5 ноября
Загрузить еще

Культурное пространство или снова монастырь: наивные вопросы о будущем Киево-Печерской лавры

Культурное пространство или снова монастырь: наивные вопросы о будущем Киево-Печерской лавры
Фото: lavra.ua​

Ситуация вокруг Киево-Печерской лавры остается напряженной. Хозяйственный суд Киева отказался приостановить процедуру передачи имущества и выселения священников, однако УПЦ намерена это решение обжаловать. И отказывается покидать монастырь, пока не будет окончательного решения суда о расторжении договора аренды с заповедником.

После рождественской литургии в Успенском соборе митрополит Православной церкви Украины Эпифаний в интервью «Суспільному» заявил, что "...со временем вся Лавра будет украинская, будет принадлежать ПЦУ, и это все произойдет мирно и спокойно". Однако о передаче помещений святой обители в пользование ПЦУ пока речь не идет.

Нижняя лавра, как и Верхняя – собственность государства, территория единого Национального заповедника. Большое и хлопотное хозяйство – уникальные экспонаты, коммунальные услуги, уход за территорией, наконец, мощи святых в пещерах и т. п. – за всем этим должен кто-то ухаживать и вкладывать средства.

KP.UA поинтересовалась относительно дальнейшей судьбы главной святыни Киева.

1. Может ли случиться, что Нижняя лавра перестанет быть монастырем, а останется только заповедником?

Сейчас такой территорией является Верхняя лавра, где находится главный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. УПЦ проводила там богослужения на правах почасовой аренды. Верхняя лавра – это музейный комплекс, куда вход платный. В отличие от Нижней лавры, которая является не только приманкой для туристов, но и местом массового паломничества.

- Министерство культуры подняло вопрос о возвращении Нижней лавры в государственное пользование, - говорит  религиовед Алексей Смирнов. – От Православной церкви Украины было обращение о предоставлении им помещений Нижней лавры в долгосрочную аренду. Напомним, что в декабре прошлого года ПЦУ зарегистрировала свой статус мужского монастыря на территории Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. По этому принципу они надеются, что получат желаемое, и такой вариант возможен.

Однако министр Александр Ткаченко говорил о том, что вся территория Лавры может находиться в пользовании государства.

2. Почему монахов УПЦ просят перейти в ПЦУ?

По оценке Алексея Смирнова, Православная церковь Украины имеет более 70 зарегистрированных монастырей, однако у всех обитают всего чуть больше 200 монахов.

- У ПЦУ сейчас нет возможности обеспечить функционирование монастыря в том виде, как было до расторжения договора заповедника с УПЦ. – Поэтому они рассчитывают, что какое-то количество монахов с братией Киево-Печерского монастыря УПЦ перейдет в ПЦУ. Но пока этого не происходит, за исключением одного человека.

Священник Православной церкви Украины, ректор Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости Георгий Коваленко более оптимистично смотрит в будущее:

- В украинском боголюбивом народе как были, так и есть люди, которые идут по пути монашеского призвания. Мне кажется, невозможен вариант, когда Лавра останется без молитвы и без монахов.

Священнослужители УПЦ отказываются покидать территорию Лавры до тех пор, пока не будет решения суда. Фото: lavra.ua

Священнослужители УПЦ отказываются покидать территорию Лавры до тех пор, пока не будет решения суда. Фото: lavra.ua

3. Сможет ли государство финансировать содержание всей территории Лавры?

До расторжения договора на государственном иждивении находилась только Верхняя лавра. Заповедник имеет возможность зарабатывать средства на сдаче помещений в аренду под культурные мероприятия, частные выставки, творческие мастерские, торговые киоски и т.д. И платить все необходимые налоги.

Из Нижней лавры в бюджет не поступает ничего, поскольку договор был о безвозмездном пользовании, а налоги на свои доходы религиозные организации не платят. Однако и на содержание территории, построек Нижней лавры государство не тратилось.

– Все работы по уборке, благоустройству, озеленению, ремонту, обслуживанию пещер и святых мощей выполняют монахи и наемные монастырем работники, – отмечает Алексей Смирнов. - Конечно, если монахов не станет, то все ляжет на плечи Национального заповедника. Придется либо нанимать дополнительный и большой штат работников, которые будут делать все то, что делали монахи, либо отдавать помещения в аренду светским организациям – галереям, художественным студиям.

Старший научный сотрудник отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды НАНУ Игорь Козловский считает, что этот вопрос решаем. Ведь Лавра существовала как музей для передачи ее монастырской части церкви.

- Лавра – это многофункциональный комплекс. Это культурная, историческая, историко-исследовательская территория. Концентрировать внимание только на религиозной составляющей, как это делается сейчас, не совсем верно. Надо учитывать, что хочет заповедник видеть в Нижней лавре. Понятно, что часть помещений они могут передать ПЦУ.

4. Как зарабатывает Православная церковь?

Церковные территории и принадлежность к приходу – это не только духовный или идеологический момент. Это зарабатывание средств, поскольку церковь финансирует себя сама. И чем больше приход, тем больше может быть прибыль.

Официально считается, что церковь живет на пожертвования, но от простых верующих большие деньги не поступают. При каждом приходе есть меценаты, которые регулярно и прилично донатят на церковь, она продвигает их интересы среди прихожан на местном уровне.

Церковь предоставляет платные услуги – венчание, отпевание, крещение, молебны, панихиды, молитвы за здравие и упокой. При каждом храме есть магазинчики со свечами, иконками, крестиками, религиозной литературой. Церкви не запрещается иметь свой частный бизнес – пекарни, мастерские и т. п., сдавать территории в аренду.

Итак, с точки зрения коммерции, территория столичной Лавры очень привлекательна. Монастырь имел доход от сдачи земли в аренду под киоски частным предпринимателям, от собственной пекарни и сети торговых точек, нескольких трапезных, гостиницы для паломников, иконописной и мебельной мастерских, свечного заводика.

– В Лавру всегда прибывало большое количество паломников, поэтому было много пожертвований, в том числе и от богатых людей, – отмечает Алексей Смирнов.

5. Сколько Лавра платит коммунальных платежей?

- Эту сумму озвучивал в свое время для печати митрополит Павел (Лебедь) - более миллиона гривен в месяц с учетом цен на отопление, - говорит Алексей Смирнов.

Эксперт отмечает, что рядом с Лаврой есть Свято-Феодосийский монастырь ПЦУ.

– Там живут несколько монахов, которые могут перейти в Лавру. Но в этом монастыре никогда не наблюдалось большое количество верующих. Так что пожертвования, по крайней мере в первые годы, не будут такими, как были. Государству придется либо вкладывать деньги, либо искать, как их заработать. Поэтому министр Ткаченко и говорил о выставках, разных культурно-художественных мероприятиях.

6. За какие нарушения расторгли договор аренды с УПЦ?

В заключении комиссии от Минкульта речь шла о незаконном строительстве на территории, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Документ не был обнародован, но в прессе писали, что речь идет, в частности, о построенном овощехранилище для нужд монастыря. Я не знаю, велико ли это нарушение. Но если сравнить состояние Лавры, в котором она еще при Союзе была передана церкви, и состояние, в котором находится сейчас, то очевидно, что за счет церкви очень многое было восстановлено и восстановлено, приведено в порядок, - высказывает свое мнение Алексей Смирнов.

В то же время бывший генеральный директор Киево-Печерского историко-культурного заповедника, а ныне глава Всеукраинской ассоциации музеев Сергей Кролевец свидетельствует, что незаконное строительство в Лавре продолжалось годами.

- Ее все время перерабатывали по своему вкусу, что-то ломали, чтобы достраивали. И не нужно никаких комиссий, все это мы фиксировали документально. Все акты есть, мы о нарушениях говорили, показывали, но с фактами никто не хотел считаться, - говорит Сергей Кролевец. – За годы пребывания в Лавре УПЦ вопреки договору было построено помещений на общей площади более 20 тысяч квадратных метров.

7. Если не будет монастыря, кто будет ухаживать за святыми мощами?

На территории Нижней лавры находятся Ближние и Дальние пещеры, где покоятся мощи святых. За ними ухаживают монахи и прислужники. Собственно мощи не нуждаются в каких-либо процедурах с человеческим вмешательством. В том и заключается чудо нетления. Задача монахов - переодевать святых в наряды разного цвета до христианских праздников, протирать от пыли раки.

Раз в год раки поднимают вверх, чтобы просушить одеяния. Их вывешивают на солнце, имена святых указываются на бирочках. Мощи в это время находятся в несолнечных проветриваемых помещениях надземных сооружений пещер. Мощи из затворов – погребальных ниш в стене – наверх не выносятся.

– Уход за мощами могут осуществлять не только священники или монахи. Не все монахи – священники и не все служители Лавры – монахи. Ухаживать могут и простые верующие, - говорит отец Георгий Коваленко.

Мощи святых в особом уходе не нуждаются - раз в год проветрить одеяния и стирать пыль с раки. Фото: lavra.ua

Мощи святых в особом уходе не нуждаются - раз в год проветрить одеяния и стирать пыль с раки. Фото: lavra.ua

8. Кто будет готовить священников, если выселят Киевскую духовную академию?

Министр культуры Александр Ткаченко сказал, что расторжение договора аренды касается всех помещений, которые УПЦ арендует на территории заповедника (исключение составляет только Воскресенская, или Афганская, церковь рядом с Лаврой, по которой действует другой договор. – Ред.). Итак, под угрозой выселения Киевская духовная академия и семинария, которую называют одним из сильнейших вузов по подготовке священнослужителей. Бытует мнение, что ПЦУ еще не создала себе такую школу.

– Это мнение ошибочно. Православная церковь Украины имеет семинарии в разных областях. В Киеве на территории Свято-Михайловского собора действует Киевская православная богословская академия, ранее принадлежавшая Киевскому патриархату и ведущая свою историю с 1615 года. Это очень мощная школа подготовки богословов от бакалавриата к аспирантуре и докторантуре, – информирует религиовед Игорь Козловский.

9. Какая присяга не дает священникам и монахам перейти из УПЦ в ПЦУ?

После получения Украиной Томоса часть приходов УПЦ перешла в ПЦУ. В УПЦ таких обвиняют в измене присяге. Речь идет о присяге перед рукоположением в сан священника, к которому человека приводит духовник.

– У Московского патриархата отношение к присяге – как в спецслужбе. На самом же деле единственная цель такой клятвы – быть верным Богу, Христу, его заповедям, – объясняет священник ПЦУ Георгий Коваленко. – Человек присягает не церкви как институту, конфессии или приходу со своим руководителем, а церкви, где председательствует Господь.

- Переход из конфессии в конфессию - это клятвопреступление, - в свою очередь отмечает иерарх Украинской православной церкви, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. – В присяге священника четко сказано, что он ничего не может делать без благословения. Тем более вступать в какие-то юридические, политические организации, участвовать в раскольнических структурах.

10. Возникают ли подобные церковные конфликты в других странах?

- Да, подобные ситуации периодически возникают на фоне идеологических или социальных разногласий. Например, известен "церковный кризис" в Черногории. Сербская церковь претендует на все церкви и храмы в Черногории, а Черногорская православная церковь, заявившая о своей автокефалии, требует, чтобы Сербской церкви вообще не было. Конфликт сопровождается митингами, молебнами. Часть священников из Сербской церкви перешла в Черногорскую православную. Это происходило не так громко, как в Украине, но и масштабы стран у нас разные, – говорит Игорь Козловский.

Религиовед напоминает, что в начале лета прошлого года Сербская церковь и Вселенский патриарх признали автокефалию Православной церкви на территории современной Республики Северной Македонии.

- А до этого полвека эта конфессия существовала вне канонического пространства и считалась "раскольнической". Из напряженности вышли на автокефалию православные церкви Прибалтийских республик. После распада СССР власти поддерживали национальную церковь, а ортодоксы держались за Московский патриархат. В частности, Латвийская православная церковь только в октябре 2022 г. провозгласила свою независимость от РПЦ, как следствие осуждения российской агрессии против Украины.