Украинским судам придется разбираться с еще одной проблемой, заложенной в обширном законе о мобилизации, вступившем в силу с 18 мая. Речь идет о праве на демобилизацию военнослужащих, вернувшихся из плена. Такое основание было внесено в ст. 26 Закона “ О воинской обязанности и военной службе ” и четко выписано. За исключением одного: на какой период оно распространяется. Ведь война – как бы ее ни называли: АТО, ООС, полномасштабная российская агрессия – идет уже 10 лет. Об этом неоднократно напоминают как в сообщениях в соцсетях, так и с высоких трибун.
Первый, по крайней мере официальный, обмен пленными состоялся в декабре 2014 года. По состоянию на конец декабря 2015 года, по открытым данным, из плена были освобождены 2957 человек. Многие из них после 24.02.2022 были мобилизованы или добровольцами пошли в ряды ВСУ. Распространяется ли на них право на увольнение, определенного ответа нет. Своими видениями с Коротко про поделились юристы и народные депутаты.
"Никакое репатриированное лицо не может быть использовано на действительной военной службе" - говорит Женевская Конвенция об обращении с военнопленными, к которой Украина присоединилась еще в глубокие времена Союза - в начале января 1955 года. Однако ни в одном из законов, регулировавших военную службу, это не упоминается.
- Только с момента вступления в силу Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения военной службы, мобилизации и военного учета» военнослужащие, побывавшие в плену, получили право на выбор: уволиться или остаться на службе, - говорит адвокат Владимир Плетенко.
Первое толкование нового порядка попытались сделать в Нацгвардии. В середине июня народный депутат Алексей Гончаренко обнародовал в своем телеграм-канале документ, где указывалось, что демобилизации подлежат только военнопленные, освобожденные после 18 мая 2024 года. "Это какое-то безумие", - прокомментировал ситуацию нардеп.
Надо отдать должное – глава МВД Игорь Клименко оперативно отреагировал на скандал, разместив в своем телеграм-канале бескомпромиссное разъяснение : “...Соответствующая норма применяется ко всем военнослужащим, имеющим статус освобожденных из плена. Независимо от даты обмена". Ключевое слово "всех", но...
- После вступления закона в силу военные, побывавшие в плену начиная с 2014 года, массово начали подавать рапорты об увольнении. Однако воинские части отказывают большинству из них. Юридические службы трактуют новое право так, что оно наступает только для недавно вернувшихся из плена, то есть непосредственно после пребывания в плену, - говорит Владимир Плетенко.
Адвокат рассказывает историю военнослужащего, также получившего отказ в увольнении. Александр, назовем его так, попал в плен в 2014 году в районе Иловайска. Человек честно говорит, что тогдашние условия отличались от нынешних. Его не били, не так чтобы морили голодом, однако несколько месяцев неволи, зависимости и неопределенности – не самое утешительное воспоминание.
После плена Александр вернулся на службу, когда срок контракта истек, ушел на гражданку. В 2022 году был мобилизован как военнообязанный с опытом боевых действий. Сейчас он готовит иск в суд, поскольку считает, что имеет право на увольнение, хотя десять лет назад речь не шла о столь большой войне.
Заметим, что пункт "в связи с освобождением из плена (если военнослужащие не выразили желания продолжать военную службу)" согласно ст. 26 Закона "О воинской обязанности и военной службе" является основанием для увольнения во время действия военного положения, на особый период, во время проведения мобилизации, в мирное время. То есть при всех правовых режимах.
Народные депутаты, к которым мы обратились за разъяснениями, говорят, что не могут толковать закон, поэтому высказывают собственное мнение:
- Плен – это очень травмирующее событие. У человека, который его перенес, может быть нарушена вся жизнь, поэтому необходимо дать ему возможность восстановить свое психологическое и физическое состояние. Принимая закон, мы исходили именно из этого. Но другая история, когда человек был в плену десять или девять лет назад. У него уже было достаточно времени для реабилитации, поэтому вернулся на военную службу, - считает народный депутат Алексей Гончаренко.
- Если не указан временный диапазон действия закона, то, по моему видению, он касается всех, кто прошел через плен, – убежден народный депутат Георгий Мазурашу. – Даже ставить это под сомнение достаточно безнравственно. Понятно, что у армии есть дефицит кадров. Но эта проблема не решается как загнанием в армию, так и удержанием силой тех, кто имеет право уйти от войны.
Что касается юристов, то видение тоже неодинаковое. Одни считают, что имеет силу ст. 58 Конституции, предусматривающая применение обратного действия закона, когда он смягчает или отменяет ответственность личности.
– Соблюдение контракта или мобилизационного долга тоже можно рассматривать как ответственность, – говорит адвокат Кирилл Соломах. – Закон усиливает человека в его правах, а значит, имеет обратное действие.
Другие считают, что должны быть применены другие подходы.
– Статья 58 Конституции касается норм уголовного права, поэтому суд может не принять ее во внимание, – считает Владимир Плетенко. – Успех каждого отдельного дела я бы оценил как 50 на 50. Внося изменения по новым основаниям на увольнение, депутаты ориентировались на политические дивиденды. Поэтому одна норма закона, например об увольнении со службы на основании инвалидности, прописана понятно. А вторую – по освобождению из плена - можно толковать как нацеленную в прошлое, так и только в будущее.
– Закон распространяется на всех. Почему? Потому что в законе другое не написано, - убеждена адвокат Дарья Тарасенко. – Если есть подтверждение пребывания человека в плену, отказы незаконны. Надо писать либо жалобы, либо сразу подавать в суд. Ни одна военная часть никого не хочет увольнять, а потому задача номер один – придумать повод для отказа. В зависимости от того, как он оформлен, зависит линия защиты. Практики судебной пока нет, но она должна быть.
Другой вопрос - почему у нас появляются такие законы, что для них нужны судебные волокиты, чтобы определиться с пониманием?
– Закон очень объемный, депутаты принимали его в ускоренном режиме. Мы видели, что многие вопросы потом решались через подзаконные акты, частично противоречивших самому же закону. Кабмин издал около пяти десятков постановлений, в которые потом еще и вносил изменения или дополнения, – отмечает политолог Алексей Якубин. – В итоге во многих случаях работают именно подзаконные акты. Похоже, что и эта норма нуждается в таком.
По мнению эксперта, Кабинет министров должен разъяснить конфликт отдельным постановлением.