Загрузить еще

Проект пенсионной реформы: что известно, какие плюсы и минусы, что говорят экономисты

Проект пенсионной реформы: что известно, какие плюсы и минусы, что говорят экономисты
Фото: armyinform.com.ua

В Минсоцполитики подготовили проект пенсионной реформы, который предусматривает введение базовой пенсии, систему баллов за страховые взносы и другие новшества. Журналист Коротко про обсудила проект документа с экономистами.

До второго уровня еще далеко

О том, что пенсионную реформу в Украине начнут с 1 июля 2025 года, стало известно после публикации Бюджета-2025. Украинцы недоумевали: неужели нововведения, которые откладывают десятилетиями, действительно введут во время полномасштабной войны?

Напомним, что пенсионная реформа в Украине должна проходить в три этапа, однако мы с начала 2000-х топчемся на первом – усовершенствование солидарной системы. Именно в рамках этого первого этапа украинским женщинам подняли пенсионный возраст, а потом инициировали постепенный рост необходимого трудового стажа для всех.

Вторым этапом реформирования пенсионной системы должны стать обязательные отчисления в накопительные фонды, которые будут аккумулировать эти накопления на протяжении длительного времени.

И вот тут и у обывателей, и у экспертов возникают большие вопросы, поскольку у нас все накопления вместе с процентами могут легко исчезнуть в неизвестном направлении. Эксперты не раз говорили о том, что работа таких фондов должна контролироваться государственными регуляторами, а компании, которые это делают, должны иметь системы контроля. В Украине такой системы нет.

- Пенсионную реформу откладывают уже более 20 лет, - напомнил в беседе с Коротко про президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Так что можно сказать, что идея уже переросла сама себя. Главная проблема – громадный дефицит Пенсионного фонда по солидарной системе (т.е. такой, когда из налогов работающих сейчас людей выплачиваются пенсии нынешнему поколению пенсионеров. - Ред). Поэтому реформу постоянно откладывают до «лучших времен», когда этот дефицит исчезнет. Но поскольку сегодня пенсионеров в Украине много, а плательщиков ЕСВ – очень мало, стратегия «сначала ликвидировать дефицит, потом запустить второй уровень» не срабатывает.

По словам эксперта, в Украине, планируя пенсионную реформу, за основу брали немецкую модель, которая сегодня работает в Германии. В этой модели есть свои плюсы и минусы, но в условиях войны провести такую реформу в Украине нереально. Дело в том, говорит Охрименко, что в Германии евро так не девальвирует, как гривна, а у нас планируют накапливать в фондах именно гривну. Но если сейчас запустить второй уровень пенсионной реформы, он заработает лет через 20. За это время украинская национальная валюта сильно обесценится, и накопленные миллионы превратятся в сотни тысяч, а то и десятки тысяч.

Поэтому, подытожил эксперт, реформа просто не сработает без так называемой «валютной оговорки»: большая часть денег на пенсионных счетах должна конвертироваться в валюту и инвестироваться в государственные ценные бумаги Европы и США. Но против этого выступают Минфин, НБУ, так что все это маловероятно.

«Не реформа, а редакция»

То, что предлагают сегодня, эксперты склонны называть не реформой, а, скорее, технической редакцией, ведь ни о каком втором уровне в документе речь не идет. Да и в самом Министерстве социальной политики говорят о том, что речь идет об изложении в новой редакции Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Проект документа преследует все ту же «подготовительную» цель: устранить диспропорции в системе солидарного пенсионного обеспечения, ввести единые подходы к исчислению пенсии, обеспечить четкую зависимость между размером уплаченной суммы страхового взноса и размером пенсии.

В частности, авторы документа предлагают применять для исчисления размера пенсии информацию о суммах уплаченных страховых взносов вместо информации о заработной плате или доходе, с которых уплачивался страховой взнос.

Также в планах ввести базовую пенсию, заменив нынешнюю громоздкую и непрозрачную систему многочисленных доплат. Все надбавки и другие выплаты из понятия «пенсия» будут выведены.

«Фактически речь идет о поглощении таких доплат одной суммой - базовой частью пенсии. Кроме того, базовая часть пенсии обеспечит минимальный уровень пенсионного обеспечения в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования для лиц, получивших право на пенсию по возрасту», - говорится в документе.

Сама пенсия по возрасту будет состоять из базовой и страховой частей. Размер базовой части пенсии по возрасту составит 30% от минималки на текущий год, уменьшенной на сумму отчислений налогов и других обязательных платежей. Размер страховой части – это производная от суммы взносов, которые человек уплатил на протяжении всей своей занятости.

Законопроектом изменяются подходы к перерасчету пенсии в связи с индексацией. Теперь рост пенсий будет соответствовать происходящим в экономике процессам: пенсии будут расти вместе с ростом зарплат, а с замедлением роста заработных плат будет замедляться и рост пенсий.

Также изменяются подходы к перерасчету пенсии для лиц, продолживших работать на пенсии. Для работающих пенсионеров перерасчет пенсий будет происходить автоматически каждый год.

Для обеспечения прозрачной и справедливой пенсионной системы, которая будет работать как математическая модель без «ручного» вмешательства, все дополнительные преференции будут выведены из структуры пенсии в солидарной системе в отдельные доплаты. Они будут сохранены и консолидированы в законе «О пенсиях за особые заслуги». Государственные социальные доплаты получателям пенсии и других выплат будут осуществляться за счет средств госбюджета и продолжат выплачиваться ПФУ вместе с выплатой пенсии.

И, наконец, законопроект предлагает «охватить» пенсиями тех, кто при достижении 65 лет не имеет достаточно страхового стажа, хотя при этом уплатил достаточно большие суммы страховых взносов. В частности, предлагается предоставить право на пенсию по возрасту независимо от имеющегося страхового стажа лицам, достигшим 65 лет, при условии, что до этого времени они уплатили взносы в сумме, эквивалентной сумме взносов за 30 лет стажа с минимальной зарплаты. Кстати, по словам Александра Охрименко, ситуация, когда размер пенсии зависит не от стажа, а от того, сколько человек перечислил ЕСВ, является европейской практикой.

«Все увидят, в какие суммы государству обходятся спецпенсии»

- Данная коррекция солидарной системы выглядит вполне логичной, - отметил в беседе с Коротко про аналитик Даниил Монин. – Во-первых, вводится понятие базовой части пенсии в размере 30% минимальной зарплаты минус налоговые вычеты. Это означает, что государство будет регулярно индексировать базовую пенсию, поднимая минимальную зарплату. Раньше такой привязки не было. Кроме того, насколько я понимаю, система баллов, которая зависит от стажа и платежей взносов, позволит также засчитывать стаж ФЛП, которые платят ЕСВ, но им сейчас стаж не засчитывается.

И, наконец, говорит Монин, еще одним положительным моментом являются планы по выведению всех специальных пенсий из Пенсионного фонда в отдельный закон.

- Вероятно, они будут в виде доплат финансироваться из госбюджета, чтобы не иметь проблем с выполнением Конституции, - подытожил аналитик. – Но в то же время будет всем видна сумма спецпенсий, и она будет отделена от солидарной системы. Это тоже плюс, поскольку все смогут увидеть, в какие суммы государству обходятся специальные пенсии судей, прокуроров и прочих спецпенсионеров.