вылили на них в 80-х после трагедий на стадионах «Эйзель» в Брюсселе и «Хиллсборо» в Шеффилде. До сих пор понятие «футбольный хулиган» у многих ассоциируется со словом «англичанин». Стереотип! 

Англичане ведь и без хулиганских выходок вполне могут обратить на себя внимание. Недаром же чуть ли не гимном всех болельщиков всех времен и народов считается песня, звучащая перед каждым новым матчем над трибуной «Коп» на ливерпульском стадионе «Энфилд»: You’ll never walk alone! («Ты никогда не останешься один!»). Парадокс: в ее строках нет ни слова, ни звука о футболе. Тем не менее именно эта песня является уже многие годы неофициальным гимном не просто болельщиков «Ливерпуля», а всех, кто просто следует за своей команды за горы и долины с целью поддержать ее в трудную минуту. Не считаясь с расходами, трудностями и проблемами.

Англичане болеют неистово, требуя от своих любимцев такой же яркой игры.

 

 

ИТАЛИЯ: ДЛЯ ГЛАЗ, УШЕЙ И ДЛЯ ДУШИ!

Апеннинский полуостров - одна из колыбелей футбольного фанатизма. Именно в Италии в 60-х годах возникло легендарное движение ultras, которое многие из нынешних болельщиков слепо пытаются копировать и сейчас, не пытаясь разобраться ни в истории его возникновения, ни в его культуре. Дошло до того, что слово «ультрас» - чуть ли не ругательное в футбольной среде.

А ведь это совсем не так. «Ультрас» - всего лишь люди, отождествляющие себя целиком и полностью с родным клубом. Те, для которых в родной команде - вся их жизнь, неважно, проиграла она или выиграла!

Отличительные черты: шикарное пение на трибунах, где итальянцы умудряются хором исполнять настоящие арии из всемирно известных опер, правда, со словами, переделанными на свой, футбольный, лад. А второе - так называемая кореография (не путать с хореографией): искусство визуального воплощения фанатских лозунгов на трибуне. Выражается это в огромных, на всю трибуну, плакатах с изображением любимого игрока или баннерах с обращением к руководству клуба, игрокам, соперникам. Выглядит это всегда мегаэффектно!

ГЕРМАНИЯ: С ПИВОМ ПО ЖИЗНИ

Немцы и пиво - понятия неразделимые.

- У нас все очень просто, - рассказали как-то фанаты одного из сильнейших клубов Германии - дортмундской «Боруссии», отвечая на вопрос о клубных цветах:

- Наши цвета - черно-желтые. Черный - это уголь, который мы добываем тут, в Руре. А желтый - это наше пиво! 

Вот так и не иначе пояснили свои понятия футбольные болельщики одного из самых популярных футбольных клубов мира. 

Германия и пиво - всегда и везде! Приветствовать чемпиона немецкой Бундеслиги принято обливанием из огромных пятилитровых бокалов, причем от пенных брызг не застрахованы даже топ-менеджеры клубов. Недаром после феерической победы в четвертьфинале Кубка мира-2010 над Аргентиной (4:0) один из победителей и авторов забитых мячей, Арне Фридрих, признался в своем главном разочаровании: 

- Мне Месси наступил на ногу. А потому я не смог в раздевалке спокойно попить пива с ребятами - в случае растяжения или повреждения мышцы нельзя употреблять алкогольные напитки.

ИСПАНИЯ: «ВСЯ ЖИЗНЬ ТЕАТР, А ЛЮДИ В НЕЙ - АКТЕРЫ!»

На мадридский стадион «Сантьяго Бернабеу» или барселонский «Камп Ноу» хорошим тоном считается прийти в изысканном вечернем платье или смокинге. Потому что футбол в Испании - прежде всего представление. Испанцы, возможно, не так складно поют, как англичане, не впечатляют плакатами на трибунах, но никогда не пропустят шикарного финта, точнейшей передачи или умопомрачительного броска голкипера. Уж будьте уверены: отличившийся будет награжден громовыми овациями и традиционными криками Ole! - как приветствуют и тореро во время корриды. Но горе неудачникам! Их ошибок тут не прощают, хотя делают это вполне цивилизованно: проигравшую команду или просто разочаровавших своей игрой футболистов здесь провожают с поля… белыми платочками. Вроде бы ничего страшного, но только если вы - не испанец! Уходить с футбольного поля мимо трибун, окрашенных в белое, - худшего позора на Пиренеях трудно даже представить!

ЮАР: КРОКОДИЛЫ, БЕГЕМОТЫ, ВУВУЗЕЛЫ, МАКАРАПЫ И ЗЕЛЕНЫЙ ПОПУГАЙ!

На берегах легендарной, прославленной в наших краях еще Корнеем Чуковским реки Лимпопо (благополучно течет как раз по территории ЮАР, если кто не знал) для нас всех открылась совершенно иная культура боления. Одни только вувузелы чего стоят! Душераздирающее жужжание дудок во время матчей раздражало не только болельщиков на трибунах, но и футболистов с тренерами.

Но знаете, что самое любопытное? Узнав, что мы отправляемся в ЮАР, все знакомые, не сговариваясь, просили, пряча глаза в пол: «Слушай, привези, пожалуйста… вувузелу»! А на претензии, мол: да ты же сам кричал больше всех, что ненавидишь эти дудки, отвечали: «Ну так ведь это теперь часть истории футбола!» 

Не поспоришь. Таким мы его, футбол, и любим. Неоднозначным, непредсказуемым, ЖИВЫМ! 

Африканские вувузелы наделали немало шума на чемпионате мира в ЮАР!

 

 

Фото АП.

Репортаж с финального матча - в завтрашнем номере «КП». 

А КАК У НАС

Украина: Учимся только хорошему! 

Украина всерьез и быстрыми темпами учится мировой культуре боления, развитие которой особо важно для нас. Уже через два года наша страна примет чемпионат Европы по футболу, и мы должны быть готовы к встрече гостей со всего мира! Первые, но очень успешные шаги в этом направлении уже сделаны - в Украине начали появляться фан-зоны.

Такие болельщицкие Мекки  - самое популярное проявление  фан-культуры, но для украинских болельщиков - новшество. Привезти в Украину дух и эмоции чемпионата мира-2010 по праву взялась ТМ «Черниговское» - первый украинский бренд, который был признан официальным пивом чемпионата мира по футболу FIFA-2010. Как и в европейском варианте, в украинских фан-зонах болельщики могут не только смотреть матчи на огромном экране, но и участвовать в самых разных футбольных «активностях». Благодаря ТМ «Черниговское» украинские фаны получили возможность болеть в одном ритме со всем миром, погрузиться в атмосферу южноафриканских футбольных страстей, увидеть традиции и мировую культуру боления. Это замечательный опыт, который потом поможет показать себя в лучшем свете и заявить всему миру: «Украина умеет болеть! И болеет за красивый футбол».