О том, кто такие миротворцы, мы имеем смутное представление. Голубые каски ООН в Югославии, миротворческий контингент где-то в Африке – вот и все, наверное. Не очень много людей знают, чем занимаются миротворческие силы и чем они отличаются от военных.
Ко Дню украинских миротворцев об этом и о том, почему миротворческий контингент так и не появился в 2014 году на Донбассе и нужен ли он сейчас, «КП в Украине» рассказал бывший участник миротворческих миссий в Анголе и Конго, а также военных операций в Нагорном Карабахе. По его просьбе мы не называем его имя и фамилию.
- Расскажите о вашем опыте участия в миротворческих миссиях.
- Я со своей командой был в составе группы «военных советников» - так во время СССР называли людей, которые ехали по приглашению государств наводить порядок в этих государствах именем Союза Советских Социалистических Республик. То есть внешняя военная сила. Под статусом «военный советник» могло подразумеваться все что угодно: от обычного кураторства до организации восстания или нового военного конфликта.
В некоторых странах военных советников приглашали открыто, в некоторых - не афишировали, но роль и у тех и у других была вполне миротворческая, в нынешнем понимании – установление и охрана общественного порядка в соответствии с конституцией данной страны.
Мы попали в Анголу в самый разгар гражданской войны, когда между собой воевали десятки племен, и часть из них – против легитимной президентской власти. Влияние тогдашнего главы государства вряд ли распространялось дальше 100 км от его резиденции. За этим периметром разъяренные вожди дрались между собой за богатства и приумножение территорий, сепаратизм процветал махровым цветом.
Некоторые стороны конфликты обратились за помощью к разным странам, нас же попросили прибыть негласно (на это были определенные причины) с миротворческой миссией и навести порядок на границе с сепаратистскими образованиями. В то же время, с другой стороны, с той же целью в Анголу прибыли американцы и французы, «приглашенные» состоятельными главами племен и кланов. Естественно, все это вылилось в вооруженное противостояние.
Погасить многолетнюю войну, которая стала образом жизни для Анголы или, например, Афганистана, миротворцы не смогли. В этих и некоторых других странах войны практически не прекращаются никогда. Для населения этих стран мы были малоэффективны, но свои задачи решили успешно: обкатка новых видов вооружения, тактики, снаряжения, получение бесценного боевого опыта.
- То есть миротворческая деятельность эффективна только при определенных условиях?
- Давайте посмотрим пристальнее, чем занимаются миротворцы. Они выполняют функции военной полиции на территориях, которые нужно примирить. Задача миротворцев – обеспечение и поддержание порядка после военных конфликтов, а не до них и не во время их. Если нарушители начинают раскачивать ситуацию танками и ракетами, миротворцы тут бессильны, начинается полноценная военная операция.
Вспомним Косово в начале 90-х. После референдума о независимости в Косово началась война – сошлись албанские сепаратисты и югославская армия, активно действовали партизаны. Когда в 1999 году в конфликт вмешалось НАТО, начались бомбардировки, массовая гибель граждан, и война грозила выплеснуться за пределы страны.
Но до 1999 года в стране пытались наладить ситуацию с помощью миротворческих миссий из разных уголков Земли. Это была плохая идея - бросить миротворцев в кипящий котел неурегулированного конфликта. Об этом не особо говорят, но на них взъелись обе доведенные до белого каления стороны, и потери у миротворцев были серьезные.
Проще говоря: утихомирить толпу вооруженных палками или охотничьими ружьями местных жителей миротворцы могут легко. Против комбатантов, которые находятся в состоянии войны, – нет. Это уже дело для военных.
- Этим объясняется, что миротворческих сил не было на Донбассе, хотя об их возможном появлении говорили много, причем и президент Украины Порошенко, и Путин? У нас же не гражданская война…
- В самом-самом начале, примерно до мая 2014 года, до «референдума», когда конфликт был действительно еще локальным, теоретически можно было завести в регион миротворческие миссии. Но, честно говоря, я не уверен в том, что был бы результат, потому что война все-таки не гражданская, и конфликт был не таким локальным. Насколько я помню, в апреле 2014-го в том же Донецке уже сидели серьезные штурмовые группы, которые проявились несколько позже. Не обладая серьезным вооружением, противопоставить что-то серьезной военной силе миротворцы не могут.
Повторюсь: миротворческие силы выполняют функции военной полиции. Обычно военная полиция следит за порядком среди собственных войск – пресекает мародерство, дезертирство и т.п. У миротворцев нет шанса во время настоящей войны. А вот после войны – да, их присутствие будет оправдано и даже необходимо. Сейчас же свое слово должны говорить военные. Почему Украина отозвала своих миротворцев из других стран? Чтобы они своим уникальным опытом и знанием усилили вооруженные силы страны. В статусе военнослужащих, конечно.
- Получается, что миротворцы приходят только на территории других стран?
- Да, и на это есть определенные причины. Миротворцы гасят конфликты на расовой, этнической, идеологической или религиозной почве, вспышки насилия в регионах.
Можно спросить: «А что, местная полиция не справилась бы?». Отвечаю: миротворцы находятся вне этого конфликта, это третья сила, которая является гарантом конституционного порядка в стране после завершения войны. Взять, например, Сирию: война закончилась, туда зашли миротворческие силы, которые поддерживают порядок и отлавливают местных партизан, желающих еще немного повоевать и пострелять.
Почему так важна третья сторона, третья сила? Потому что местная полиция во время таких конфликтов по разным причинам присоединяется к одной из сторон противостояния. Это мы можем увидеть на примере Азербайджана, Кыргызстана, Чечни и т.д., когда полиция своим арсеналом и средствами усиливает ту или иную группировку.
Миротворцы, как мы уже сказали, над этим конфликтом, а не с одной из его сторон. Их преимущество в том, что они никак не связаны с местным населением. Но это же и является проблемой: резко снижает спектр возможных действий. Проще говоря, без поддержки местных трудно требовать соблюдения законности на этих территориях. Но таковы условия деятельности миротворческих сил.