Украина созывает специальную сессию ООН. Киев хочет, чтобы эта организация принудила Россию к миру.
"В свете российского вето в СБ ООН (26 февраля Россия заблокировала решение Совбеза ООН о прекращении агрессии РФ против Украины, – Авт.) я обратился с просьбой к членам Совета принять необходимое решение о созыве экстренной специальной сессии Генассамблеи ООН соответственно в резолюцию 377A(V). Поскольку Россия не разрешила Совету действовать в соответствии с требованиями поддержки международного мира и безопасности", - сообщил постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица.
Для созыва такой специальной сессии необходимо решение Совбеза ООН. Однако для принятия решения достаточно одобрения 9 из 15 стран-членов. При этом ни одна из стран не будет иметь права вето. В случае одобрения созыва спецсессии, украинский вопрос на нем будут рассматривать все 193 государства-члена ООН.
Политолог Владимир Фесенко считает, что Украина созывает специальную сессию по нескольким вопросам.
– Первый – это вопрос легитимности России в Совбезе ООН из-за ее частых злоупотреблений правом вето. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба уже заявил, что Украина оспаривает правомерность присутствия России в Совбезе ООН. И для этого есть юридические предпосылки – была нарушена процедура получения статуса постоянного члена Совбеза ООН после распада СССР. Как это было, например, после распада Югославии, когда была пройдена процедура голосования. С Россией этого сделано не было, и она сама себя признала правопреемником СССР, - пояснил эксперт.
Вторым вопросом, предложенным Киеву сессии ООН может стать мирный план Владимира Зеленского, о котором президент заявил во время визита в Вашингтон. План до конца еще не готовый, но команда главы украинского государства в настоящее время прорабатывает его. Ключевым пунктом этого плана, по словам Зеленского, будет то, что «не стоит предлагать Украине компромиссы с совестью, суверенитетом, территорией и независимостью».
В соответствии с резолюцией 377A (V) Генеральной Ассамблеи от 1950 года, широко известной как «Единство во имя мира», в случае если в Совете Безопасности отсутствует единодушие среди пяти постоянных членов, Ассамблея имеет право давать рекомендации более широкому кругу членов ООН в отношении коллективных мер по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Так, в 1956 году Генеральная Ассамблея учредила Первые чрезвычайные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.
Кроме того, Генеральная Ассамблея может собраться на чрезвычайную специальную сессию по требованию девяти членов Совета Безопасности или большинства членов Ассамблеи. На сегодняшний день Генассамблея провела 11 чрезвычайных специальных сессий, восемь из которых были запрошены Советом Безопасности.
27 февраля этого года Совет Безопасности констатировал, что отсутствие единогласия среди постоянных членов помешало ему выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности, и принял решение созвать чрезвычайную специальную сессию Генеральной Ассамблеи.
В результате этого шага первого марта 2022 года Генеральная Ассамблея на экстренном заседании приняла резолюцию, в которой выражалось сожаление по поводу «агрессии Российской Федерации против Украины в нарушение статьи 2 (4) Устава». Кроме того, в этом документе содержалось требование к России немедленно прекратить применение силы против Украины и полностью вывести все свои вооруженные силы с территории этой страны в пределах ее международно признанных границ.
При этом следует учитывать, что, в отличие от резолюций Совета Безопасности, резолюции Генеральной Ассамблеи не имеют обязательной силы, то есть страны не обязаны их выполнять.
Процедура голосования в Совете Безопасности регулируется статьей 27 Устава ООН, которая гласит, что каждое государство-член обладает одним голосом. Когда речь идет о процедурных вопросах, необходимо девять поданных голосов. По всем другим вопросам помимо девяти голосов нужно согласие всех постоянных членов. То есть, если кто-либо из «постоянной пятерки» – Китай, Франция, Россия, Великобритания или США – голосует против, документ одобрен быть не может.
С 1946 года каждый из постоянных членов Совбеза хотя бы раз голосовал «против» по тому или иному вопросу, а значит применял право вето. Примерно 49 процентов всех случаев применения этого права приходятся на СССР и его правопреемницу Россию, 29 процентов – на США, десять процентов – на Великобританию и по шесть процентов – на Китай и Францию.
Статья 6 Устава ООН гласит: «Член Организации Объединенных Наций, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности». Однако в истории Организации Объединенных Наций такого не происходило никогда.
Статья 5 Устава ООН предусматривает приостановку членства какого-либо государства по рекомендации Совета Безопасности. Права и привилегии государства-изгоя восстанавливаются также по рекомендации Совбеза.
В своей истории ООН несколько раз предпринимала решительные шаги против отдельных стран, чтобы положить конец «вопиющей несправедливости». Так, чтобы противодействовать апартеиду в Южной Африке, в 1963 году Совет Безопасности ООН ввел эмбарго на поставки оружия в ЮАР. С 1970 по 1974 год Генеральная Ассамблея отказывалась принимать полномочия этой страны. В результате Южная Африка не участвовала в заседаниях Ассамблеи вплоть до полной отмены апартеида в 1994 году.