Не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта поговорка красноречиво описывает путь Украины в ЕС. Героический и мужественный отпор российской агрессии предоставил шанс для экспресс-вступления нашей страны в ЕС. 18 апреля президент Украины Владимир Зеленский передал послу ЕС Матти Маасикасу заполненный опросник, который необходим для приобретения статуса кандидата в Европейский Союз. Уже в июне этого года Украина может получить статус страны-кандидата на членство в ЕС.
Затем начнутся переговоры о вступлении в «европейскую семью», проведение реформ внутри Украины, их оценка европейскими институциями. Эксперты прогнозируют, что если страна не окунется в политические распри и не сойдет с курса реформ, очерченного в Брюсселе, то высоки шансы, что уже за год-два мы можем официально войти в ЕС.
О том, какие преференции от членства в ЕС получит Украина и какие обязательства на себя возьмет, «КП в Украине» расспросила эксперта-международника Тараса Чорновила.
- Страна, вступившая в ЕС, подпадает под внутренние принципы и законы Евросоюза. Можно говорить даже о том, что в какой-то степени происходит ограничение внутреннего суверенитета страны. Это может не понравиться власти, но граждане от этого только в выигрыше, - говорит Тарас Чорновил и поясняет: – Европейский Союз – это не просто международная организация, но и некое единое сверхгосударство, в котором работает Европейский парламент, есть свое правительство – Европейская комиссия, которая не ограничивает правительства отдельных стран, но обязывает их работать в единых рамках.
На практике это означает, что национальные правительства и другие органы власти не могут принимать решения, которые ограничивают права и свободы граждан. К примеру, если бы Украина уже была в ЕС, то не могла бы повториться ситуация, когда без суда и следствия власть отключает те или иные телеканалы.
- По нормам ЕС, за такие действия наступает ответственность. Брюссель может запустить серьезные санкционные механизмы против чиновников, которые идут на сомнительные решения. И эти санкции достаточно болезненные, - поясняет наш собеседник.
Один из последних примеров – внутренняя политика Венгрии. Правительство Орбана приняло несколько шагов, которые, по мнению Брюсселя, подрывают демократические институты в стране, ограничивают свободу слова, создают коррупционные лазейки. В итоге, 5 апреля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о принятии мер против Венгрии в связи с нарушением принципов правового государства. Механизм позволяет сократить выплаты стране из бюджета Евросоюза.
ЕС имеет внутренний бюджет, который, в частности, наполняют страны - члены ЕС. Такого понятия, как единый «членский взнос», нет. Но каждая страна ЕС вносит свой финансовый вклад в единую казну. Для понимания: в 2020 году Германия сделала рекордный взнос в совместный бюджет ЕС - 19,4 млрд евро. Еще 9,5 млрд евро влила в бюджет Евросоюза Франция, 6,3 млрд евро – Италия. А вот Румыния и Венгрия дали в общий котел только примерно по 4,7 млрд евро каждая.
- Если очень усредненно говорить о формуле взносов, то она выглядит примерно так: богатые страны платят больше, бедные – меньше, а те страны, которые нуждаются в помощи, получают из бюджета ЕС больше денег. И как раз бедные страны и «новички» наибольше пользуются деньгами ЕС. Это суммы в десятки миллиардов евро. Если, допустим, вы проедете по Польше, то увидите множество табличек «Построено, реконструировано за деньги ЕС», - продолжает наш собеседник.
В подтверждение слов эксперта говорит и статистика. В том же 2020-м Польша получила из европейского бюджета на 12,4 млрд евро больше, чем внесла в него.
- Членство страны в ЕС для бизнеса и экономики означает полную кооперацию в пределах еврозоны. Мы сможем пользоваться внутренними возможностями ЕС. Это означает, в том числе, и беспошлинное перемещение товаров, услуг, - говорит эксперт.
То есть Украина получает шанс для наращивания экспорта, производства, а это, в свою очередь, приводит к увеличению количества рабочих мест, уплате налогов и т.д. Но чтобы конкурировать наравне с другими европейскими странами, Украине придется во многих сферах пересмотреть стандарты продукции, повысить их.
- С этим у нас не должно быть больших проблем. Когда готовилось Соглашение об ассоциации, то мы уже тогда во многом адаптировали свои продукты и услуги под стандарты ЕС, - добавляет Тарас Чорновил.
Также эксперт обращает внимание, что вхождение в ЕС предполагает единую финансовую и экономическую систему. На практике это означает, что национальные правительства и парламенты не могут принимать решения, которые могут привести к раскрутке инфляции. Брюссель имеет рычаги сдерживания от популистских или сомнительных решений стран - членов ЕС.
После вступления Украины в ЕС украинцы смогут работать не только на Родине, но еще и в любой из 28 стран Евросоюза.
- Да, действительно, украинцы смогут работать в любой стране ЕС. Никаких квот или ограничений, допустим, по зарплате. Все легально и прозрачно, - уверяет Тарас Чорновил.
В то же время открытие европейского рынка труда может создать и негативные тенденции для нашей страны. Есть риск, что начнется массовая трудовая миграция. Из топ-пять стран, где хотели бы работать украинцы, три страны – ЕС (Германия, Польша, Чехия). Платить налоги и заработанное (в прошлом году наши трудовые мигранты перевели в Украину около 7 млрд евро) трудовые мигранты, скорее всего, тоже станут не в родной стране.
Украинские школьники и студенты получают возможность учиться в любой из стран ЕС. Дипломы украинских вузов станут признаваться в европейских странах.
- Любой документ, выданный в стране ЕС, автоматически признается в других странах ЕС, - поясняет Тарас Чорновил. – От членства Украины в Евросоюзе точно пострадают продуценты фальшивых дипломов. Украине придется «перешерстить» вузы. Те частные институты, которые открывают десятки-сотни филиалов и не имеют ни одного профессора, не ведется реальная научная деятельность – их придется закрыть.
Из минусов - опять-таки существует риск, что произойдет отток умов из страны. Украинцы предпочтут учиться в Германии, Франции, Италии, Польше и т.д. А получив диплом там, захотят ли они возвращаться обратно? Вопрос без однозначного ответа.
Открытые границы ЕС не означают, что украинцы смогут автоматически получить медицинские услуги в любой из европейских стран.
- В странах ЕС действует страховая медицина. И с польской страховкой вы не сможете свободно получить медицинские услуги во Франции.
Только если оформите единый общеевропейский полис, только тогда перед вами открыты двери любой из больниц ЕС, - поясняет Тарас Чорновил.
Страны ЕС пропагандируют борьбу с коррупцией. Европейская политика направлена на то, чтобы вычистить мздоимство и взяточничество с политической, экономической и социальной сфер. И Украине придется в этом плане подтянуть «хвосты».
- Европейские институты приветствовали создание антикоррупционных органов в Украине. Наши антикоррупционеры очень долго запрягали и вот только сейчас начали ехать. Брюссель будет следить за тем, реально ли в Украине борются с коррупцией. Если мы не отрубим голову этой гидре, то нас могут и не взять в ЕС, - считает Тарас Чорновил.
Граждане стран ЕС могут свободно передвигаться по Евросоюзу.
Безвизовый режим украинцы уже и так успели прочувствовать на себе. Пребывание страны в ЕС также означает и отсутствие роуминга во всем Евросоюзе. Телефонные звонки осуществляются по тарифам родной страны.
Все страны ЕС обязуются принимать у себя мигрантов, строить мигрантские городки, если такое решение примет официальный Брюссель. Такое «правило» ЕС активно обсуждается в СМИ и социальных сетях, но, по словам Тараса Чорновила, оно является мифом.
- В ЕС нет жесткого обязательства по размещению мигрантов. Вспомните мигрантский кризис 2015 года. Канцлер Германии Ангела Меркель взяла курс на принятие беженцев в свой стране, а вот та же Польша не захотела открывать свои границы для беженцев, и ничего. Обязывающих норм нет. Но ЕС будет помогать странам, которые решили приютить беженцев, - убеждает Тарас Чорновил.