«О род суетный, проклятый,
Когда ты выдохнешься? Когда
Мы дождемся Вашингтона
С новым и праведным законом?
А дождемся когда-нибудь.»
Тарас Шевченко «Юродивый»
Эти слова выдающегося украинского поэта как никогда отражают тот хаос, который сегодня есть в кадровой политике Минобороны, в которой политическая целесообразность, кумовство и непотизм играют большую роль, чем настоящая эффективная работа на победу в войне с россией. Надеемся, что время таких государственников, как Джордж Вашингтон, во всех сферах государственного управления скоро наступит.
В последнее время Минобороны снова находится в фокусе внимания общества из-за постоянной «коррупционной турбулентности». Лишь недавно закончилась эпопея со скандалом, разоблаченным журналистом-расследователем Юрием Николовым, по поставке бракованных мин 120 мм производства «Укроборонпрома» на фронт, как разгорелась новая кадровая история по «увольнению» Безруковой и Чмута, назначению Жумадилова, перезапуск Наблюдательного совета АОЗ. Дошло до абсурдных игр с реестром АОЗ, когда в течение недели руководитель менялся в 5 (!) раз.
Сам же Министр обороны Рустем Умеров прокомментировал этот скандал следующим образом: « К сожалению, за последние полгода вместо своевременного обеспечения армии боеприпасами мы получили политические игры, «ливни» контрактов, «слив» информации (правоохранители обязательно еще проверят эти факты), пиар бездействия и невыполнение КРИ подчиненным предприятием.
Тем не менее, Умеров заявил, что закупки оружия, которые должны быть закрыты во время военного положения и полномасштабной войны, «превратились в «Амазон», где каждый пользователь интернета может в реальном времени видеть, кто и что покупает, в каких объемах и у каких производителей».
При этом сам же глава Минобороны выступил за создание независимого Наблюдательного совета АОЗ, независимость (!) которого в итоге ему не понравилась. Дошло до того, что Президент Украины Владимир Зеленский в этом конфликте поддержал министра, заявив: Министр обороны Рустем Умеров « вправе принимать какие-либо решения ради бесперебойной поставки вооружений ».
Симптоматически, но украинское информационное поле проникнуто коррупционными скандалами и назначениями некомпетентных лиц на руководящие должности в Минобороны. В этой связи в обществе возникает все больше обеспокоенности и большого количества вопросов к руководителю ведомства господину Рустему Умерову, который дистанцируется и избегает открытого общения, как с обществом, так и со средствами массовой информации.
Недавно на сайтах известных интернет-ресурсов и телеграмм каналах все больше распространяется информация о проблемах, возникающих при возведении и развитии фортификационных сооружений, которые критически необходимы нашим защитникам для выполнения боевых задач. И этот вопрос не возник сегодня, а носит уже системный протяженный характер, о чем на страницах Апострофа уже писали.
Напомним читателям также о том, что Правительство приняло в январе 2025 года постановление, которым обязало военные администрации передать инженерно-технические и фортификационные сооружения в сферу управления Министерства обороны, что в свою очередь требует еще большей ответственности должностных лиц и профессионального подхода к решению проблем разной категории сложности. Но возник вопрос о профессиональности и компетентности служащих, ответственных за этот фронт работы.
Вопросы строительства и содержания инженерно-технических и фортификационных сооружений в системах Минобороны заботятся о многострадальном Главном управлении капитальных вложений. «Почему многострадально», – спросите вы? Дело в том, что в этой важной структуре Минобороны постоянно происходят кадровые коллапсы, связанные с коррупционной составляющей.
Мы просто напомним вам о расследовании Бигус.инфо, в ходе которого журналисты выяснили, что человек нардепа от ОПЗЖ Дмитрия Исаенко будет присматривать за военным строительством в Минобороны. В августе 2024 года главным специалистом по техническому надзору за строительством (реконструкцией) военных объектов в Управление капитальных вложений Министерства обороны Украины назначили Василия Шомонко. До назначения в МОУ мужчина годами числился совладельцем строительных фирм по орбите народного депутата от запрещенной ОПЗЖ, подозреваемого НАБУ и САП за схему на строительстве, Дмитрия Исаенко. Сам Исаенко начал развивать строительный бизнес империю еще в 2000-х, когда работал в Минобороны. В январе 2023 Управление капитальных вложений, куда на работу взяли Шомонку Василия, Приказом МОУ признали ответственным за строительство (приобретение) жилья для военнослужащих. А еще за строительство (реконструкцию) военных объектов. Интересно, что в ответ на запрос журналистов в Минобороны сообщили, что назначали Шомонко на должность без конкурса. При этом отметили, что его стаж государственной службы составляет: "00 лет, 00 месяцев, 00 дней". Серьезной компетенции руководитель. И все это уже происходило во время полномасштабного вторжения России. Только представьте цинизм ситуации, в ходе которой нардеп ОПЗЖ обогащается на строительстве фортификационных сооружений Минобороны. Сюр!
В конце концов, в Минобороны отметили, что хотя должность Шомонки не нуждается в обязательной спецпроверке, после внутреннего расследования его решили уволить с согласия сторон с 31 октября 2024 года. Также в комментарии МОУ сообщили о плане завершить реорганизацию и кадровую ревизию управления капитальных вложений до 1 ноября 2024 года. Сам же Василий Шомонко является «фунтом» нардепа Исаенко. До того как стать в 2019 году депутатом, Исаенко в 2000-х работал в структурах Министерства обороны, отвечавших за строительство и отчуждение оборонительных земель. В тот период фирмы, записанные на подчиненных и товарищей, начали получать строительные подряды от Минобороны и развивать бизнес. После Минобороны Исаенко пошел в Минрегионстрой замминистра, где продолжал лоббировать интересы близких к нему компаний. В 2015-м его уволили после скандала с фейковым статусом участника боевых действий.
И все же после увольнения с должности Главного управления капитальных вложений Василий Шомонка не покинул стены Министерства обороны, но об этом немного позже.
Уже реорганизованное управление капитальных вложений Минобороны возглавила летом 2024 года Токарчук Татьяна Васильевна. И снова кадровая политика Минобороны «дала в штангу», хотя с первого взгляда указанное назначение не должно было вызвать никакого удивления, что должность в такой военной структуре занимает женщина. Украина - Европейская страна и потому придерживается принципа гендерного равенства и в Вооруженных Силах с каждым годом увеличивается количество женщин, однако есть одно но…
Исследовав представленные электронные декларации Токарчук, размещенные на вебсайте НАПК, было установлено, что до трудоустройства в Министерство обороны она занимала высокую должность в Министерстве по делам ветеранов Украины, а именно заместитель Министра. К тому же госпожа Токарчук довольно долго занимала должности бухгалтерского направления, поскольку по образованию является финансистом (экономистом).
Отметим, что в Министерстве по делам ветеранов Татьяна Васильевна занималась и руководила очень чувствительным для граждан Украины направлением - строительством Национального военного мемориального кладбища, дискуссии вокруг которого также вызвали ряд скандалов и недоразумений. Но строительство указанного мемориала при госпоже Токарчук не успело даже начаться, поскольку распоряжением правительства она была уволена с должности в феврале 2024 года.
Но жажда строительства никуда не делась и начиная с августа 2024 года и по сегодняшний день госпожа Токарчук без профессионального строительного образования и не имея опыта в военном строительстве пытается осуществлять (!!!) управление Главным управлением капитальных вложений, личным составом и подчиненными подразделениями. Свою бурную деятельность новая руководительница начала с «реформ», суть которых заключалась в укомплектовании нового личного состава Главного управления капитальных вложений по своему усмотрению, а это на минуточку около 70 военнослужащих.
Это привело к непоправимым последствиям, ведь Токарчук без объяснения сообщила о нежелании переназначать в новую структуру значительное количество специалистов и офицеров, которые проходят службу и выполняют задачи по своей специализации. Такие действия новой главы ставит под сомнение ее осознание того факта, что личный состав формируется годами, с большой ответственностью осуществляется подбор кандидатов на должности, а потому неукомплектованность управления во время войны существенно повлияет на обороноспособность.
Отметим, что большинство военнослужащих вместо выполнения своих функциональных обязанностей по своему направлению находятся в распоряжении и ждут решения о назначении на любые свободные и имеющиеся должности в Вооруженных Силах.
Конечно, каждый новый руководитель имеет право формировать команду, с которой будет работать и за которую будет нести ответственность, но в данном случае не совсем понятно, как Токарчук оценила работу подчиненных, ведь не проводилось никаких собеседований с ними. Сама же руководитель не имеет практики в сфере деятельности управления. Интуитивное управление и эксперименты во время полномасштабной войны – это ложный путь ошибок и форс-мажоров, которые совершенно неприемлемы в силу ситуации с быстрым обустройством фортификационных сооружений.
Такая некомпетентность в управлении уже привела к ситуации, при которой непонятно, какие специалисты будут осуществлять комплектование нового личного состава и каким будет их уровень владения соответствующими навыками в данной сфере, поскольку от их компетенций и действий может зависеть не только жизнь людей, но и выживание Украины как таковой.
К величайшему сожалению, уже с первых дней назначения Токарчук работа в управлении по своему направлению почти остановилась, а понимание о совершении первоочередных действий и определении ключевых приоритетов по направлениям деятельности отсутствует. Между тем, враг продолжает продвигаться и закрепляться на новых позициях именно из-за отсутствия фортификационных сооружений, которые так и не были построены.
Все же, в Главное управление капитальных вложений госпожа Токарчук «перетащила» свою команду, мужчин призывного возраста (Тация Дениса Александровича, Малова Дмитрия Николаевича, Пахольчука Сергея Ивановича, Павловского Андрея Брониславовича), которые не так далеки от своих бок о бок работали на разных должностях в министерствах с Татьяной Токарчук (Министерство по делам ветеранов Украины и Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, данные на вебсайте НАПК).
Отсутствие навыков не помешало «специалистам» составить перечень объектов военного строительства таким образом, что тендеры по строительству будут осуществляться централизованно Главным управлением капитальных вложений, а заниматься этим направлением будут Пахольчук Сергея и Малов Дмитрий, которые уже знают победителей и помогут нужным фирмам получить доступ к государственным средствам. Особое влияние на госпожу Токарчук оказывает постоянно находящийся в ее кабинете Денис Таций, она выполняет его указания и находится с ним на связи 24/7.
При отборе объектов «командой Токарчук» для проведения централизованных закупок (тендеров) основным критерием была не потребность вооруженных сил, а бюджет объекта на который после подписания договора можно будет выделить средства с шестью нулями. Уже бывшими специалистами поднимались вопросы, относительно целесообразности распределения объектов по региональным управлениям входящих в структуру Главного управления капитальных вложений, поскольку это обеспечит эффективный контроль и ускорит выполнение работ, однако ответ Токарчук заключался в том, что это указание Ирины Верещук, которая с ней связана.
Возвращаясь к вопросу господина Шомонки, по нашей информации именно при содействии Токарчук указанное одиозное лицо в настоящее время трудоустроено в систему Государственной специальной службы транспорта, которая подчиняется Министерству обороны и активно участвует в строительстве военных объектов и фортификационных сооружений.
Можно только догадываться, какой значительный вклад будет внесен господином Шомонкой совместно с связанным с ним нардепом от ОПЗЖ Дмитрием Исаенко в деятельность данной структуры, также интересен вопрос чьей фирмы получат миллионные строительные подряды, когда строительством в Украине будут заниматься такие специалисты и патриоты.
Пока Токарчук «узнавала сферу строительства» закончился календарный 2024 год, и, как следствие, в связи с отсутствием организации надлежащей работы и невыполнения своих непосредственных обязанностей, в государственный бюджет было возвращено средств на сумму 200 (!!!) млн грн, которые должны были использованы по назначению. Во время горячей фазы войны – это не просто служебная халатность, а, определенным образом, саботаж.
Как бы негативно мы ни относились к деятельности бывших глав Минобороны, однако за неиспользование средств в размере даже около 100 тыс грн руководители соответствующих подразделений увольнялись немедленно. Сегодня весь демократический мир оказывает материальную помощь Украине в борьбе с российским вторжением, тратя средства своих налогоплательщиков, а такие руководители, как госпожа Токарчук, позволяют себе не тратить 200 млн грн на строительство и содержание фортификационных сооружений, в которых «кровь из носа» нуждаются в ВСУ.
Возможно, Минобороны во главе с Рустемом Умеровым даст оценку данным фактам, они будут проверены путем соответствующего служебного расследования, а их результаты будут опубликованы для широкой общественности. Общество должно знать как осуществлялся отбор кандидатов на должность начальника Главного управления капитальных вложений, кто проводил собеседование, и какими профессиональными качествами избран и сразу был назначен на должность Токарчук Татьяна Васильевна, которая сегодня саботирует работу соответствующего управления Минобороны.