Загрузить еще

Как составляют политические рейтинги и когда им не стоит доверять - объясняет социолог Антон Грушецкий

Как составляют политические рейтинги и когда им не стоит доверять - объясняет социолог Антон Грушецкий
Фото: pexels.com

После того как Владимир Зеленский и Дональд Трамп обменялись резкими заявлениями (Трамп заявил, что у Зеленского всего 4% доверия в Украине, а Зеленский ответил, что мы измерим рейтинг не только Трампу, но и другим мировым лидерам), у украинцев возобновился интерес к рейтингам. Вот на фоне скандала в Овальном кабинете, согласно новому рейтингу от КМИС, рейтинг Зеленского поднялся до 68%. А в случае перемирия может начаться подготовка к выборам, и кандидаты будут теми рейтингами меряться. 

Рейтинги составляются по результатам соцопросов, на тех же основаниях определяются народные настроения и обобщается общественное мнение. Как социологи его выводят, как ищут респондентов и какие могут быть манипуляции - Коротко про рассказал заместитель директора Киевского международного института социологии Антон Грушецкий.

От коррупции и до реформ и возможных уступок

- Антон, соцопросы проводятся по разным темам. Кто и как их определяет?

Антон Грушецкий. Фото: facebook.com/anton.grushetskyi

Антон Грушецкий. Фото: facebook.com/anton.grushetskyi

– В Украине работают несколько авторитетных частных исследовательских компаний, которые могут проводить опрос как по собственной инициативе, так и по заказу. К примеру, наш КМИС в течение года проводит не менее четырех собственных опросов, когда мы сами формируем темы. Также проводим десятки опросов по заказу клиентов. В основном это университеты, научные учреждения в Европе, международные организации, интересующиеся определенными аспектами жизни в Украине: от борьбы с коррупцией, общественно-политических настроений до реформы здравоохранения или состояния дел в энергетике.

Сейчас некоторые университеты на Западе интересуются вопросами готовности к определенным уступкам для окончания войны и какие комбинации украинцы сочтут более приемлемыми для переговоров. По заказу одного из университетов мы проводили такой опрос еще в 2022 году: как пережить опыт военных действий и повышает ли он готовность к уступкам. Это было узкоспециализированное исследование со своей спецификой. Потому что одна ситуация, когда люди пережили условно легкие обстрелы, другая - если жили в прифронтовой зоне.

Есть определенные индикаторы, которыми мы каждый год или почти каждый год "меряем" общество – это геополитические настроения, отношение к России, готовность к уступкам, доверие к президенту или различным институтам в Украине. А есть точечные опросы, возникающие ситуативно. К примеру, отношение к приостановке финансирования от USAID. Это произошло, было актуально спросить - мы и спросили. Оказалось, что больше всего респондентов – 47% - предполагают, что произойдет некоторое негативное влияние, но вместе с этим считают, что это определенное справедливое наказание для тех, кто проедал деньги или занимался ненужным делами.

– Если тема идет от заказчика, он же формулирует и вопросы?

– Заказчик не может сам формулировать вопросы к респондентам. А если сформулирует, то компания, которая дорожит своим реноме, будет делать методологическую проверку: корректно ли поставлены вопросы, не подталкивают ли они респондента к определенному ответу, не содержат ли манипуляции.

– А какие могут манипуляции?

- Например, о порядке вопросов. Предположим, основная тема исследования – это коррупция. Людям задают много вопросов о коррупции, а потом спрашивают: за кого будете голосовать? В рейтинге это усугубит ситуацию по отношению к действующей власти. Или сначала задается вопрос с уклоном на то, какая у нас плохая оппозиция или грантоеды-активисты – так можно сбить на несколько процентов поддержку оппозиции.

Важен не объем, а правильная выборка

– Сколько людей участвуют в опросах? Миллионы украинцев узнают из рейтингов, что они думают, как к кому относятся, хотя ни разу их об этом не спрашивали.

– Это наиболее сложный момент восприятия результатов соцопросов общественностью. Есть вариант проводить сплошной опрос, но интересоваться мнением 30 миллионов украинцев – это просто нереально. Поэтому ученые еще многие десятилетия назад пришли к тому, что нужно использовать опыт и достижения статистики. А она показывала, что если правильно выбирать людей, даже небольшие выборки могут давать репрезентативные результаты. Вы можете опросить тысячу или две тысячи граждан и иметь более точные результаты, чем опросили бы 10 тысяч. Дело не в объемах, а в том, как отобрали. Действительно ли случайным образом, представлены ли поровну мужчины и женщины или жители разных регионов.

Иллюстративная история была в 1936 году во время избирательной кампании в США. Это такая точка, зафиксировавшая успех выборочных опросов. Популярный журнал «Ридерз дайджест» опросил несколько миллионов человек – по телефонам, рассылали вопросы владельцам машин. И была компания, которая опросила одну тысячу американцев. Так вот прогнозы этой тысячи оказались более правильными, потому что у них профессионально была построена выборка.

Даже если мы в год будем проводить 50 опросов, которые будут охватывать по две тысячи человек, вероятность того, что именно вы попадете в выборку, очень невелика.

- А есть ограничения по профессиям? Когда-то говорили, что журналисты не должны участвовать в составлении рейтингов. Как насчет военных?

- Опрашиваются граждане Украины. Если военные попадают в выборку и согласны говорить, мы проводим с ними интервью. В общей сложности это 1,5-2 процента респондентов. Их меньше, чем должно быть, потому что люди выполняют боевые задачи, им не до разговоров. Журналисты также граждане Украины, они имеют право высказывать свое мнение.

Ограничения могут вводиться только в узкоцелевых опросах. В основном это маркетинговые исследования, где заказчики боятся, что дадут слово их конкурентам, и ставят определенные ограничения на профессии. Журналисты могут исключаться из числа респондентов из соображений предотвратить утечку информации. Хотя вероятность, что они попадут в выборку, очень низкая.

В общественно-политических опросах профессиональных ограничений нет.

Результаты опроса об отношении к приостановке финансирования USAID. Инфографика КМИС

Результаты опроса об отношении к приостановке финансирования USAID. Инфографика КМИС

На перекрестке в Горишних Плавнях

- А присутствует возрастной ценз?

- Типичная выборка – это 18 лет и старше. В онлайн-опросах может определяться возраст "18 - 60 лет", потому что люди постарше меньше пользуются интернетом. В общественно-политических опросах верхний предел не устанавливается.

Среди молодежи до 18 лет может проводиться опрос социальной направленности. К примеру, какую профессию считают престижной выпускники школ. С детьми младше 15 лет социологи не работают, потому что еще есть сложности с формированием личности.

- Допустим, речь идет о рейтинге доверия судам. Сами судьи тоже могут высказаться?

– Да, судья также может высказать свое мнение как гражданин Украины. Но опять же появление судьи в выборке маловероятно, потому что их на количество населения не так уж много. Хотя такая идея была – провести опрос среди судей и участвовавших в судебных процессах, но суды ее не поддержали.

– Каким образом делается выборка?

– Сейчас есть два наиболее популярных метода. Первый – это телефонный опрос по случайно сгенерированным номерам мобильных операторов. То есть мы не знаем, к кому звоним – мужчина или женщина, житель какого региона.

Второй вариант – это личные интервью. Здесь выбираются точки работы опросника. Например, в Киеве 10 точек, во Львове – 5 точек и 3 села в Полтавской области. Интервьюеры выезжают, заходят в домохозяйства. Или уличная версия. Отбирается адрес, например в Горишних Плавнях, там становятся интервьюеры. Всем, кто проходит через эту точку, предлагают поучаствовать в опросе.

– И мы действительно так получаем картину общественного мнения?

- Если выборка правильно реализована, то да. Вы можете опросить 50 тысяч подписчиков телеграм-канала по типу «Труха» и получить совершенно искаженные результаты, хотя это будет 50 тысяч человек. И опросить 500-600 человек на улице и увидеть реальную картину.

Внешние мигранты исключаются

– Война выгнала из дома миллионы украинцев. Учитывается ли в рейтингах их мнение?

- Внутренне перемещенные лица, безусловно, попадают в выборку. В телефонных опросах они составляют 10-12%. Внешние мигранты, к сожалению, исключены из выборки, и это одна из самых больших проблем. С ними могут проводить отдельные опросы, но довольно редко, потому что организационно и финансово это очень сложно. Еще одна проблема с беженцами за рубежом состоит в том, что часть из них стала составляющей уже больше другого общества, чем нашего.

– По итогам соцопроса всегда указывается погрешность в несколько процентов. Что это значит?

– Погрешность связана с тем, что мы опрашиваем не все население Украины, а только его часть. То есть выведенная цифра усреднена - для ориентировки. Если мы выводим результат, что Владимиру Зеленскому доверяют 57%, а погрешность составляет плюс-минус 4%, это значит, что уровень доверия к президенту находится в пределах от 53% до 61%.

Так выглядит рейтинг доверия к Владимиру Зеленскому по состоянию на февраль 2025 года. Инфографика КМИС

Так выглядит рейтинг доверия к Владимиру Зеленскому по состоянию на февраль 2025 года. Инфографика КМИС

Все, кроме персональных данных

- Сегодня есть много мошенников. Люди могут бояться отвечать на вопросы незнакомцу по телефону, когда речь идет об опросе.

– Отличить социолога от мошенника очень просто. Социологи не спрашивают и не записывают никакую персональную информацию. Разве что это будет рекрутинг у фокус-группы для дальнейшего исследования, но такие предложения редкость.

Повторяю, социологи не интересуются паспортными данными, адресом, а тем более номером банковской карты. Они будут интересоваться вашим возрастом, полом, характером занятости. Возможно, спросят о заработке, если опрос будет касаться материального положения. Все, кроме персональной информации.

– Вы говорили о возможных манипуляциях. Могут звонить, скажем так, политические мошенники?

– Не исключено. Эти будут задавать вопросы, например, об отношении к «кровавому режиму диктатора». Или об отношении к «нашему мужественному президенту, который так много сделал для государства». То есть когда вопросы не нейтральны, а подталкивают к тому, что вы должны выбрать какую-то политическую сторону.

- После избирательных кампаний люди отмечали, что результаты соцопросов относительно того или иного кандидата не совпадают с результатами голосования.

- Здесь есть определенная неразбериха, и нужно различать опрос об уровне доверия и электоральных рейтингах, когда конкретно спрашивают, за кого вы будете голосовать. Это разные вещи. Потому что можно доверять какому-нибудь политику или общественному деятелю и не голосовать за него. А можно не доверять, но голосовать по определенным прагматичным соображениям.