Полномасштабная война России против Украины затронула все сферы жизни – от экономики до культуры и спорта. Она сменила политический ландшафт страны, выбросив на электоральную обочину немало партий. Режим военного положения поставил на паузу и потенциальную перезагрузку власти. На сегодняшний день кадровые изменения зависят только от парламента, правительства и президента.
О том, почему сейчас невозможно проведение любых выборов в стране и как мы будем выбирать новый состав Верховной Рады и президента после победы в большой войне, KP.UA пообщалась с главой Комитета избирателей Украины Алексеем Кошелем.
– Алексей, как полномасштабная война повлияла на избирательные процессы в Украине?
- Если бы не было полномасштабного вторжения и не был введен режим военного положения, мы бы готовились к проведению парламентских выборов. Они должны были состояться осенью этого года. Уже кипела бы избирательная кампания. Как правило, за восемь-девять месяцев до даты выборов страна погружается в жизнь по избирательным стандартам.
Но сегодня мы живем в условиях военного положения, когда никаких выборов нельзя проводить. Это четкий законодательный запрет.
- А возможен такой сценарий, по которому на время – месяц-два - может быть отменен режим военного положения, чтобы провести очередные выборы в Верховную Раду?
- Теоретически можно обсуждать разные сценарии. Но практически… Не думаю.
- Надеемся, война закончится согласно оптимистичным прогнозам Буданова. Украина победит. Как проводить выборы? Возникает много процедурных и политических вопросов на этот счет. Что уже сейчас необходимо изменять на законодательном уровне?
– Действительно, несмотря на то, когда будет победа и когда отменят режим военного положения, нам уже сейчас нужно адаптировать избирательное законодательство под новые реалии. Я знаю, что Центральная избирательная комиссия нарабатывает свое видение изменений в Избирательный кодекс. Комитет избирателей Украины тоже предложит свое видение соответствующих изменений.
Уже сегодня мы можем говорить о двух вызовах, требующих реакции.
Первый – проведение выборов на деоккупированных территориях, например после освобождения Донецка, Луганска, Симферополя: через какое время их там можно проводить? Наша организация считает, что с выборами в органы местного самоуправления не нужно затягивать, поскольку в деоккупированных регионах важно иметь легитимную местную власть, которая будет заниматься вопросами воды, канализации, уборки и асфальтирования. А вот по поводу проведения парламентских или президентских выборов в этих регионах нужно не спешить. Наши граждане, которые долгое время были лишены возможности жить по украинскому законодательству, смотреть новости на украинских каналах, принимать участие в работе украинских партий и общественных организаций, должны определенное время снова пожить в украинских реалиях, прежде чем делать волеизъявление на общегосударственном уровне.
Второй вызов связан с диаспорой, украинцами, которые в силу разных жизненных обстоятельств, в том числе и из-за полномасштабного вторжения России, вынуждены были уехать за границу. Пока мы можем говорить о высокой вероятности того, что после победы значительный процент украинцев еще на время останется за пределами Украины. К такому сценарию нужно готовиться, предложить лучший формат для их волеизъявления на парламентских и президентских выборах. Действующие механизмы обнажили серьезные проблемы: малое количество избирательных участков для диаспоры, доехать до которых не у всех была временная и финансовая возможность/желание. Вспомните, сколько на прошедших выборах было новостных сюжетов об очередях у избирательных участков в Варшаве, Берлине и других европейских городах.
– Онлайн-голосование может спасти ситуацию, увеличить количество представителей диаспоры, которые примут участие в выборах?
- По мнению КИУ, одним из наиболее оптимальных вариантов – голосование по почте. Такая практика довольно хорошо себя зарекомендовала, например в Польше. А вот к голосованию через интернет мы скептически относимся. Во-первых, есть большие риски кибератак со стороны России. Во-вторых, есть печальная европейская практика, когда из-за несовершенства этого процесса та же Франция вернулась от интернета до голосования по почте для своих граждан, находящихся за границей.
– Как на практике может выглядеть голосование по почте: где брать избирательные бланки? Как сохранить гарантированную Конституцией Украины тайну волеизъявления?
– Я не вижу риска, если гражданин распечатывает избирательный бланк с определенного официального сайта, той же ЦИК. Затем заполнит его, упакует в пустой конверт, а затем этот конверт вложит в другой конверт, на котором уже будет указана его фамилия и домашний адрес.
– Во время полномасштабной войны чрезвычайно обнажился запрос на справедливость. Как обеспечить, чтобы на послевоенных парламентских выборах в Раду не прошли по партийным спискам сомнительные личности?
- Нужно изменять Избирательный кодекс. Пока документ не предусматривает выборы за открытие списков. Партийные избирательные списки остаются частично открытыми. Чтобы было понятнее: представим, что партия по результатам выборов получает минимальное количество мандатов, например 15. И вот из этих 15 мандатов 9 пройдет в Совет по закрытой части списка.
Поэтому Избирательный кодекс придется основательно пересматривать.
– Избирательный барьер следует менять?
- После войны будут появляться новые политические партии и политсилы, в которых будет представлен большой процент ветеранов войны с Россией и т.д. В интересах гражданского общества, в интересах новых политических сил и обновления власти стоило бы уменьшить проходной барьер с 5% хотя бы до 4%. Это мое экспертное видение. Но политики, которые будут искать компромисс в стенах парламента, при принятии соответствующего решения будут отталкиваться в соответствии с партийными интересами и выгодами.
- Насколько целесообразно по завершении войны провести самую масштабную перезагрузку власти – парламентские, президентские и местные выборы? И реально ли провести одновременно три избирательные кампании?
- Совершенно реально. Не вижу никаких проблем. К тому же давайте не забывать, что у нас в местных советах, особенно если говорить о южных и восточных регионах страны, от 30 до 40% депутатов местных советов – представители запрещенных политических партий. Поэтому, во-первых, следует принимать законопроект Кабмина, предусматривающий возможности лишения мандатов таких депутатов. А во-вторых, при первой возможности проводить выборы.