В русско-украинской войне у Министерства юстиции Украины свой важный фронт. Нужно мобилизовать все существующие международно-правовые механизмы для справедливого привлечения к ответственности всех причастных к началу, проведению и разжиганию российской вооруженной агрессии против Украины.
Чем важны иски Украины против России, поданные на рассмотрение в ЕСПЧ, и как они будут выполняться? Кто и как будет реализовывать конфискацию активов попавших в санкционные списки СНБО Украины? Почему США скорее пойдут на признание России страной-агрессором, а не страной-спонсором терроризма? На эти и другие актуальные вопросы в интервью KP.UA ответила заместитель министра юстиции Ирина Мудра. Сегодня публикуем первую часть интервью.
- Вы в должности заместителя министра юстиции уже полгода, за какие направления отвечаете и почему они важны для Украины сегодня?
– Я отвечаю за все международное направление, сотрудничество с международными партнерами. К моим надзорным функциям относится также представление и защита интересов Украины в международных судах, включая ЕСПЧ, Международных арбитражных инстанциях. На сегодняшний день есть большое количество дел против Украины, касающихся защиты инвестиций, разрешения споров относительно нарушения прав инвесторов на территории Украины. Мы ожидаем, что в ближайшее время вырастет количество дел против Украины в ЕСПЧ, поскольку велика вероятность того, что подсанкционные лица-граждане Украины, активы которых будут изъяты в доход государства, начнут активно судиться. Иностранцы, в том числе и россияне, будут обращаться в инвестиционный арбитраж или пытаться каким-то образом взыскать с Украины утраченные инвестиции.
Также в министерстве я отвечаю за направление международно-правового сотрудничества. Это направление важно с точки зрения движения Украины в ЕС, мы должны понимать, что наши законодательные инициативы, нормативные акты отвечают нашим обязательствам в сфере европейской интеграции и праву Европейского Союза.
Обеспечение экстрадиции лиц, в отношении которых вынесены приговоры в Украине, – еще одно направление моей деятельности в должности заместителя министра юстиции.
– Экстрадиция лиц с громкими фамилиями возможна в ближайшее время? Кого?
- На сегодняшний день мы ждем решения Австрии по экстрадиции бывшего председателя Конституционного суда Украины Александра Тупицкого. Запросили Александра Онищенко. Должно быть соответствующее решение Венгрии.
– И когда возможны такие решения?
- По Онищенко мы запросили в сентябре этого года, по Тупицкому – в октябре. Предоставление разрешения на экстрадицию – длительная процедура. Должно быть решение суда первой инстанции, затем апелляция и только тогда вступление в судебное решение законной силы и процесс передачи. Где-то полгода – как минимум.
– Вы сейчас на начальной стадии по обоим делам?
– В Австрии уже начался суд. По Венгрии мы еще ожидаем ответа.
– Есть вероятность, что откажут?
- Могут не дать согласия на экстрадицию. Но мы надеемся, что у нас достаточно оснований, чтобы требования Украины удовлетворили.
– Украина подала в ЕСПЧ против России несколько дел. Детализуруйте, пожалуйста, что это за дела? На какой они стадии рассмотрения? И что мы от них ожидаем?
- На сегодняшний день в ЕСПЧ есть 16 активных межгосударственных дел, инициированных разными государствами. И из них половина – против россии: 5 дел – инициированных Украиной, 2 - Грузией. И все эти дела связаны с российской агрессией, незаконным вторжением.
А теперь о детализации дел и сроках рассмотрения. Любое дело в ЕСПЧ рассматривается в три этапа. Первый – суд оценивает дело по допустимости и решает, полномочен ли его рассматривать. Второй – слушание по существу. Третий – сатисфакция, то есть удовлетворение требований истца. Чтобы пройти все эти стадии, нужны годы, а если речь идет о «межгос» - то и до 10 лет.
Что еще важно отметить – к этому иску присоединились 25 стран-членов Совета Европы и одна негосударственная организация! Такого в истории ЕСПЧ еще не было. И это показывает важность для практики ЕСПЧ рассмотрения этого дела.
- Тот факт, что к иску относительно полномасштабного вторжения России в Украину присоединились 25 стран, может ускорить рассмотрение этого дела? Например, что дело по полномасштабному вторжению ЕСПЧ рассмотрит в первую очередь, а затем другие межгосударственные дела Украины против России?
– Есть определенные процедуры, которые должно пройти рассмотрение каждого дела. Но участие такого количества государств показывает его важность для правопорядка, для защиты прав человека, что является основополагающим для ЕСПЧ. Мы уже услышали от председателя суда и его административного аппарата, что этому делу будет уделено большое внимание. Мы надеемся, что график рассмотрения дела будет четко установлен и понятен всем.
- Будем надеяться, что позитивное решение ЕСПЧ будет в обозримом будущем. Как его выполнить, учитывая тот факт, что Россия вышла из Совета Европы и денонсировала Конвенцию по правам человека?
– Россия, действительно, не собирается его выполнять. Еще в июне Госдума приняла закон, согласно которому они будут выполнять только те решения ЕСПЧ, которые вынесены до 16 марта 2022 года.
Вообще исполнение решений ЕСПЧ – достаточно дискуссионный вопрос, учитывая, что не существует юридических механизмов их принудительного исполнения. В случае невыполнения решений Комитет министров Совета Европы может принять какие-либо меры, направленные на поиск путей выполнения этого решения.
Мы больше рассматриваем решение ЕСПЧ как политический инструмент, который потом можно будет как-то использовать для монетизации решений по компенсации ущерба, нанесенного российской агрессией.
– Какова сумма пятого иска против России?
- Финальная сумма будет определяться на третьем этапе рассмотрения. На начальном этапе мы указали очень приблизительную сумму – около 80 млрд долларов и при этом отметили, что она может изменяться, поскольку военная агрессия рф на территории Украины продолжается, убытки увеличиваются.
– А кто будет определять размер этой суммы - Украина или какая-то международная комиссия?
– Украина будет заявлять размер этой суммы, предоставляя соответствующую доказательную базу и формулу расчета.
- Реализация санкционной политики – тоже направление, за которое вы отвечаете в Министерстве юстиции. Уже есть несколько решений СНБО о наложении санкций на тысячи человек. Значит ли это, что в отношении всех этих лиц Минюст должен подать иск в ВАКС и потребовать взыскания их имущества в доход государства?
– Согласно закону «О санкциях» Минюст является тем органом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применена санкция блокирования активов.
Процедура следующая. Сначала СНБО принимает решение о применении к лицу санкции в виде блокировки активов, такое решение должно быть принято после 24 мая 2022 года. После введения в действие этого решения Указом Президента продолжается функция Минюста, которая заключается в том, что Министерство осуществляет все необходимые меры, направленные на розыск, выявление активов таких подсанкционных лиц, которые есть на территории Украины.
В случае достаточной доказательной базы, что подсанкционное лицо совершило действия, направленные на угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, суверенитета или совершило другие действия, которые вредят интересам Украины, и при наличии доказательств связанности такого лица с активами на территории Украины мы формируем иск и подаем в ВАКС.
На сегодняшний день мы подали уже восемь исков: относительно взыскания активов Владимира Евтушенкова (российский олигарх. - Авт.), Анатолия Торкунова (российский дипломат, МГИМО МИД россии. - Авт.), Андрея Фалалеева (ректор Крымского университета. - Авт.), Олега Полухина (ректор Белгородского университета. - Авт.), Романа Лябихова (депутат Госдумы рф. - Авт.), Бориса Пайкина (депутат Госдумы рф. - Авт.), Виктора Януковича (четвертый президент Украины. - Авт.), Михаила Шелкова ( основной бенефициар и член совета директоров крупнейшего в мире производителя титана российского ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма». - Авт.).
После решения ВАКС есть еще 5 дней на его обжалование в апелляционной палате суда. Кстати, мы оспорили частично удовлетворенный иск по Януковичу в части неудовлетворенных требований.
04.01.2023 будет слушание апелляционной инстанции. Как только судебное решение вступает в законную силу, оно передается Кабмину, который определяет орган, которому в управление передаются изъятые активы.
– Кто определяет принадлежность активов подсанкционному лицу? И как часто бывают случаи, когда активы зарегистрированы через офшорные компании, а не напрямую на подсанкционное лицо?
- В 90% случаев данные лица не обладают напрямую активами.
Что касается определения принадлежности активов, то согласно закону, Минюст может обращаться в любые государственные органы, общественные организации, негосударственные частные компании и организации с требованием предоставить нужную информацию.
– Против кого Минюст планирует подать в ВАКС в этом году?
– Завершаем подготовку иска о взыскании активов Олега Дерипаски. В первых числах января планируем подать в ВАКС.
– Взысканные активы подсанкционных лиц государство должно продавать или они могут остаться в государственной собственности? Кто будет управлять этим имуществом?
– Есть 5 субъектов, кому КМУ может передать в управление конфискованное имущество – АРМА, Фонд госимущества, военные администрации или другие органы государственной власти, субъекты хозяйствования государственного сектора экономики.
Объекты по Владимиру Евтушенкову (российский олигарх. – Авт.) были переданы Фонду госимущества. Далее этот управляющий определяет стратегию управления имуществом – продажа или останется в собственности государства. Но вообще основная стратегия – ликвидация актива и, соответственно, получение средств, которые должны пойти в бюджет Украины на нужды ВСУ.
- Ряд европейских стран признали Россию страной-террористом или спонсором терроризма. Периодически в СМИ появляется информация, что США готовятся тоже к утверждению такого решения – признанию России страной-спонсором терроризма или страной-агрессором. Если это случится, то какие последствия повлечет за собой такое решение?
- Если мы говорим о европейских странах, то ни одна из этих стран не имеет специального законодательства, которое бы на законодательном уровне регулировало вопросы отношений со страной, признанной государством-террористом или спонсором терроризма. Соответствующие решения парламентов стран ЕС – мощные политические сигналы, но они не влекут каких-либо юридических последствий.
В США другая ситуация. У них есть законодательство, регулирующее, как нужно выстраивать отношения со страной, признанной государством-спонсором терроризма. Поэтому решение США, если оно будет, будет иметь не только мощную политическую значимость, но и четкие практические юридические последствия.
В частности, вводится экспортный контроль всего поставляемого, связанного с военным оборудованием, техникой, оружием, товарами двойного значения. Автоматически вводятся второстепенные санкции.
Также вводится прекращение любой денежной помощи США россии, вводится запрет гражданам, юридическим лицам и резидентам США вступать в торговые дела с рф – никаких транзакций, приобретения корпоративных прав. Финансовая система рф сразу попадает в некий «блэк-лист» – ни с одним российским банком никаких финансовых транзакций не будет. Соответственно, если россия попадает в "блэк-лист", то и другие страны воздержатся при проведении банковских операций с Россией.
После получения такого статуса автоматически снимается суверенный иммунитет с активов рф, в том числе из резервов Центробанка россии, имеющихся в США, – а это сумма почти в 39 млрд долларов. Важно! Согласно действующему законодательству эти активы могут пойти на удовлетворение претензий исключительно граждан США, которые получили телесные повреждения или умерли из-за действий россии, как страны-спонсора терроризма. Наша задача – попытаться добиться, чтобы произошло урегулирование, которое позволило бы направить эти активы или их часть в Украину.
Но есть вероятность, что США примут альтернативное решение – признают россию страной-агрессором. Это будет новый статус, еще законодательно в США не урегулированный.
Скорее всего, в таком случае некоторые санкции, присущие государству-спонсору терроризма, будут наложены на рф, но символического эффекта, чтобы от россии отвернулся весь цивилизованный демократический мир, не будет.
Но я считаю, что обязательно нужно зафиксировать, что действующее российское правительство – террористический режим, потому что те акты, которые оно совершает в Украине, являются актами террора.
Продолжение читайте завтра
Родилась в 1975 году во Львовской области.
Закончила Дрогобычский государственный педагогический университет, ЛНУ им. Ивана Франко получила степень магистра по деловому администрированию КШЭ и прошла курс английского языка для юристов в Университете Кембриджа.
Карьера: занимала руководящие должности в ряде украинских банков. В 2015-2022 работала в Ощадбанке. С мая 2022 года – заместитель министра юстиции Украины.