От 10 до 16 стран поддерживают создание Специального международного трибунала для России за ее агрессию, сказал генеральный прокурор Андрей Костин в интервью агентству " Интерфакс-Украина ". Но пока речь идет о неофициальной позиции, хотя президент Владимир Зеленский поднимает этот вопрос на самых высоких уровнях и на всех международных форумах.
Между тем, в Украине уже начали свою работу следователи Международного уголовного суда (МУС). Чем отличаются эти институции и почему вопрос создания трибунала откладывается во времени, мы говорим со старшим экспертом Украинского института будущего, бывшим народным депутатом Игорем Поповым.
- Игорь, почему Владимир Зеленский делает упор именно на Специальном трибунале?
- Президент говорил о трех направлениях по привлечению России к ответственности за совершенные в Украине преступления.
Первый – это материальная ответственность: арест активов и передача их посредством репараций.
Второй – Международный уголовный суд и третий – это создание Специального международного трибунала.
Дело в том, что в Международном уголовном суде действует иммунитет в отношении трех руководителей государства: президента, премьера и министра иностранных дел. МУС может их судить только тогда, когда Совбез ООН признает, что это агрессивная война. А пока в Совбезе ООН представлена Россия, такое решение не будет принято.
Поэтому в МУС пойдут дела по военным преступлениям – преступления против человечности и геноцид. Международный трибунал создается против высшего политического руководства за преступления агрессии.
Офис президента вместе с международными юристами уже подготовились, и месяц назад Владимир Зеленский передал в Киеве послам 30 западных стран наработанный пакет документов по созданию трибунала.
– Что было взято за образец?
– Трибунал в Нюрнберге, когда судили преступников фашистской Германии. В нашем случае должны быть обвинены 19 человек - члены Совета безопасности Российской Федерации, принявшие решение об агрессии против Украины.
– Как может быть создан международный трибунал?
– Есть несколько путей. Суд можно создать решением ООН, решением Евросоюза или решением группы стран.
Организаторами трибунала по фашистской Германии были четыре страны – СССР, США, Великобритания и Франция. Токийский трибунал – суд над японскими военными преступниками – был создан и от 11 стран.
Инициаторы трибунала совместно определяют круг обвиняемых, разрабатывают специальную юридическую процедуру и организуют процесс. Сейчас Украина ведет двусторонние переговоры, чтобы собрать как можно больше государств-организаторов.
– Количество имеет значение?
– Безусловно. Это, прежде всего, общественная легитимность – чем больше стран, тем больше подтверждений факта агрессии. Это также юридические последствия. Решения этого трибунала будут выполнять прежде всего страны, которые его учредили.
Если подсудимые к тому времени не будут доставлены на трибунал, судопроизводство пройдет по заочной процедуре.
- Международный уголовный суд не признает заочную процедуру, а международный трибунал, значит, признает?
- МУС – это постоянный институт, он действует по Римскому статуту. А правила Специального международного трибунала создают его учредители. Они прописываются под конкретный случай. Международные трибуналы по бывшей Югославии, по Руанде создавались под эгидой ООН. А Нюрнбергский и Токийский – группы стран-победителей.
– Инициативу трибунала поддержали Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент, Парламентская ассамблея ОБСЕ, страны Прибалтики и даже Гвинея-Бисау в Африке. Но все это на уровне слов и эмоций. Почему не доходит до дела?
- Во-первых, должны быть созданы учредительные документы, а на это нужно время. Во-вторых... Скорее всего, здесь вопрос дипломатии.
Союзники Украины рассматривают трибунал как определенную санкцию, которую введут, когда Россия пересечет очередные красные линии. К примеру, применит оружие массового поражения.
- Выходит, того, что Россия сейчас делает на территории Украины, с точки зрения наших друзей, мало для трибунала? Нужна еще атомная бомба?
- Выходит, что для ряда стран уже достаточно. А остальные, скорее всего, придерживаются позиции, что угроза трибунала психологически сдерживает Россию от применения оружия массового поражения.
- Мы видим, что все налагаемые на Россию санкции не очень охлаждают агрессию. Чем пугает трибунал?
– Это еще один шаг к полной изоляции. Россия и сейчас в изоляции, но ее руководителей публично уголовными преступниками не объявляют. От России исходят сигналы, что они хотят переговоров с Западом.
Если будет создан международный трибунал, то понятно, что никаких переговоров быть не может.
Это дипломатическая игра. Так же, как и вокруг предоставления России статуса государства – спонсора терроризма.
- Обычному человеку важно осознать, почему страну, забрасывающую другую страну бомбами, не называют террористом, а дискутируют вокруг какого-то спонсора? Кого Россия спонсирует? Сама себя?
- Эта формулировка, которая уже была проработана, было применение определенных пакетов экономических санкций к так называемым спонсорам. Хотя действительно более справедливо говорить о государстве-террористе, потому что Россия воюет с гражданским населением.
– А какие могут быть последствия, если признают террористом?
– В том-то и дело, что никому не понятно, какие последствия. Прецедентов не было. В случае признания террористом нужно придумывать последствия самим, а не все сочувствующие Украине к этому готовы.
Статус страны – спонсора терроризма уже применялся в разные годы в отношении Ирана, Ирака, Сирии, Судана. Главное последствие – санкции вводятся не только в отношении этой страны, но и в тех, кто с этой страной торгует.
– Каков результат может быть от Специального международного трибунала?
- Приговор о виновности и международный ордер на розыск и задержание преступников.
- А если они будут сидеть у себя по бункерам, кто их оттуда будет вытаскивать?
- Если будет международный ордер на 19 человек – руководителей страны и этот приговор признает большое количество государств, то будет однозначный сигнал о необходимости смены режима. Эти лица ответственны за преступление агрессии, потому с ними работать больше нельзя.
– То есть последствия могут произойти внутри самой России?
- Если брать политический аспект, то да. Это будет еще один толчок к изменению режима и политики.
– Что Украина может получить от приговора трибунала?
– Если приговор приведет к смене режима, то это будет шаг к окончанию войны. Материальные компенсации – это отдельная история.