На днях секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил, что в реестр олигархов не внесено ни одной фамилии. Не так, чтобы большая новость, но привкус досадный. Столько шума было из-за этого "антиолигархического" закона, столько интриг плелось, столько прогнозов об оздоровлении экономики и политики делалось, а в итоге, значит, ничего?
Парадокс в том, что если раньше нам говорили, мол, без такого закона нас в Европейский Союз не пустят, теперь говорят, что не возьмут с таким законом. Как с этим жить, kp.ua поинтересовалась у экспертов.
Закон Украины "О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)", принимался в ускоренном режиме, и вышло так, что побежали впереди паровоза. В Европейскую комиссию за демократию, более известную как Венецианская комиссия, документ был направлен уже с подписью президента. Юристы делали пессимистические прогнозы о рецензии и не ошиблись.
В июне этого года Венецианская комиссия обнародовала вывод, что в таком виде, в каком он есть, закон нельзя претворять в жизнь. Ибо он носит карательный характер, исповедует личностный подход к вопросам борьбы с олигархическим влиянием и содержит потенциал использования в политических целях. Собственно, об этом независимые эксперты предупреждали еще на этапе обсуждения законопроекта, инициатором которого выступил сам президент.
Критике подвергались основные устои, на которых Украина собиралась вести борьбу за оздоровление экономики и политики. А именно: олигархов определял СНБО, хотя не имел таких полномочий по Конституции, назначенных должны были урезать в правах, которые имеют граждане Украины, и заносить в специальный реестр.
В июне прошлого года Алексей Данилов говорил, что есть 86 кандидатов на "доску выговора", в октябре на создание реестра выделили без малого 3 миллиона гривен.
А в марте министр юстиции Денис Малюска дал понять, что запуск реестра олигархов в частности и имплементация закона в целом является нашим указателем в Евросоюз, но если мы двинемся, не согласовав маршрут с Венецианской комиссией, то и до дверей, в которые стучать надо, не дойдем.
- Венецианская комиссия – это политический орган, который может менять свои мнения. Что им выгодно, то они и пишут. Но с точки зрения прав человека, выводы комиссии абсолютно правильные, - считает управляющий партнер адвокатского объединения "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец. – Закон никуда не годится и ведет к узурпации власти. Он позволяет любого человека, владеющего состоянием, объявить олигархом и ограничить в правах без судебного контроля. Такого закона об олигархах нет ни в одной стране мира – это признал и сам Денис Малюска.
По словам юриста, в Европе иной подход.
– Там существуют законы о лоббизме. В любой цивилизованной стране для контроля влияния крупного капитала на экономику и политику существует институт лоббистов, где строгая отчетность и четкий контроль. Зарегистрированный лоббист ходит в парламент, встречается с депутатами, декларирует цель встреч. И любой гражданин может увидеть, на что это повлияло и кто несет ответственность. К примеру, за введение платы за поверку счетчиков, которая и так заложена в тарифы. Или за транспортировку газа – фактически продажу воздуха. Все можно увидеть, проверить и знать, в чьих интересах приняты такие законы, кто греет руки и к кому приходить с обысками.
Эксперт обращает внимание на то, что в Украине были попытки законодательно легализовать лоббизм.
– Но прозрачный механизм нам невыгоден, мы предпочитаем управлять в ручном режиме. Тот закон об олигархах, который был принят, нереален. Стоит напомнить, что "слуги" противились, когда Дмитрий Разумков заявил о намерении передать подписанный закон в Венецианскую комиссию. И это стоило Разумкову кресла спикера Рады.
Что интересно: первая реакция наших западных партнеров на "антиолигархическое оружие" была положительной. В октябре прошлого года, по итогам саммита «Украина - ЕС», в совместном заявлении Евросоюз приветствовал "усилия Украины к ограничению возможностей для совершения коррупционных действий и ее приверженность к борьбе с влиянием частных интересов..."
Как сейчас, так и тогда, российская агрессия была в разгаре. Однако сейчас, "заступаясь" за олигархов, Венецианская комиссия сослалась на войну, потому что она существенно уменьшила их влияние. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что это правильный аргумент. Но не только это повлияло на отрицательное заключение.
- Деолигархизация, в частности, преследовала цель разорвать связь бизнеса и СМИ. А получилось так, что вместо демократизации медиапространства мы получили его "огосударствление". Все бывшие олигархические каналы работают за счет госбюджета. Публика потеряла право слышать разные мнения, кроме пропагандистских, - отмечает политолог. – В первые месяцы агрессии это было правомерно. Но сейчас, когда жизнь приспособилась к военному времени, когда работает парламент, все государственные учреждения, на дискуссиях тоже поставлен крест. Это не совпадает с видением Европы, как должна развиваться страна даже в условиях войны. Война – не повод подменять демократию автократией.
По мнению эксперта, Европа приветствует наше желание уменьшать влияние крупного капитала на политику, но не одобряет избранный способ.
– В России также боролись с олигархами, в Беларуси их совсем не было. И что мы видим? Там только один олигарх – это власть. Деолигархизация – не самоцель. Это только инструмент, и в Украине он должен быть инструментом демократизации.
Об отмене "антиолигархического" закона в выводах Венецианской комиссии речь не идет. По крайней мере, прямого такого требования нет, есть рекомендации отойти от личностного подхода к системному.
– Закон поставлен на паузу. После войны будут коррективы в контексте европейской интеграции. Но этот закон уже дал свой эффект. Воздействие олигархов значительно уменьшилось. Ринат Ахметов отказался от всех своих медиаактивов, даже футбольные каналы закрыл, и не только из-за войны. Он очень не хотел попасть в реестр. Отказ Вадима Новинского от мандата депутата, по мнению большинства экспертов, тоже с этим связан, – говорит председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Политолог отмечает, что Венецианская комиссия лишь немного покритиковала этот закон.
- Выводы о законах о нацменьшинствах и языковом законодательстве были куда более резкими. Сейчас речь идет только о рисках политического преследования. И я лично не вижу в законе такого признака, как карательность. Ограничения финансирования партий существуют во всех демократических странах. А отчет чиновников о контактах с миром крупного бизнеса для ЕС вообще является нормой.
По мнению политолога, главная проблема закона – репутационная. Выделение определенной группы людей в касту с черной меткой путем внесения в реестр.
- Закон корявый, популистский, он действительно не соответствует традициям развитых государств, где практикуется антитрастовое – антимонопольное законодательство. Следовательно, будут изменения. И очень вероятно, что от этого реестра мы вообще откажемся.
По мнению Владимира Фесенко, Украина должна и будет развивать законодательство, направленное на устранение влияния крупного бизнеса на большую политику для получения сверхприбылей.
- Это подоплека, первоисточник системной коррупции. Остальные – это производные. С конца 90-х годов сложилось, что вся наша большая политика зависима от больших денег. Это работает как система, ее нужно разрушать. Я лично сторонник конструктивного взаимодействия государства и крупного бизнеса. И Владимир Зеленский в начале своего президентства попытался его наладить. А чем это кончилось? Тем, что некоторые люди начали банально перекупать "слуг". Оттуда и родился закон, не соответствующий стандартам, но была попытка сломать стандарты.
Сейчас, отмечает политолог, с олигархами заключено перемирие и сотрудничество. Ибо общая война и общий враг. Одно время так будет продолжаться и после войны. Это нужно использовать для настройки цивилизованных предохранителей. Потому что Европа таки будет давить.
ДЛЯ СПРАВКИ
Закон предусматривает, что для получения статуса олигарха нужно соответствовать трем признакам из четырех:
Кроме внесения в специальный реестр, олигархам запрещается: