Приравнять коррупцию к государственной измене и наказать вплоть до пожизненного заключения. С такой инициативой президент Украины в ближайшее время намерен выйти в Верховную Раду.
Скандалы, связанные с закупками для армии, ремонтом дорог, разбивкой стадионов, нецелевым использованием выделенных на бомбоубежища средств, очень сильно понизили точку кипения. Высшая мера наказания будет распространяться на крупных взяточников, растратчиков или казнокрадов только в период военного положения, но и этого достаточно, чтобы общество немного выпустило пар.
Но будет ли достигнут реальный эффект, эксперты продолжают спорить.
Сама идея глубоко не молода. Законопроекты про высшую меру наказания за тяжкие коррупционные преступления подавались в 2009, 2016, 2019 годах. По итогам народного опроса в 2020-м, такую идею поддержали более 80% респондентов. В апреле этого года петиция № 22/179714-эп "Пожизненное заключение для депутатов и работников государственных структур за коррупцию во время военного положения" набрала больше 27 500 голосов. Президент переадресовал вопрос к Верховной Раде.
К этому времени в украинском парламенте уже находились два законопроекта, касающиеся проблемы. Разработанный группой депутатов за номером 9029-й, где военное положение предлагается рассматривать как отягчающее обстоятельство, и 9049-й за авторством Георгия Мазурашу.
- Я предложил вдвое повысить наказание за коррупцию во время войны, за особо тяжкие деяния предусмотреть пожизненное заключение, - комментирует Георгий Мазурашу для KP.UA. –Законопроект обсуждался моими коллегами, был рекомендован комитетом для включения в повестку дня, но на этом все затихло.
Депутат уверен, если законопроект будет подан за авторством президента, Рада проголосует положительно.
- Но я не уверен, что это обеспечит неотвратимость наказания. Сейчас мы видим, что не хватает профессиональности следствия – по ряду дел обвинения не могут подкрепить надлежащими доказательствами. Вместо реальных посадок коррупционерам разрешают заключать сделки со следствием, они отделываются условными сроками и небольшими штрафами. А ведь так называемая мелкая коррупция наносит стране не меньше вреда, чем крупная, - констатирует Георгий Мазурашу.
О неотвратимости наказания говорит и старший эксперт Украинского института будущего Игорь Попов:
- Мы не знаем, какие новеллы будут в новом законопроекте. Сейчас мы можем оценивать только публичное заявление президента, который абсолютно правильно реагирует на общественное негодование по поводу фактов коррупции. Но эти факты говорят о том, что действующая правоохранительная система не справляется со своими задачами. У нас есть профессионально разработанная антикоррупционная программа, но ее исполнение последние 10 лет саботировалось. До приговора в судах, который вступил бы в силу, доведены очень мало уголовных производств.
По мнению эксперта, в первую очередь нужен серьезный аудит правоохранительной системы с привлечением не только отечественных, но и зарубежных экспертов. Нужно найти ответ на вопрос: почему это не работает.
- Мы также должны понимать, если крупную коррупцию приравняют по последствиям к государственной измене, это не обязательно повлечет за собой пожизненное заключение, - отмечает Игорь Попов. – Нижняя планка – это 15 лет.
Решение будут принимать не политики, не общественность, а суд, взвешивая доводы обвинения и защиты.
К этому добавим, что всем, кого подозревают в коррупции или судят за коррупцию сейчас, сроки будут исчисляться по ныне действующему УК Украины. То есть бывший военком Борисов и все остальные, успевшие обогатиться на войне, в сектор для пожизненников не попадут.
Еще из разряда разочарований: безусловного пожизненного заключения в Украине с недавних пор нет. В сентябре 2021 года Конституционный суд пришел к выводу, что Основной закон не позволяет лишать человека права на досрочное освобождение. В октябре 2022-го Рада приняла закон, позволяющий пожизненно осужденным подавать прошение о помиловании спустя 15 лет отсидки. Суд получил право либо сразу выпускать узника за его положительные характеристики от тюремщиков или по состоянию здоровья, либо добавит еще 5 лет, доведя общий срок до 20-ти. Ходатайство могут и отклонить, но европеизация нашей исправительной системы требует гуманности.
Сторонники самых жестких мер потирают руки при мысли, что приравненные к изменникам ворюги и хапуги больше не смогут улизнуть из СИЗО под залог. Что там в будущем решат, не важно, главное, чтобы поймали и посадили баланду жрать вместо икорки на авокадо. Картина психологически отрадная, но у медали есть другая сторона.
- Залог – это гарантия, что в случае признания вины лицо покроет хоть часть причиненного государству ущерба, - говорит адвокат Сергей Старенький. – Если будет арест без альтернативы залога, мы вернемся к коррупции, которая действовала до принятия Уголовно-процессуального кодекса 2012 года: эти деньги чиновник потратит на следователей, прокуроров, судей, чтобы выйти на домашний арест, например, по состоянию здоровья, под личное обязательство или на поруки.
И «баланду жрать» страдалец не обязан. С 2011 года украинские заключенные получили право заказывать еду из ресторанов. Плюс к услугам вип-подследственных платные камеры в СИЗО. Доход от вынужденной аренды станет получать уголовно-исправительная система, а оплачивать охрану, коммунальные услуги, содержание персонала изолятора будет бюджет, то есть налогоплательщики.
Сергей Старенький не исключает, если вдруг каким-то немыслимым чудом в сектор для пожизненников хлынут бывшие топ-чиновники, там тоже появятся камеры повышенного комфорта.
Политтехнолог Тарас Загородний обращает внимание на такой момент:
- Государственная измена не имеет сроков давности, у коррупционных преступлений он есть. Мы не знаем, в какой редакции будет подан президентский законопроект, но я бы хотел в нем видеть статью, которая бы не позволила чиновнику отсидеться за границей 10 лет, пока "вода не убежит".
Также эксперт отмечает, что в конечном итоге важен не только сам вид наказания, но и возмещение ущерба. По давно устоявшейся практике, незаконные доходы переписываются на жену, детей, тещу.
- Этот круг следует разорвать. Я об этом уже говорил и повторю сейчас: семью коррупционера нужно рассматривать как организованную преступную группировку. Если сам он после суда оказывается гол как сокол, то долги перед государством должны переходить на ближайших родственников.
Когда законопроект появится на сайте Рады, дискуссия вокруг него наверняка возобновится. Уже сейчас можно прогнозировать, что споры возникнут вокруг положения о передаче ряда крупных коррупционных дел (схемы свыше 24 миллионов гривен) из подследственности НАБУ в СБУ. Об этом источники в ОП якобы сообщили «Зеркалу недели». Распределять «серьги» будет Офис генерального прокурора.
Любители конспирологий уже шепчутся, что таким образом депутаты и администрация президента хотят прикрыть своих, поскольку с НАБУ отношения натянутые. И что наши западные партнеры уже якобы против такой новации.
- Реформа СБУ в связи с войной приостановлена. Но в любом случае возлагать на Службу безопасности дублирующие функции, которые не связаны с контрразведывательной, антидиверсионной, антитеррористической и антиколлаборационной деятельностью, в такой время не целесообразно, - считает бывший сотрудник службы, ассоциированный эксперт Украинского института будущего Иван Ступак.
Что касается Запада, то, по мнению эксперта, он может не одобрить и пожизненное заключение за коррупцию. Такая высшая мера наряду со смертной казнью существует только в некоторых странах Азии. В Европе максимальный срок – 15 лет, и тоже только в некоторых странах.