22 декабря
Загрузить еще

Олег Саакян: Может запуститься «геополитическое сафари» - охота сильнейших стран на более слабых

Олег Саакян: Может запуститься «геополитическое сафари» - охота сильнейших стран на более слабых
Фото: ФБ Олег Саакян

Украина возлагает большие надежды на "Саммит мира", который пройдет 15-16 июня в Швейцарии. Что он должен дать на практике, почему там будут отсутствовать представители Китая и когда можно приглашать к переговорам Россию, Коротко про рассказал политолог, соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян.

Повод осудить схожие проблемы

– На саммит приедут представители около 100 стран. Зачем нам такое большое представительство?

- Это сделано для максимальной репрезентации мира, для того, чтобы выработанные на саммите предложения имели высокую легитимность, поскольку де-факто речь идет не о переговорах с Россией, а переговорах о возвращении силы международному праву. На первый саммит вынесены три темы – ядерная, продовольственная безопасность, обмен пленными и возвращение детей.

На первый взгляд, эти темы не касаются завершения российско-украинской войны. Но они касаются деструктивного влияния созданных Россией прецедентов на международное право. Например, Запорожская АЭС сейчас захвачена россиянами, и существует угроза для ее безопасности. Так может произойти в каждой точке мира, когда атомный объект может оказаться рядом с агрессивными и милитаристскими соседями. Это может быть и в Африке, и в Латинской Америке.

Продовольственная безопасность связана не только с судоходством в Черном море, но и во всем мире. В Красном море, например, судоходству грозят хуситы и сомалийские пираты. В настоящее время обостряются отношения стран Южнокитайского моря – Китая и Филиппин. А через Южнокитайское море провозят товаров, в том числе и продуктов, на триллионы долларов.

Освобождение пленных и возвращение детей также может относиться не только к Украине – это общегуманитарный вопрос. Соответственно, такая повестка дня саммита специально создана для того, чтобы максимально обеспечить репрезентацию глобальных проблем. И первый саммит направлен не столько на статусность, сколько на количество участников.

То есть в целом российско-украинская война создала еще ряд прецедентов, которые прямо сейчас не входят в повестку дня первого саммита. По результатам российско-украинской войны, процесса ее течения и результата мы или окажемся в мире, в котором запустится «геополитическое сафари» - охота милитаризованными и более сильными соседями на своих более слабых и чаще демократических соседей. Или мы выйдем в ситуацию, когда мир, по крайней мере, получит шанс сделать выводы и сила права не посыплется под ударами права силы.

"Саммит мира" – не о завершении войны

– Но все же, почему на первый саммит не вынесли ключевые вопросы мира – прекращение огня, вывод вражеской армии и прочее?

– Потому что эти вопросы не решаются в подобном формате. Если бы мы только так задали вопрос, то его бы поддержали только наши союзники – страны формата "Рамштайн". И тогда какой смысл в подобном саммите? А так вынесенные вопросы касаются того, что будет после завершения российско-украинской войны и по каким принципам будет жить мир. Сам "Саммит мира" не о завершении российско-украинской войны, он о создании механизмов, для того чтобы мир стал более безопасным и был способен принудить агрессора, включая Россию, к цивилизованным правилам игры. А на основе этих правил уже будут принуждать Россию к миру.

Это не разговор между преступником и жертвой, это разговор между прокурором, судьей, жертвой и полицией о том, как принудить агрессора к тому, чтобы сохранялся порядок и восстановить в правах эту жертву. А агрессора привлечь к ответственности. Потому что в нашей ситуации сейчас две проблемы. Одна – это невменяемый агрессор, а другая – это отсутствие полиции, прокуроров, которые бы влияли на него.

– И именно поэтому, наверное, не приглашают Россию на первый саммит. А на каком этапе можно Россию включать в процесс?

- Как только по каким-то вопросам будет достигнут предварительный консенсус между государствами, то сразу этот вопрос можно класть перед Россией на стол с тем, чтобы узнать, готовы они или не готовы.

– А почему Россия сейчас так хочет сорвать этот саммит?

- Потому что преступник никогда не хочет отвечать за преступление. Агрессор не хочет, чтобы был создан эффективный механизм принуждения его к миру. Поэтому очевидно, что для РФ этот саммит крайне угрожающий. Ибо он фактически направлен на то, чтобы отремонтировать и построить новые механизмы, чтобы ни Россия, ни кто-либо другой не мог себя вести таким образом на международной арене. Недаром Российская Федерация заявляет, что на этом саммите ничего не решается, но при этом задействует всех, чтобы сорвать его.

Китай не заинтересован в самом формате «Саммита мира»

– О чем говорит нежелание Китая участвовать в саммите?

– Китай не участвует в мирном процессе как в своих, так и в российских интересах. Во-первых, Китай не заинтересован в том, чтобы в мире появились дополнительные механизмы защиты, недопущения и реагирования на агрессивные амбиции. И показательно, что это совпало с заявлением министра обороны Китая о готовности силой противодействовать независимости Тайваня. Что очень показательно именно для этой логики. Они не заинтересованы в более сильном международном праве.

Второе. Для Китая формат "Саммита мира" - это размытие их акций, понижение их статуса в мире как супердержавы. И на каком они фактически - как на чужом празднике. На саммите планируется Индия, арабские страны, другие участники. И таким образом, Китай становится лишь «одним из них», а не первым. А они чувствуют себя альтернативным полюсом мировой политики, они постоянный член Совбеза ООН, для них важен их эксклюзивный статус, который они не хотят потерять.

И в-третьих, они выторгуют себе преференции от России. Для Китая не принять участие в "Саммите мира" - это возможность обменять свою поддержку на конкретные и важные для себя ресурсы в России.

– Вы упомянули об Индии и о Глобальном Юге, но Индия будет представлена ​​на саммите чиновниками низкого ранга. Почему это так?

- Потому что Индия пытается сохранять позиции нейтрального государства. С одной стороны, они вроде бы включаются в этот формат, но при этом оставляют для себя поле для маневра. В случае если формат "Саммита мира" «взлетит» и будет иметь какое-то следствие и положительные сдвиги, то Индия поднимет уровень представительства в нем. А если формат "забуксует" или не будет иметь желаемого эффекта, то для них риски минимальны.

Для Байдена выборы – более важные

– Как считаете, почему не хочет Байден приезжать?

- Скорее всего, США не испытывают необходимости участвовать в саммите в условиях избирательной кампании в Америке, когда каждый час на вес золота. Там не видят потребности участия именно Байдена и тратить инвестиции его времени в это. США будут представлены на саммите на высоком уровне с директивами от президента. Конечно, для Украины обидно, хотелось бы видеть Байдена, но повлияет ли это как-то на возможности, на потенциал "Саммита мира"? Никаким образом не повлияет.

– Будет ли зависеть результативность формата "Саммита мира" и общий переговорный процесс от того, кто станет президентом Соединенных Штатов?

– Безусловно, это будет влиять, но не будет ключевым фактором. "Саммит мира" – это не американский, а украинский проект, в котором мы имеем поддержку ряда западных государств совершенно разной интенсивности. И Соединенные Штаты даже не лидируют среди наших стран-партнеров в поддержке и установлении этого формата.

- Чего же на практике ждать от первого саммита, что мы можем получить?

– Пройдет инаугурация - и начнет действовать новый формат создания механизмов его дальнейшего развития. Появятся рабочие группы, начнутся наработки по этим трем направлениям. Скорее всего, на инаугурационном саммите мы увидим общее коммюнике с общим присоединением к принципам и презентацию системы обеспечения деятельности этого саммита.