Под занавес 2022 года парламентарии задумались, как повысить уровень доверия граждан к Верховной Раде. И решили начать с установления этических норм для народных избранников.
«Скандалы и отсутствие последствий ненадлежащего поведения являются одними из факторов, почему опросы общественного мнения показывают уровень недоверия к Верховной Раде в 75% в последние годы. Следовательно, проблемой, по решению которой разработан законопроект, является низкий уровень общественного доверия к Верховной Раде. Эта проблема угрожает способности государства эффективно внедрять политику и опасна для демократического устройства», - сказано в пояснительной записке к законопроекту об установлении этических норм для народных депутатов и ответственности в случае их нарушения.
kp.ua подробно ознакомилась, что написано в законопроекте, претендующем на роль парламентского Этического кодекса.
На законодательном уровне народные избранники предлагают закрепить десять принципов депутатской этики.
Также этим законопроектом устанавливаются правила депутатской этики. Так, депутатам запрещается использовать мандаты ради собственной выгоды. Подразумевается, что парламентариям нельзя голосовать за деньги, посылать депутатские запросы и обращения, не представляющие общественного интереса.
Предлагается обязать народных избранников «рассудительно и бережливо, исключительно по целевому назначению, использует имущество и средства, выделяемые для осуществления депутатских полномочий».
При публичных высказываниях, рабочем общении и работе с избирателями и в социальных сетях депутатам категорически нельзя употреблять бранные слова и выражения, которые могут квалифицироваться как дискриминационные. Табу вводится и на жесты, которые могут унизить достоинство другого человека. Не распускать руки к своим коллегам, сотрудникам Аппарата Верховной Рады, избирателям.
Документ предлагает установить жесткий запрет на использование народным депутатом языка страны, признанной Верховной Радой страной-агрессором. Сейчас такая только одна страна – Россия.
В законопроекте также предусмотрена ответственность за нарушение норм депутатской этики, в частности, планируется ввести 4 вида санкций.
Первое нарушение норм депутатской этики – профильный комитет Верховной Рады вынесет предупреждение народному депутату.
Повторное нарушение норм депутатской этики в течение года – предупреждение спикера Верховной Рады во время пленарного заседания.
Если же народный депутат дважды в течение года пренебрегал нормами профессиональной этики – его обяжут прослушать учебный курс по соблюдению норм депутатской этики. И на время повышения квалификации такому депутату запрещается участие в пленарных заседаниях (не более пяти пленарных заседаний).
А что будет, если депутат в течение года больше чем дважды нарушит этические нормы? Его могут от месяца до двух месяцев отстранить от участия в пленарных заседаниях Верховной Рады, заседаниях Комитетов ВРУ, специальных комиссий.
Никто, а тем более анонимно, жаловаться на нарушение норм депутатской этики тем или иным депутатом не сможет. Такое право данным законопроектом предоставляется только народным депутатам или группе народных депутатов, работникам Аппарата ВРУ или работникам патронатной службы ВРУ. Срок представления такой жалобы – не позднее 60 дней с момента совершения неэтичного поведения парламентария. Столько же (60 дней) дается на рассмотрение жалобы. При рассмотрении жалобы жалобщик и лицо, против которого подана жалоба, могут давать объяснения, показания, привлекать дополнительных свидетелей и экспертов.
На уровне парламента депутат, относительно которого принято решение о наложении санкции за нарушение этических норм, может обжаловать его. Но для этого нужно, чтобы под таким письмом-обжалованием подписалось не менее 50 народных избранников. Если необходимое количество голосов собрано, то на ближайшем из трех пленарных заседаний Верховной Рады вопрос ответственности депутата пересматривается. Проходит классическое голосование. Решение можно отменить, если за него проголосуют 226+ парламентариев.
В законопроекте сказано, что нормы депутатской этики распространяются на поведение народного депутата в публичном пространстве, включая поведение во время осуществления им полномочий народного депутата, и на публичные выступления, выражения в средствах массовой информации, сети "Интернет." Но они не распространяются на поведение народного депутата в его личной жизни.