“Комиссия не забывает, что Украина – единственная страна в Европе, где люди погибли, где в людей стреляли, потому что они были на улицах с флагами ЕС. Теперь мы не можем сказать им: "Извините, ребята, вы махали не тем флагом", - сообщает издание Politico мнение Еврокомиссии.
Но признание Украины страной-кандидатом требует единогласного одобрения 27 глав государств и правительств в Европейском совете, которые, как ожидается, рассмотрят этот вопрос на саммите в Брюсселе на следующей неделе. Что это значит для Украины?
Кандидат на членство в ЕС - это статус для государства, стремящегося стать полноценным членом европейского межгосударственного объединения. Предоставление статуса кандидата на членство в Евросоюзе прежде всего является политическим сигналом – первым шагом к признанию того, что страна-кандидат однажды станет членом ЕС. Фактически предоставление статуса кандидата станет мощным политическим толчком к продолжению глубинных трансформаций во всех сферах и дальнейшей интеграции Украины в общий рынок ЕС.
Обретение статуса кандидата на членство в ЕС будет нести для Украины ряд преимуществ. А именно: в процессе присоединения страна-кандидат получает доступ к финансовым инструментам ЕС, помогающим лучше подготовиться к членству: провести реформы и имплементировать законодательство Евросоюза.
Статус кандидата открывает большие возможности относительно финансирования, инвестирования и помощи. В соответствии с правилами ЕС, кандидаты имеют такие же привилегии по финансам, как и члены. То есть мы можем претендовать примерно на 12 млрд евро помощи ежегодно из фондов ЕС для выравнивания уровня жизни.
Возможность принятия определенного государства в состав Европейского союза закреплена в статье 49 Договора о Европейском союзе. В ней говорится, что теоретически каждая страна может подать заявку на вступление в ЕС. Однако на практике государственные органы кандидата должны выполнить ряд требований. Целый ряд предпосылок для вступления в ЕС отражены в статье 40 вышеуказанного договора. Другие требования к государствам, объявившим о желании присоединиться к ЕС, содержатся в так называемых Копенгагенских критериях. Эти критерии, которым должны соответствовать государства-кандидаты на вступление в Европейский союз, были одобрены на заседании Европейского совета в Копенгагене в июне 1993 года.
Получение государством статуса кандидата на членство в ЕС не означает перехода на евро, отмены специального разрешения на работу или получения разрешения на проживание в государствах - членах ЕС, если только это не будет закреплено отдельными договоренностями.
Для Украины возможна ускоренная процедуры вступления страны в ЕС. Значительную часть реформ, выполняемых государствами перед вступлением в ЕС, Киев уже провел. Но ускоренный процесс не означает, что членом ЕС Украина станет уже в этом году.
Разные страны - по-разному. Например, Хорватия стала членом ЕС девять лет назад, а сам процесс вступления в союз длился десять лет до получения статуса члена Евросоюза. Именно Хорватию ставят Украине в пример из-за схожести государственных процессов внутри каждой страны и войны с соседом.
А вот Турция подала заявление на вступление в 1987 году, и ей понадобилось 12 лет, чтобы получить статус кандидата на саммите Хельсинки 1999 года. И хотя Европейский совет объявил официальной датой начала переговоров по вступлению Турции 2005 год, эта страна сегодня по-прежнему остается только кандидатом на вступление в ЕС.
В 2018 году президент Реджеп Эрдоган назвал вступление в Европейский союз стратегической целью страны. Через год он сказал о нежелании Евросоюза принимать Турцию в свой состав, и истинной причиной этого является не большая численность турецкого населения, а то, что турки по вероисповеданию являются мусульманами. По результатам опросов в 2017 году, 75,5 % граждан Турции хотят вступить в ЕС, но лишь 36 % полагает, что страна когда-либо будет принята.
Так или иначе, но в 2021 году Европарламент предложил приостановить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Европа считает, что Анкара продолжает отдаляться от ценностей и норм блока и что в Турции наблюдается "гиперцентрализация власти" президента Реджепа Эрдогана.
В настоящее время статус государств-кандидатов имеют Албания, Северная Македония, Сербия, Турция, Черногория. Косово и Босния и Герцеговина являются потенциальными кандидатами на этот статус. Азербайджан, Грузия, Молдавия и Украина относятся к «Восточному партнерству», с помощью которого ЕС намерен помочь указанным государствам постепенно ввести демократические и правовые реформы, которые приблизили бы их к вступлению в ЕС.
Предоставлять ли статус кандидата, решают государства - члены Евросоюза. Для этого нужно единогласное решение всех 27 стран, причем на уровне Европейского совета (президенты и премьеры) и на уровне Совета ЕС (министры). Многие уже заявили о поддержке предоставления Украине статуса кандидата. Другие же государства говорят, что ждут заключения ЕК и будут решать уже на его основании.
В Европе есть страны, которые не хотят давать Киеву статус кандидата. Например, Дания и Нидерланды на встрече послов Евросоюза выступили против предоставления Украине статуса кандидата на вступление в ЕС. В частности, в Копенгагене уверены в недостаточном соответствии Киева европейским требованиям, пишет Bloomberg.
- Скорее всего, Украина получит статус кандидата на вступление в Евросоюз. Шансы достаточно высокие. Этот шаг уже поддержал Европарламент и Еврокомиссия. А это говорит о том, что в Европе преодолели оппозицию к Украине. Часть стран, которые ранее выступали против предоставления такого статуса - Италия, Венгрия, уже изменили свою позицию и выступают «за». Иначе Еврокомиссия не приняла бы решение рекомендовать предоставить Киеву статус кандидата на вступление, - рассказал «КП в Украине» эксперт по вопросам международной политики аналитического центра «Украинский институт будущего» Илья Куса.