Законопроект о мобилизации в Украине был принят Верховной Радой в первом чтении. Теперь предстоит обсуждение перед вторым чтением и окончательное согласование и принятие документа. Однако же много пунктов в законопроекте противоречат Конституции, остаются спорными или непонятными.
- Его одобрили без предложений комитета (по вопросам обороны). Затем – внесение правок 14 дней (до 21 февраля), а затем второе чтение. Вероятно, в целом он будет принят в последнюю неделю февраля, подписан в начале марта и вступит в силу через месяц, то есть в апреле, - сообщил нардеп Ярослав Железняк.
Коротко про рассказывает о возможных нововведениях в украинской мобилизации, если законопроект утвердят в его нынешнем варианте, и какие его пункты являются самыми спорными.
Да, предлагается снизить возрастной ценз с 27 до 25 лет. Авторы законопроекта поясняют: во время военного положения в стране нет необходимости в том, чтобы граждане находились на военном учете призывников до 27 лет.
Интересно, что в прошлом году аналогичные изменения были внесены в Закон «О военной обязанности и военной службе».
Тогда объяснили так: необходимость призывников до 27 лет ежегодно прибывать в ТЦК, чтобы подтвердить право на отсрочку от призыва и пройти медобследование, «приводит к значительным финансово-материальным тратам». И такое длительное пребывание граждан на военном учете призывников во время военного положения нецелесообразно – потому что они не имеют статуса военнообязанных и не могут быть привлечены к военной службе во время мобилизации.
То есть, как только закон вступит в силу, высвободятся тысячи 26- и 27-летних потенциальных солдат.
Также предлагается отменить срочную службу и ввести вместо нее базовую – для граждан в возрасте от 18 до 24 лет, для женщин – по желанию. Базовая военная подготовка может длиться до 5 месяцев, при этом за работающим человеком сохраняется его рабочее место.
Да, все военнообязанные должны в течение 60 дней (после подписания закона) непосредственно прийти в ТЦК для обновления данных или сделать это онлайн. Как вариант – через центры предоставления административных услуг. В случае переезда мобилизованные обязаны встать на учет по новому адресу. При этом для переезда не надо брать разрешение у ТЦК.
Если гражданин пренебрег этой обязанностью, то суд по переданным из ТЦК материалам дела (опять-таки, согласно законопроекту) может ограничить таким людям выезд за пределы Украины и право управлять автомобилем, а также блокировать банковские счета, забирать со счетов деньги и другие ценности.
По этому поводу уже высказался глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, заявив, что положения о блокировании банковских счетов – неприемлемы. «В Верховной Раде нет того, кто такое поддержал бы», - сказал Арахамия. При этом основное количество голосов за этот законопроект дала именно его фракция.
Также некоторые депутаты обращают внимание, что есть проблемы в отметках «снят» и «исключен из воинского учета» в военных билетах. «Снят» - означает временное явление, если человек, например, меняет место регистрации. На новом месте его снова ставят на учет. «Исключен» - человек уже не военнообязанный и не резервист, он недееспособен или достиг предельного возраста - 60 лет. Часто из-за незнания этих понятий появляются проблемы, особенно на границе, когда человек выезжает за пределы Украины. И этот момент тоже надо разъяснить в новом законе.
Нет, по законопроекту, граждане должны зарегистрироваться в электронном кабинете призывника, военнообязанного или резервиста. Это позволит присылать повестки о вызове в ТЦК в электронный кабинет. Даже если владелец кабинета ее не заметит (нет интернета, пропустил и т.п.), повестка будет считаться врученной. Впрочем, не факт, что это освободит украинцев от личных рейдов представителей ТЦК.
И если гражданин добровольно в течение 10 дней не явится в ТЦК, вот тогда и полетит обращение в суд о введении вышеупомянутых ограничений на управление авто, на арест банковских счетов и т.д. до тех пор, пока военнообязанный не явится по месту требования.
К слову, призывников/военнообязанных/резервистов хотят обязать регистрировать свой электронный кабинет на базе реестра военнообязанных «Оберег» под страхом юридической ответственности. Однако, по мнению украинского омбудсмена Дмитрия Лубинца, это требование антиконституционно и противоречит закону о защите персональных данных.
Поскольку все после принятия закона должны будут еще раз пройти военно-врачебную комиссию, их там может ожидать сюрприз. Рада предложила отменить категории «ограниченно годен» и оставить только «годен» или «негоден». Все «ограниченно годные» или люди, оформившие инвалидность после 24 февраля 2022 года, должны вновь пройти медкомиссию.
Людей с инвалидностью всех групп предлагается освободить от военной службы, если только они сами не захотят встать на защиту родины.
Отсрочку от мобилизации получают женщины и мужчины, имеющие ребенка в возрасте до 18 лет, если второй родитель такого ребенка умер, лишен родительских прав, признан пропавшим без вести или объявлен умершим.
Добровольцы по мобилизации имеют отсрочку на два месяца для решения личных вопросов и подготовки к мобилизации. После мобилизации все граждане проходят обязательную военную подготовку сроком в два-три месяца.
Право на отсрочку от призыва ликвидируется у государственных служащих, работников Бюро экономической безопасности, Государственного бюро расследований, Государственной исполнительной службы, Национальной полиции, прокуратуры, Службы судебной охраны и патронатной службы и т.п. Госслужащие получают бронь на общих основаниях. Однозначную бронь имеют председатели городских и поселковых советов, территориальных громад.
Законопроектом предполагается демобилизация по желанию после 36 месяцев непрерывной службы во время военного положения. Увольнять по рапорту предлагается в сроки, определенные решением Ставки Верховного главнокомандующего.
Депутаты ВР также говорят о размытости такой формулировки, а также об отсутствии понятия «ротация». Депутат от фракции «Европейская солидарность» Ирина Геращенко заявила, что норма о демобилизации через 36 месяцев прописана настолько размыто, что у военных на фронте еще больше вопросов.
- Мы не услышали ответа от Минобороны по сроку службы мобилизованных. Этот законопроект не о справедливости, а о принуждении. Там нет демобилизации, и это нечестно по отношению к воинам, которые уже два года под Авдеевкой, Бахмутом, Купянском, - написала Геращенко на своей странице в соцсетях.
Ее поддержала депутат от партии «Голос» Соломия Бобровская.
- Это базовая вещь, и требование военнослужащих - банальное понимание срока службы: 36 месяцев, 48 или какая-то градация для тех, кто безвылазно выполняет задачи в зоне боевых действий. Будем откровенны: выжить, к примеру, в Крынках безлимитное количество времени - на грани фантастики, - прокомментировала она.
Депутаты говорят, что через 36 месяцев военный имеет право написать рапорт о демобилизации. Но вот сроки удовлетворения этого рапорта в законопроекте отсутствуют.
Законопроектом устанавливается сумма в 20 тыс. грн – денежное довольствие в месяц без учета дополнительного вознаграждение. В период военного положения оно может быть в пределах от 30 тысяч до 100 тысяч гривен.
Военнослужащие, освобожденные из плена, получат дополнительные 90 дней отпуска с сохранением денежного пособия, если решили продолжить службу. Если они решили уволиться из ВСУ после выхода из плена, то такая норма на них не распространяется.
А ежегодный основной отпуск во время действия военного положения в течение календарного года может предоставляться по частям - не менее 15 календарных дней.
Практически каждая фракция Верховной Рады готовит свои поправки ко второму чтению законопроекта и считает, что через две недели будут урегулированы все спорные моменты, в том числе явно противоречащие другим законам и Конституции Украины.