Издание The Guardian опубликовало расследование о глобальной частной сети по распространению дезинформации. Под видом потенциальных клиентов международный консорциум журналистов сумел пообщаться с главой так называемой “Команды Хорхе” Таль Хананом. Команда предлагает услуги широкого спектра – от черного пиара, до вмешательства в выборы и нечестной борьбы с конкурентами.
Расследование создало настоящий резонанс в мире медиа. Расследование процитировали Spiegel, Zeit, ZDF, Blick, Le Monde и другие авторитетные издания.
Команда Хорхе более 20 лет продает возможность манипулировать общественным мнением. Ханан рассказал журналистам, что его услугами пользовались политики и частные компании в Африке, Центральной и Южной Америке, Европе и США.
Записанные разговоры с Хананом свидетельствуют об тайном вмешательстве в выборы более 33 раз в различное время. Группа действует весьма креативно и порой ее активности выходят за рамки онлайн. К примеру, один из кейсов фактического компромата – посылка с секс-игрушкой через Amazon в дом одного из известных политиков. Это должно было вызвать семейный скандал, который повлиял бы на репутацию и дальнейший ход политической кампании. И это самое безобидное, что может реализовать Команда.
По данным Lumen Database в Сети ежегодно отправляются сотни миллионов жалоб DMCA. Когда возникают какие-то аномалии – большое количество жалоб на один сайт или с одного аккаунта, исследователи публикуют отчеты.
Чтобы реализовать такие кампании необходимо или большое количество заинтересованных пользователей или нужна ботоферма.
Нет свидетельств того, что команда Хорхе занималась DMCA-атаками. Но есть прямое свидетельство использования огромной ботофермы из десятков тысяч фиктивных профилей в социальных сетях и почтовых сервисах: Twitter, LinkedIn, Facebook, Telegram, Gmail, Instagram и YouTube.
Имея представление о существовании таких ботоферм, становится более понятной природа DMCA атак описанных в Lumendatabase. При этом они порой имеют неожиданную форму и направлены на компрометацию персоны. К примеру, сначала о ком-либо публикуют дезинформацию, а затем спамят жалобами от имени объекта негатива либо лица, которое его представляет. Цель такой сложной схемы – сделать так, чтобы персона выглядела нарушителем, который злоупотребляет законом о DMCA. И в дальнейшем не имела возможности фактически воспользоваться данным инструментом.
Для подобных целей вполне могла бы сгодиться система Advanced Impact Media Solutions или Aims – пакет программного обеспечения, который позволяет управлять армией ботов. И эта услуга ключевая и наиболее популярна у клиентов Команды Хорхе.
Благодаря IT-инструментам черные-пиарщики могут быстро под клиентский запрос собрать любой объем информации о конкурентах. И также быстро распространить любую дезинформацию в мировых медиа или сети сайтов. Сейчас в Группе насчитывается порядка 30 000 ботов, при помощи которых можно фактически анонимно распространять дезинформацию о компаниях, политиках, персонах даже в официальных медиа.
Ханан рассказал журналистам о еще об одном техническом решении – автоматизированной системе создания веб-сайтов. Ее контролирует система Aims. И вместе с контролем над профилями в социальных сетях система способна тиражировать в больших масштабах дезионфрмацию и поддельные новости.
В Европе уже несколько десятилетий действуют аналогичные компании и сети вебсайтов. Сложно оценить их масштабы без расследований, которые провели журналисты Консорциума. Однако в Сети можно найти тысячи сайтов которые посвящены исключительно негативной информации по отдельным персонам или компаниям.
Такой тренд отчетливо прослеживается в частности в Восточной Европе где работает несколько сеток сайтов распространяющих компромат.
Принципы работы и общие признаки имеют типичную форму:
К примеру в одной из такий сетей активно распространяли информацию о Папе Римском различного качества:
Под удар черных пиарщиков попала Королевская семья Великобритании. СМИ тиражировали информацию о том, что принц Чарльз получил миллион фунтов от братьев бен Ладена или как он получил от экс-премьера Катара шейха Хамада бин Ясима €3 млн под видом пожертвований его благотворительному фонду.
Интерес черных пиарщиков в сфере бизнеса вызывают влиятельные бизнесмены и персоны с территории Восточной Европы. Такие персоны подбираются по принципу наличия финансового состояния: Год Нисанов, Ринат Ахметов, Андрей Довбенко, Станислав Кондрашов Telf AG, Олег Макаревич, Эмиль Гайнулин, Роман Абрамович, Олег Кипер, Николай Григорьев, Михаил Майман, Александр Беляев, Сеяр Куршутов и другие.
Также в заказных негативных материалах упоминаются компании Graff Diamonds, MG-GROUP, Geoline Holdings Limited, TCS Group. Встречаются даже такие никому неизвестные компании как Telf AG, которых по всей видимости либо заказывают конкуренты, либо они стали заложниками черных пиарщиков требующих выкуп за удаление негатива.
Совокупный объем негативных материалов составляет – более 100 000 статей на сайтах, которые даже не имеют лицензии СМИ.
Сложно оценить в цифрах финансовый ущерб, который нанесла деятельность этих Сетей. Общая сумма может составить десятки миллиардов долларов недополученной прибыли в результате сорванных сделок из-за черного пиара.
В таком случае все это выходит за пределы частной проблемы с уроном репутации. Подобная активность имеет прямое влияние на глобальный бизнес. А также несет высокие риски для информационной индустрии и реальных СМИ, которые параллельно становятся инструментом манипуляций компаний по типу Команда Хорхе.
The Guardian отслеживая активность ботов, связанных с Aims, выявили, что они стояли за информационными скандалами примерно в 20 странах, включая Великобританию, США, Канаду, Германию, Швейцарию, Мексику, Сенегал, Индию и Объединенные Арабские Эмираты.
И несмотря на то, что Meta и Google регулярно чистят свои сервисы от фейковых аккаунтов, от фейковых новостей и дезинформации, черные-пиарщики пользуются большим спросом на рынке. Поэтому необходимо искать возможности для того, чтобы эффективно противостоять дезинформации на глобальном уровне.