Уже скоро два года мы живем с учетом регулярных воздушных тревог. Часто мы вынуждены прекращать работу, чтобы пересидеть в убежище, или – не иметь возможности доехать до работы (а то и до другого города) из-за остановок транспорта. Как законодательство регулирует нашу повседневную жизнь с учетом этих порой многочасовых «приветов от россиян», что считается прогулом и как быть с опозданием на поезд?
Руководство компании или предприятия обязано обеспечить гражданскую защиту своих сотрудников и клиентов/посетителей во время оповещения о воздушной тревоге.
В соответствии со ст. 153 Кодекса законов о труде Украины, работодатель не имеет права требовать от сотрудника, чтобы тот продолжал работу, если это опасно для жизни. Сотрудник может отказаться от выполнения работы, если сложилась ситуация, угрожающая его жизни или здоровью.
Хотя прямой ответственности за работу предприятия во время воздушной тревоги нет в законодательстве. Но если работодатель не предпринял меры, чтобы защитить своих сотрудников (и уж тем более, если они пострадали во время воздушной тревоги), то он может быть привлечен как к административной (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях), так и к уголовной ответственности (ст. 271 УК Украины).
Если работник находится в укрытии во время воздушной тревоги и не может продолжать там свою работу, то согласно ст. 113 Кодекса законов о труде, для него может быть оформлен простой из-за производственной ситуации, опасной для жизни и здоровья не по его вине. В таком случае за работником сохраняется средний заработок.
Если в укрытии сотрудник в состоянии выполнять свои рабочие задания, то для оформления простоя нет причин, и оплата труда происходит по общим основаниям.
Нахождение в укрытии во время воздушной тревоги может быть уважительной причиной отсутствия человека на работе, только если время его отсутствия совпадает с периодом воздушной тревоги и временем, за которое он прибывает из офиса в укрытие и обратно.
Это может быть укрытие и в помещении офиса, в убежище, оборудованном работодателем, или специальных местах в населенных пунктах (их списки обычно находятся на официальных сайтах органов местного управления).
Работник сам решает, в каком укрытии ему безопаснее находиться во время воздушной тревоги в рабочее время - в офисе или в специальном укрытии, например, на соседней улице.
Прогул – это отсутствие на работе на протяжении 3 часов. Однако, если работник отсутствовал, пока длилась воздушная тревога (плюс время добраться до офиса), и это подтверждается временем объявления тревоги и отбоя, то это вынужденный прогул по уважительной причине.
Если же работник отсутствовал два дня, а потом объяснил, что сидел в укрытии (а тревоги в это время были два раза по 1,5 часа), то это прогул, поскольку работник должен был находиться в укрытии только во время воздушной тревоги, а после ее отбоя – вернуться на рабочее место.
До сих пор нет единого мнения, имеют ли право работать во время воздушной тревоги магазины, кафе, рестораны.
С одной стороны, они должны быть закрыты с целью сохранения жизни и здоровья сотрудников и посетителей. С другой – закон не говорит об этом прямо, мол, должны закрыться и точка. Органы местного самоуправления сами разрешают эту дилемму.
Так, в некоторых городах Украины специальные комиссии обследуют заведения, которые подпадают под статус «учреждения двойного назначения» и которые можно использовать как укрытие. Логично предположить, что речь идет, в том числе, о подвальных и полуподвальных помещениях, где часто располагаются небольшие кафе, спортзалы и т.п. Комиссии предоставляют им возможность работать в условиях воздушной тревоги, одновременно предоставляя укрытие всем желающим. И это не только клиенты заведений, но и прохожие с улицы. На таких заведениях ставится маркировка «укрытие», чтобы люди знали, что здесь можно спрятаться и переждать воздушную тревогу.
Если пассажиры из-за объявленной воздушной тревоги не смогли вовремя попасть на вокзал и сесть в свой поезд, то они могут воспользоваться своим билетом в течение 24 часов, выбрав нужный им рейс в том же направлении. Это правило «Укрзалізниця» ввела как для внутренних, так и для международных рейсов.
Менять билет в кассе не надо, а надо подойти к начальнику поезда, который сориентирует, на каком месте пассажир может поехать. Но если поезд стоит на станции лишь несколько минут, лучше заранее обратиться к дежурному по станции, а он свяжется с диспетчером. Тот и скажет, где есть свободные места для опоздавшего пассажира.
В этом случае автобус/троллейбус/трамвай должны довезти пассажиров до ближайшего укрытия, чтобы они имели возможность находиться там до отбоя. При этом транспорт может остановиться как на ближайшей остановке, так и рядом с укрытием. В большинстве городов общественный транспорт приостанавливает свою работу.
Часто воздушные тревоги звучат ночью, а утром дети приходят в школу не выспавшись и не способны сконцентрироваться. Министр образования и науки Украины Оксен Лисовый уверен, что ничего страшного не произойдет, если ребенок пропустит первый урок после ночной тревоги.
- Нужно быть реалистами и понимать, что уставший ребенок вряд ли сможет воспринимать материал на уроке и иметь необходимый уровень концентрации, - сообщил Лисовый.
Он порекомендовал наверстывать пропущенные знания на образовательных платформах, а в случае, если пропущенной оказалась самостоятельная или контрольная работа, школьники должны иметь возможность ее сдать в другое время.
Педагог не имеет права передавать родителям ребенка из укрытия. До завершения воздушной тревоги ребенок должен оставаться в защищенном месте.
Если сотрудники образовательных учреждений, школьники и студенты во время сигнала воздушной тревоги находятся дома или по дороге в школу/вуз, они должны срочно проследовать в ближайшее укрытие.