10 февраля
Загрузить еще

Городской транспорт и воздушные тревоги. Почему в Киеве этот вопрос превратился в политическое шоу

Городской транспорт и воздушные тревоги. Почему в Киеве этот вопрос превратился в политическое шоу
Фото: hmarochos.kiev.ua/автор Алена Деньга

Начальник Киевской городской военной администрации Тимур Ткаченко отчитался о первом заседании Совета обороны Киева при его участии. Речь шла о защите критической инфраструктуры столицы, эвакуации поврежденных обстрелами и заброшенных автомобилей и таком наболевшем для киевлян вопросе, как работа общественного транспорта во время воздушных тревог.

При том, что столица более удалена от линии фронта и лучше защищена ПВО, чем Сумы, Запорожье или Херсон, она остается единственным в Украине городом, где с жужжанием сирен начинается транспортный коллапс. Толпы пассажиров высыпают из троллейбусов, автобусов, трамваев, наземных станций метро и в лучшем случае набиваются в тесные маршрутки, вторично платя за проезд. Таксисты мгновенно накручивают тарифы, особенно в «час пик». Пенсионеры, которым некуда спешить, остаются в салоне ждать, пока транспорт двинется, водители не могут пойти в укрытие, потому что охраняют «упрямых» пассажиров. У наземных станций метро – огромные скопления людей, которые не могут доехать с одного берега на другой и рискуют нарушить комендантский час, идя пешком, например, с «Почайной» на Троещину.

Так длится уже более двух лет, многочисленные петиции к киевским властям оставались без реакции. Новый начальник КГВА первый из чиновников, кто согласился всерьез обсуждать тему, и… оказался на ринге с главой КГГА Виталием Кличко. Почему между двумя руководителями Киева появилось противостояние и как может решиться проблема транспорта - интересовалась журналист Коротко про.

Обвинение в популизме

О намерении пересмотреть на Совете обороны Киева протоколы безопасности пассажиров Тимур Ткаченко объявил 7 января на телеграм-канале. Через несколько дней в эфире телемарафона он сообщил, что прорабатывается несколько вариантов изменений в протоколах безопасности для пассажиров. Один из таких предполагает остановку транспорта зонально и при угрозах удара конкретными видами вооружения. Реакция Виталия Кличко была не оперативной, но острой. 15 января в своем телеграме мэр назвал популистским решение о движении общественного транспорта во время тревог, сослался на трагические случаи в Николаеве, Херсоне и Запорожье и подчеркнул, что «будут отвечать не те, кто требует не останавливать транспорт. И не те, кто раздает обещания это сделать, ради того, чтобы собирать лайки, понравиться».

В конце января состоялся круглый стол по теме "Обеспечение надежной работы общественного транспорта во время воздушных тревог в Киеве", где выяснилось, что обе стороны не собираются сдавать позиции. На стороне Ткаченко были представители общественности, на стороне Кличко – его команда.

«Ответьте мне такой вопрос: кто должен заставить водителя автобуса или трамвая, или троллейбуса, или машиниста метро ехать во время воздушной тревоги?» – заявил первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник.

За все ответит водитель?

- Если вражеский снаряд попадет в автобус или троллейбус во время движения, уголовная ответственность за оставление людей в опасности ляжет на водителя транспорта. Потому что он не обеспечил пассажирам возможность срочно выйти и последовать в укрытие, – говорит депутат Киевсовета Заслуженный юрист Украины Леонид Емец. – Вспомним историю со сторожем поликлиники, которого судили за то, что не открыл дверь бомбоубежища и погибли люди. Так же будет и с водителем.

Что касается людей, которые вместо поисков укрытия пересаживаются в маршрутки или ждут отбоя в салоне троллейбуса, то юрист отмечает, что это их собственный выбор.

– Вопрос безопасности определяется таким образом, что человек должен выйти и идти к ближайшему укрытию. А если он этого не делает, то сам несет ответственность за то, что с ним произойдет.

Наш собеседник категорически отрицает, что решение Совета обороны от 1 августа 2022 года об остановке транспорта во время тревог столичные власти приняли, чтобы снять ответственность с себя.

– Это никак нельзя объяснить законодательно. Решение принималось только из соображений сохранности. Война – очень неудобная история, в которой убивают, насилуют, взрываются мины и ракеты. И когда возникает вопрос, что кому-то неудобно, то пусть десять раз будет неудобно, если это когда-нибудь спасет хоть одну жизнь. Если в транспорт, полный людей, прилетит ракета, то превратит его в групповую могилу. Кто готов взять на себя ответственность за эту игру в русскую рулетку: ехать или не ехать. Единственный правильный подход – всем во время тревоги находиться в укрытиях. Лично я считаю, что и маршрутки не вправе работать в такой момент.

Депутат Киевсовета не прокомментировал конфликты между Ткаченко и Кличко, однако отметил, что начальник КГВА должен заниматься вопросами, которые находятся в его компетенции, а это вопрос безопасности во время военного положения.

- Противостояние недопустимо, должно быть сотрудничество, - говорит Леонид Емец.

На примере работы суда

Комментируя новости от Тимура Ткаченко, украинцы жалуются в соцсетях, что пассажиры автобусов или трамваев «хуже» пассажиров городской электрички, потому что те едут во время тревоги, а они – нет. Рассказывают истории, когда их высаживали в нескольких километрах от ближайшего укрытия или станции метро. Когда укрытия, отмеченные на карте, были закрыты или отданы под коммерческие структуры. Даже придумывают юридические выходы из ситуации: «Опубликуйте на сайте КГГА публичный договор о том, что вся ответственность во время тревоги возлагается на пассажиров. Каждый, кто валидирует карту, автоматически принимает условия договора», – предложил один из пользователей.

– Во время войны есть много моментов, которые трудно регулировать юридически. Решение должен принимать Совет обороны Киева, – говорит эксперт по безопасности транспортного движения адвокат Вадим Володарский. – Я не согласен с тем, что ответственность за пассажиров несет водитель. Теоретически можно говорить об ответственности должностных лиц транспортного предприятия, но только в том случае, если будут установлены нарушения норм и приказов. Если движение транспорта во время тревоги будет легализовано, то не будет ответственности.

Эксперт обращает внимание, что нынешний порядок приносит ущерб не только коммунальщикам и пассажирам, но и всему крупному городу.

– Покажу на примере работы судов. Они начинают работать в 9:00. Если тревога объявляется ранним утром и отменяется где-то в 8.45, то суды открываются. Судьи, которые имеют свои автомобили, приезжают, но не могут проводить заседания, потому что технические работники, которые добираются общественным транспортом, опаздывают. И так нарушается работа многих учреждений и предприятий.

Вадим Володарский обращает внимание, что есть разные обстоятельства тревог. Одна ситуация, когда массированный ракетный обстрел, другая – когда где-то замечен одинокий дрон или с российского аэродрома взлетел один боевой самолет.

- Должны быть введены какие-то градации. Да и вероятность попадания в скопившихся на остановке людей больше, чем попадания в движущийся объект.

«Оранжевый» и «красный» уровни

Что касается градаций, то такие предложения подавала общественная организация "Пассажиры Киева".

– Мы предлагали поделить тревоги на «оранжевую» и «красную» – по степени опасности. При «оранжевой» транспорт ездит, при «красной» останавливается, но перед этим довозит людей до ближайшего укрытия, - говорит соучредитель ОО Александр Гречко. – И еще чтобы был учтен временной промежуток суток. Если тревога объявляется вечером и отменяется ближе к полуночи, должно быть несколько внеплановых рейсов, чтобы людей не бросали на произвол судьбы и они могли добраться домой. Потому часто бывает такое, что водитель высаживает пассажиров, потом просто едет в депо, потому что закончилась его смена.

По мнению Александра, решение о транспорте должно быть принято на следующем заседании Совета обороны Киева. В него входит около 20 человек, в том числе Кличко, его заместители, а также главы райгосадминистраций, которых назначал президент.

– Если Ткаченко убедит большинство, то решение примут в пользу движения транспорта, мне кажется, что так и будет, – говорит Александр Гречко. – Будет интересно посмотреть, может быть, Кличко даже не придет на заседание.

Системный конфликт

Конфликт по поводу порядка реагирования на тревоги не единственный, что возник между Тимуром Ткаченко и Виталием Кличко. 29 января мэр Киева записал видеообращение к Владимиру Зеленскому, в котором обвинил Ткаченко в блокировании решения ключевых хозяйственных вопросов, попытке разрушения местного самоуправления и узурпации власти в городе.

В ответ Ткаченко также записал в своем телеграме видеообращение, однако без конкретного адресата. Начальник КГВА назвал заявление Кличко «очень странным» и иронизировал, мол, мэр не знает, что происходит в его городе. Видео было записано на фоне дома по улице Жилянской, который в 2022 году разрушил российский «Шахед» и до сих пор не восстановлен. В заявлении Ткаченко отметил, что обсудил с киевлянами вопросы работы коммунального транспорта во время тревог (на «круглом столе»), что будет вводить рабочую группу прозрачности и подотчетности, несмотря на сопротивление городских властей, и военная администрация будет делать для киевлян то, что не может сделать мэрия.

– У Виталия Кличко сложились хорошие отношения с бывшим начальником КГВА Сергеем Попко, – рассказал Коротко про источник в КГГА. – Попко соглашался со всем, что ему приносили, и все подписывал. Поэтому у мэра не было к нему претензий. Ткаченко - человек иного характера, он хочет во всем разобраться сам, сам принимает решения и сознательно конкурирует с Кличко. Это системный конфликт, вероятно, идет прицел на будущие местные выборы.