Украине приходится одновременно сражаться с несколькими врагами. С одной стороны – наши защитники, в первую очередь ВСУ, дают по зубам российскому агрессору, а энергетики и коммунальщики героически чинят изуродованные ракетами и «шахедами» объекты критической инфраструктуры. С другой стороны – на первый взгляд, активизировалась борьба с коррупционерами.
«КП в Украине» пообщалась с первым заместителем председателя парламентского комитета по антикоррупционной политике Ярославом Юрчишиным (фракция «Голос») о том, как война повлияла на уровень коррупции в стране, какие факты вселяют надежду, что взяточники получат по заслугам, а какие « хвосты» нужно еще подтянуть.
– Как полномасштабное вторжение РФ повлияло на ситуацию с коррупцией в Украине?
– Полномасштабное вторжение повлияло на все без исключения сферы жизни в Украине. И борьба с коррупцией исключением не стала. Но при этом важно одно: возросло доверие друг к другу или даже трансформировалось это понятие. Скажем, раньше налогоплательщики не всегда буквально могли увидеть, куда уходят их средства. Всегда возникали вопросы о том, куда идут средства; если не всюду есть освещение, почему недорабатывают коммунальные службы; возникает недоверие к государственным структурам, скажем, из-за состояния дорог. Война же сделала прозрачнее большую часть нашей жизни.
Я говорю о личном и институциональном доверии к тем, кому мы помогаем. Прямые донаты на нужды ВСУ трансформируются в цифры от Генштаба, которым мы радуемся каждое утро. Народный сбор денег приносит огромные плоды в виде «байрактаров», спутников и т. д. Коррупция точно никуда не делась, однако некоторые вещи «детенизировались» наверняка.
Что касается подозрений, то их в последнее время действительно стало больше. Самые свежие и громкие кейсы – 15 подозрений по делу «Роттердам+», президента «Мотор Сич» Богуслаева, разоблачение Микитася на попытке дать взятку мэру Днепра Филатову… Все это говорит о том, что, во-первых, коррупция никуда не исчезла, во-вторых – антикоррупционные органы работают в нынешних реалиях достаточно неплохо.
- Ваша оценка деятельности антикоррупционных органов Украины, начиная с 24 февраля, как первого заместителя парламентского Комитета ВРУ по вопросам антикоррупционной политики? Действительно ведется активная борьба с коррупционерами или есть только ее видимость?
– Надо понимать, что борцы с коррупцией и антикоррупционные органы – это не абстрактные вещи и не вымышленные люди. Мы долго боролись за то, чтобы в Специализированную антикоррупционную прокуратуру был избран "чистый" руководитель, а затем и за то, чтобы его наконец назначили на должность.
Когда это произошло – результаты работы нового главы САП Александра Клименко стали видны сразу. Ощутимо, что для новой команды никаких авторитетов не существует, и под раздачу будут попадать все, кто этого действительно заслуживают. Как один из таких примеров – подозрение главе Счетной палаты Валерию Пацкану, которому инкриминируют незаконное получение в течение шести с половиной месяцев 117,65 тыс. грн из бюджета ВР. За то, что он брал средства на аренду жилья, имея собственное в Киеве.
Могу сказать, что, на мой взгляд, Клименко – специалист, который сейчас находится на своем месте.
У НАБУ ситуация пока не определена. Ведь еще в сентябре в ОП заявляли о том, что выборы главы НАБУ будут продолжаться около трех месяцев. Хотелось бы, чтобы их провели быстрее и качественно, но надеюсь, что процесс не затянется более чем на 3 месяца. Ведь запуск и полноценная работа антикоррупционных органов – одно из ключевых требований от Евросоюза к нам по поводу полноправного членства в организации. В том же ОП есть Татаров, который будет препятствовать и назначению, и адекватной работе антикоррупционных структур. Но верю, что политическая воля президента на вступление Украины в ЕС сильнее желания не быть пойманным с поличным от отдельно избранных лиц.
- Почти каждый день появляются новости, что на взятке или других коррупционных схемах задержали (объявили подозрение) чиновника, политика как высшего, так и местного уровня. Риторический вопрос: почему и во время полномасштабной войны люди продолжают наживаться на коррупционных схемах, взятках? Может, нужно менять подходы в антикоррупционной стратегии страны, усиливать ответственность?
- Вы правильно отметили, что даже сейчас находятся наживающиеся на гуманитарке, участвуют в хищении государственных средств или что-либо еще. Многие мужчины, в том числе на государственных должностях, которые имели откровенно сомнительную репутацию в Украине, каким-то нелегальным путем покинули страну со времени полномасштабного вторжения (как экс-председатель КСУ Тупицкий, например) или незадолго до него. Неприятно, что такие люди были и есть среди нас, но они лишь небольшая часть на фоне героев в ВСУ, титанов в волонтерском деле и тех государственных работников, которые с 24 февраля начали работать еще более добросовестно.
Я считаю, что война – это не время воспитания, а прямой лакмус. Война вряд ли сделает тебя лучше, если раньше у тебя были проблемы с совестью или законом. Так же он не сделает добродетельного человека хуже. Война проявила, какой человек на самом деле.
А взяточники только показали себя белыми воронами на фоне великого и мужественного украинского народа, работающего на общее благо победы, а не собственного обогащения.
Ужесточение ответственности вовсе не обязательно что-то изменит у тех, кто уже привык годами играть не по правилам. Самое важное, чтобы нынешняя антикоррупционная стратегия, все ее ключевые органы и (критически важно) суды заработали. Тогда и вопросы коррупции будут поднимать гораздо реже.
– Недавно на конференции в Берлине (Международная экспертная конференция по вопросам восстановления Украины. – Ред.) обсуждался так называемый новый «План Маршалла» для Украины. Как не допустить, чтобы средства, которые будут предоставлять наши партнеры на восстановление Украины, не разворовали? Возможно, стоит ожидать какой-то новый антикоррупционный орган, который будет отслеживать и исключать какие-либо коррупционные проявления в отношении средств на восстановление?
– Это действительно сверхважная задача – избежать рисков хищения и неэффективного использования средств, которые будут предоставлять наши партнеры на восстановление Украины. Это будет происходить при содействии тысяч разных проектов в разных общинах. Речь пойдет о миллиардах долларов.
Пока нет однозначного ответа на вопрос о том, как будут отбираться объекты, кто будет контролировать эффективность использования средств, как будет реализован независимый контроль, будет ли вовлечена общественность в этот процесс и т.д.
Однако для минимизации коррупционных рисков важно ввести надлежащую модель реализации восстановления. То есть такой, которая будет максимально обеспечивать соблюдение принципов прозрачности и открытости. В частности, речь о наличии, доступности, простоте получения информации для общественности о проектах и предложениях, возможности влияния общественности на отбор проектов, бюджет, использование средств и т.д.
Следует также создать единый центр, который будет координировать все процессы, и единую онлайн-платформу, где размещалась бы вся информация о восстановлении.
- На прошлой неделе НАПК презентовало исследование "Коррупционные схемы и риски при выезде из Украины в условиях военного положения". Будут ли парламентарии реагировать на результаты этого исследования и возможно ли на законодательном уровне прикрывать обнаруженные коррупционные лазейки выезда мужчин из Украины во время военного положения?
– В указанном исследовании рекомендуется правовое регулирование ограничения права мужчин в возрасте от 18 до 60 лет на выезд за пределы Украины привести в соответствие с требованиями Конституции Украины с учетом введения военного положения.
А именно – в случае принятия решения о необходимости ограничения такого права для военнообязанных мужчин установить такое ограничение в Указе Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 № 64/2022 путем внесения в него соответствующих изменений. То есть временное, на период действия правового режима военного положения, ограничение права вышеупомянутой категории свободно покидать территорию Украины, предусмотренного ст. 33 Конституции Украины, за исключением случаев, определенных Кабинетом министров Украины.
Если будут внесены такие изменения в этот Указ, они будут подлежать утверждению Верховной Радой Украины, что позволит прикрыть выявленные коррупционные лазейки относительно выезда мужчин из Украины во время военного положения.
- Доступ к реестру е-деклараций закрыт. Собственно сама подача е-деклараций политиками и чиновниками на паузе. Почему пошли на такие шаги? Украинцам было бы интересно посмотреть, как меняются состояния представителей власти с 24 февраля.
- Да, 24 февраля НАПК закрыло доступ к публичной части Реестра деклараций. Это было сделано для того, чтобы агрессор не мог получить данные об украинских госслужащих и политиках. Такой шаг имеет оправдание, ведь российские войска на оккупированных территориях, в первую очередь, разыскивают именно государственных служащих и работников силовых ведомств.
Как изменилось состояние представителей власти с 24 февраля 2022 года - надеюсь, у нас еще будет возможность это отследить. Поскольку эти данные должны быть отражены в декларации за 2022 год, которая должна быть представлена до 01.04.2023 года.
- Какие важные антикоррупционные законы Верховная Рада планирует (может) принять в ближайшее время?
- В конце прошлого месяца был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью выполнения требований Европейской комиссии по приобретению Украиной статуса члена Европейского союза» (реестр 8071 от 23.09.2022). Он предусматривает, в частности, возобновление электронного декларирования и специальные проверки кандидатов в должности.
Временно не подавать декларации смогут государственные служащие в случаях невозможности это сделать в связи с выполнением задач в интересах национальной безопасности и обороны Украины; непосредственного участия в ведении боевых действий, нахождении в районе проведения боевых действий; участия в защите Украины на временно оккупированной территории.
Есть большая вероятность того, что указанный проект будет рассмотрен на ближайшем пленарном заседании.
- Когда говорят о состоянии российской армии, то военные эксперты говорят, что мы должны поблагодарить тотальную коррупцию в РФ. Мол, очень многое по-тихому разворовали. А что с коррупцией в рядах украинской армии? Нужно ли проводить после окончания российско-украинской войны тотальную антикоррупционную проверку лиц, которые отвечали за состояние и оснащение украинской армии?
- Странно благодарить своего врага, но кроме тотальной коррупции нас может радовать и общий уровень образования в рядах руководства и солдат врага. Шутка о том, что, когда в ВСУ на двух воинов три образования, а в армии РФ на двое тел – три судимости, смешная, но правдивая. Люди – это тот фактор, в котором мы точно будем превосходить врага не количественно, но качественно.
Проверка на добродетель точно нужна. Особенно в тех структурах, где признаки коррупции прослеживались частично или полноценно. Нет достоверных данных, однако уровень коррупции в наших военных структурах существенно уменьшился с в последние годы. Здесь однозначно следует отметить правильность решения сменить на должностях министра обороны Андрея Тарана и главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака на Алексея Резникова и Валерия Залужного соответственно. Конечно, контролировать коррупцию до низов в подвластных им структурах – не в их компетенции. Однако это тот случай, когда представители низших ступеней армейских структур действительно имеют достойный образец, на кого равняться. А значит, и желание играть не по правилам будет гораздо меньше.
- Вы подали запрос о лишении мандата Вадима Рабиновича и Игоря Васильковского из-за прекращения у них гражданства Украины? Офис президента уже предоставил парламенту копии соответствующих указов Владимира Зеленского. Когда состоится голосование по лишению этих двух народных избранников депутатских мандатов ?
- Согласно положениям статьи 5 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата, гражданство которого прекращено, принимается в десятидневный срок по представлению комитета, в компетенцию которого входят вопросы депутатской этики, большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Надеюсь, что на ближайшее заседание будут вынесены эти вопросы и приняты правильные решения.
42 года. Народный депутат Верховной Рады 9 созыва. Избран по избирательному списку партии Голос. Первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по антикоррупционной политике.
До избрания народным депутатом был исполнительным директором Трансперенси Интернешнл Украина, входил в состав конкурсной комиссии по избранию прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры, конкурсной комиссии по избранию председателя АРМА. Работал советником Секретаря СНБО.
По образованию – историк, психолог, политолог.