Россияне отчитались о завершении «референдумов» на оккупированных территориях. Цифры, конечно, рекордные – за присоединение к РФ проголосовали от 87 до 99 процентов участников волеизъявления. Однако что в Херсонской, что в Донецкой, что в Запорожской областях люди рассказывают, как к ним врывались с автоматами, как запугивали и угрожали.
Международная реакция на очередной акт агрессии очень острая. Почему «референдумы» нельзя признать ни при каких условиях, мы беседуем со старшим экспертом Института будущего, бывшим председателем правления ВОО «Комитет избирателей Украины» Игорем Поповым.
– Игорь, наверное, было заранее известно, что цивилизованный мир не признает эти «референдумы». Тогда на кого или на что они рассчитаны?
- По идее, Россия рассматривала срочное проведение «референдумов» на оккупированных территориях как способ закончить войну с частичным выполнением своих требований и достижением определенных целей. Если верить конспирологическим слухам, Китай и Индия на саммите ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) настаивали на том, чтобы Россия заканчивала войну, потому что она мешает развиваться всему миру. И в Кремле придумали именно такой вариант – провести фиктивные референдумы, чтобы закрепиться и заморозить первую фазу войны.
На 30 октября планировалось торжественное заседание по аннексии украинских территорий, но пока все под вопросом, потому что даже союзники по ОДКБ сказали, что не признают «референдумы» и аннексии. Кроме того, российское общество взбудоражено мобилизацией, и какие-то торжественные события на этом фоне будут выглядеть так же, как салют в Москве в день нашего наступления на Харьковщине.
Мы также видим, что Запад сделал заявления о том, что эти «референдумы» приведут только к введению новых санкций. И от Украины есть определенные наступательные дипломатические шаги. Буквально недавно Владимир Зеленский собрал 30 послов и официально обратился к ним с инициативой основания Международного трибунала для наказания российских руководителей. Ряд стран уже сказали, что новая эскалация со стороны России является поводом для того, чтобы присоединиться к такой инициативе.
– В отношении псевдореферендумов употребляют слово «незаконные». А вообще может быть такое мероприятие законным на оккупированной территории?
– Есть украинское законодательство, в котором нет никаких вариантов для проведения таких референдумов, есть международные рамочные документы, ратифицированные как Украиной, так и Россией. Они также не содержат никаких условий. Есть Копенгагенский документ ОБСЕ – как проводятся выборы и референдумы.
То, что пыталась сделать Россия, не имеет никакого отношения к волеизъявлению людей.
– С моральной точкой зрения все понятно. А с юридических позиций - что именно было нарушено?
- Сам субъект объявления референдума является нарушением, потому что это оккупационные войска. Само мероприятие никак не было обеспечено технически. Не было списков избирателей, избирательных участков, не обеспечена возможность вести агитацию "за" и "против".
Нарушена процедура тайны голосования, нарушен принцип добровольности, сам предмет референдума. Нельзя ставить предметом аннексию территорий. Это не отвечает никаким международным документам.
– Какие-то списки на руках у россиян все-таки были. Откуда они могли взяться?
– Скорее всего, оккупационные администрации получили доступ к документациям местных общин. Списки жителей у них были, там могли отмечать, кто уехал, а кто остался. Но ведь это не соответствует спискам тех, кто даже теоретически мог принять участие в голосовании.
– То есть использование таких списков нелегитимно?
– Нет, совершенно нет. Это не отвечает никаким международным нормам. С таким же успехом можно взять список пользователей фейсбука и сказать, что это участники референдума за развал России.
– В России кичились «международными наблюдателями». О них известно, что это симпатики Путина. Они играли какую-нибудь роль?
– Никаким образом. Институция международного наблюдения предусматривает, что этим занимаются либо официальные представители государств, уполномоченных Министерством иностранных дел, либо представители межгосударственных организаций, в которые входит конкретное государство. К примеру, на территории Европейского союза это представители государств ЕС.
В нашем регионе международные наблюдатели могут находиться от ООН, от ОБСЕ. Когда мы находились в составе СНГ, они приезжали от СНГ.
А на оккупированных территориях показали просто несколько иностранных граждан. Они никем не уполномочены. Никакой ШОС, никакое СНГ не принимало решения о направлении наблюдателей.
- Итак, если сугубо теоретически кто-то ментально воспримет «референдумы», их нельзя признать юридически из-за этой груды нарушений?
– Не было никаких референдумов. Была попытка сделать представление.
– Организаторы такого действа с украинской стороны могут считаться коллаборантами?
- Да, согласно украинскому законодательству, тем, кто составлял списки, передавал какие-то данные в Москву, кто ходил по квартирам с ящиками в сопровождении автоматчиков, то есть всем организаторам и активным участникам, грозит уголовная ответственность.
- А те, кто под дулами автоматов, а может, и по собственной воле ставил галочки?
– Даже если станет известно, что какие-то люди собственноручно ставили галочки, им статья не грозит. Кроме того, они всегда скажут, что это подлог или принуждение.
– Есть видео из Херсона, где кучка людей, сбитая в очередь, подскакивает якобы под участком с российскими флажками. Оно никак не производит ощущения той массовости, о которой пишут российские СМИ.
- Если бы эти фейковые «референдумы» готовились хотя бы в течение месяца, они могли бы организовать избирательные участки и силой кого-то пригнать. Так и должно было быть. Потому что завезли ящики, кабинки из России, планировали все на ноябрь.
Но потом приказали срочно делать «референдумы» через три дня. И те организаторы смогли обойти минимальное количество квартир, а участков почти не было. Из-за спешки россиянам не удалось даже успешную картинку сделать для своих каналов.
Статья 5-я Закона об установлении уголовной ответственности за коллаборационную деятельность определяет:
«…Участие в организации и проведении незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории или публичные призывы к проведению таких незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории».
Наказание – лишение свободы сроком от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет и с конфискацией имущества или без.