В ближайшие несколько лет Украина намерена пополнить свой авиапарк боевых самолетов истребителями самого последнего – пятого поколения. Как сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Турции Василий Боднар, Киев намерен приобрести у этой страны истребитель KAAN (Каган) TF-X. В перспективе он сможет конкурировать на рынке с американскими истребителями пятого поколения.
Разработку этого истребителя Турция начала в 2017 году. Презентацию самолета провели в конце 2023-го. KAAN имеет два двигателя и внешне похож на уменьшенную "копию" американского F-22 Raptor. Но F-22 Raptor Соединенные Штаты не продают за рубеж. Турецкий национальный истребитель может составить конкуренцию американским F-35 и F-22.
Предполагается, что KAAN будет малозаметным и сможет развивать скорость 1,8 Маха. Он будет способен применять ракеты класса "воздух-воздух", ракеты класса "воздух-поверхность" и различные авиабомбы, включая управляемые.
Будут созданы как одноместная версия истребителя, так и модификация с двумя пилотами. На вооружение Воздушных сил Турции он может поступить в 2028-м. У него будет современная оптически-электронная локационная система и бортовая РЛС. Производство трех прототипов MMU Block планируется завершить к концу 2026 года и один прототип Block I – к 2029 году.
Первые серийные самолеты будут иметь характеристики истребителя 4++ поколения, но в дальнейшем его авионику и оборудование обновят, чтобы он соответствовал характеристикам самолетов 5-го поколения. Таким образом Турция присоединится к клубу государств, обладающих новейшими истребителями национальной разработки и производства.
"KAAN может стать вариантом для стран, которые не имеют доступа к истребителям западного производства", - говорит турецкий оборонный аналитик Озгур Экси.
Учитывая сроки создания истребителя, инженерам придется спрогнозировать уровень развития технологий в 2020-2030-е годы. Военные эксперты считают, что после 2030 года воздушное звено будет состоять из одного истребителя с пилотом и нескольких беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом разрабатывается вариант истребителя с двумя пилотами: один будет отвечать, собственно, за управление боевой машиной, второй - контролировать БПЛА. Предполагается, что к окончанию 2020-х годов будет получена техническая возможность эффективно блокировать связь беспилотных аппаратов с наземными командными пунктами за счет применения средств радиоэлектронной борьбы, поэтому актуальным станет вопрос управления этими аппаратами непосредственно в воздухе.
Отдельной проблемой для турецких специалистов является разработка двигателя. Для разработки реактивного мотора «с нуля» потребуется около 30 лет. По этой причине на турецкие истребители планируют ставить импортные двигатели. Свою помощь в создании истребителя предложила также Италия, которая приняла решение поделиться с Турцией технологиями истребителя Typhoon.
Украинские авиаконструкторы также принимают участие в создании двигателя для нового истребителя. В прошлом году в Турции заявили, что из-за высокой стоимости этого проекта Анкара ищет партнеров для производства истребителя KAAN. Ранее сообщалось, что ожидаемая стоимость этого самолета может пересечь отметку в 100 миллионов евро уже на стадии разработки. Министр обороны Турции Ясар Гюлер заявил, что Пакистан собирается присоединиться к разработке. Также подписано соглашение с Азербайджаном.
ТТХ самолета:
Валерий Романенко, авиаэксперт:
- Этот самолет - турецкая попытка создать истребитель пятого поколения. Но сейчас он находится на стадии испытаний, и реально его можно будет выкатить на летную площадку не ранее 2026 года. У него классические формы самолета 5-го поколения. В его создании широко используются стелс–технологии (невидимость). Нет подкрыльных пилонов, фюзеляж характерной конструкции с наклонными панелями и пр. Что же касается мощных средств радиоэлектронной борьбы в нем, которые являются необходимым атрибутом истребителей 5-го поколения, то по этому поводу пока ничего не известно. Есть ли там радары с фазированными антенными решетками – сейчас нельзя сказать.
KAAN может стать конкурентом американских истребителей F-35 только в той мере, насколько турецкая экономика может конкурировать с американской.