После того как Россия разорвала «зерновое соглашение» о поставках украинской агропродукции, в мире задумались о том, как дальше можно будет поставлять украинское зерно на мировые рынки. Также не исключено и возобновление «зернового соглашения» в каком-либо другом виде. KP.UA разбиралась в этом вопросе.
Главным плюсом этого соглашения было то, что Россия обещала не нападать на зерновые конвои с украинским зерном. Теперь же она отказалась от этих гарантий. И сейчас важно, чтобы кто-то другой смог обеспечить зерновые поставки из Украины. Наиболее к этой роли подходит Турция, обладающая мощным флотом, который не смеет атаковать Россия.
Президент Владимир Зеленский заявил, что Украина уже обратилась к Турции и ООН с предложением продолжить функционирование "зернового коридора" в рамках Черноморской зерновой инициативы без России, которая вышла из договоренностей.
"Черноморская зерновая инициатива может и должна работать без России и в дальнейшем. Остается она действующей. Единственное, что остается сейчас - это ее аккуратное выполнение, решительное давление мира на государство-террориста", - заявил он. При этом украинский президент напомнил, что Украина не заключала никаких соглашений с Россией, а договоренность об экспорте зерна подписана с Турцией и ООН.
Поэтому украинский президент анонсировал, что направил официальные письма президенту Турции Реджепу Эрдогану и генсеку ООН Антониу Гутерришу с предложением продолжить работу Черноморской зерновой инициативы или ее аналога в трехстороннем формате. "Украина, ООН, Турция совместно могут обеспечить работу продовольственного коридора и инспектирование судов. И это нужно для всех в мире", - заявил он.
Но Россия грозится оружием, если «зерновая сделка» будет продлена без нее. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков непрозрачно намекнул сторонам о «рисках», если решатся на продолжение "зерновой сделки" без участия России. Комментируя предложение Украины продолжить "зерновую сделку" без участия Москвы, он отметил, что "если будет что-то оформляться без России, то эти риски должны учитываться".
И агрессор уже начал обстреливать те украинские города, где есть порты с зерном на экспорт. "Ночная атака россиян на Одессу и Николаев (в ночь на 18 июля. - Ред.) с использованием ракет и "шахедов" - еще одно доказательство того, что страна-террорист хочет поставить под угрозу жизнь 400 млн человек в разных странах, зависящих от украинского продовольственного экспорта", - заявил руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак.
А что же будет после расторжения «зернового соглашения»? Министр сельского хозяйства Украины Николай Сольский еще в мае этого года, когда Россия грозилась выйти из зерновой сделки, заявил, что в случае непродления Черноморской зерновой инициативы Киев сможет использовать альтернативные экспортные маршруты.
«Мы не предвидим никакого апокалиптического сценария в силу миллиона обстоятельств. Украинские фермеры и украинские трейдеры показали, что они могут многое сделать, и многие (экспортные) маршруты могут быть проложены. Есть несколько сценариев, которые будут задействованы в худшем случае», - сказал он.
"Это (отказ России. – Ред.) повысит зависимость от альтернативных торговых путей через Дунай и соседей Украины по Европейскому Союзу, хотя маршруты остаются дорогими, а некоторые страны противятся транзиту", – отмечает агентство Bloomberg.
Так, по данным Украинской зерновой ассоциации, через Дунай можно экспортировать 30-35 млн тонн украинского зерна ежегодно. По словам президента этой ассоциации Николая Горбачева, нужно развивать Дунайский путь за счет организации якорной стоянки в румынских территориальных водах для перевалки зерна на крупнотоннажные суда. Это позволит значительно снизить стоимость логистики и поспособствует продвижению независимого от черноморского "зернового коридора".
И по данным украинского Мининфраструктуры, уже 16 судов прошли по устью Дуная для экспорта украинского зерна. Еще более 90 судов ждут своей очереди на рейде Сулинского канала в Румынии. Мининфраструктуры также ведет переговоры с румынскими коллегами и представителями Еврокомиссии, чтобы увеличить количество прохождений через Сулинский канал.
А вот инфраструктура ЕС, в первую очередь европейская железная дорога, по словам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, не способна принять и перевезти то количество зерна, которое хотели бы перевезти украинские фермеры в обход заблокированных морских портов.
"К сожалению, инфраструктура ЕС не приспособлена к грузовым перевозкам. 80% перевозок по железной дороге в Европе – это пассажирские перевозки, поэтому "вклиниться" туда со своим грузом очень тяжело. У них нет привычных для нас узловых станций, где можно цеплять и отцеплять вагоны. Для нас реальная перспектива – развитие дунайских портов", – пояснил Николай Горбачев.
В Вашингтоне заверили, что после выхода России из Черноморской зерновой инициативы партнеры Украины будут искать альтернативные пути экспорта украинского продовольствия. Об этом заявил государственный секретарь госдепа США Энтони Блинкен.
Глава госдепа также напомнил, что смысл "зерновой сделки" заключался в том, чтобы гарантировать безопасность, надежность и предсказуемость вывоза продовольствия из Украины в страны, которые в нем нуждаются.
"При отсутствии этого мы рассмотрим, что еще можно сделать, чтобы найти другие пути попадания украинских продуктов питания на мировой рынок, включая вывоз по железной дороге и автомобильным транспортом. Но учитывая объемы, очень трудно заменить то, что сейчас теряется. Это результат того, что Россия превратила продовольствие в оружие", – подытожил Блинкен.
А вот президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что верит в то, что президент России Владимир Путин хочет продолжения действия "зерновой сделки" и намерен поговорить с ним об этом во время приезда российского диктатора в Анкару в августе.
"Я верю, что Путин хочет, чтобы этот гуманитарный коридор продолжал функционировать", – сказал Эрдоган. И добавил, что планирует телефонный разговор с Путиным, чтобы "не ждать до августа", когда ожидается личный визит лидера РФ в Турцию.
Евросоюз также призвал Россию пересмотреть свое решение и немедленно возобновить выполнение Черноморской зерновой инициативы.
При этом представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель подчеркнул, что Россия продолжает использовать продовольствие как оружие. «Разрывая соглашения, Россия единолично блокирует один из важных основных путей экспорта из Украины зерна и несет исключительную ответственность за сбои в поставках зерна по всему миру и рост цен на продовольствие», - сказал он.
Иван Ступак, эксперт Украинского института будущего:
- «Зерновое соглашение» обязательно будет работать в той или иной форме, с Россией или без нее. В прошлом году Москва уже пыталась «играть мускулами», грозя выйти из этой сделки. Двое-трое суток успешно работали без них. Россияне это увидели и тут же вернулись к соглашению.
Так и сейчас - им просто нечем угрожать. Если они захотят уничтожать наши элеваторы и зерновые порты - то наше ПВО работает очень успешно. Если будут атаковать корабли с зерном – так это все иностранные суда, и можно нарваться на еще больший международный скандал. К тому же эти суда вполне может охранять турецкий флот. А теперь давайте посмотрим, кто является самым большим выгодополучателем от нашего зерна – это союзники России Китай и Турция, и они вполне могут повлиять на Москву, чтобы та восстановила соглашение.
Что же касается альтернативных путей – Дуная, стран Восточной Европы, то они также рассматриваются. Хотя нужно признать, что они не приспособлены к таким объемам зерна, которые предлагает Украина.
Игорь Рейтерович, эксперт-международник:
- Сейчас есть два пути реанимации «зернового соглашения». Первый – в него вернется Россия. Тут все зависит от того, сможет ли она что-то выторговать от ООН и Запада для себя или нет. Второй путь, более выгодный для Украины,– без России, но с усилением роли Турции как гаранта безопасности судов с украинским зерном. В этом случае Анкара будет охранять их своими военными судами. Но может быть и так, что Эрдоган убедит Путина вернуться к сделке. Если же этого не будет, то придется использовать альтернативные сухопутные пути через Восточную Европу и Дунай. Они не настолько эффективны, как морской, но все же позволят переправлять наше зерно.