Президент Владимир Зеленский вновь задал информационную повестку дня. Во время открытия пленарной сессии Верховной Рады глава государства подписал указ об укреплении обороноспособности армии. Народные депутаты от фракции «Слуга народа» поспешили порадовать общественность, мол, «наконец-то военные получат достойную зарплату», «на 30-м году независимости Украина отменяет срочную службу», «мы формируем численные и мощные ВСУ».
А вот военные эксперты отнеслись к новости скептически. И вот почему…
Начнем с главного – сам по себе указ ничего не меняет, да и не может изменить. Вопросы о денежном обеспечении армии и ее численности – прерогатива Верховной Рады. Президент лишь озвучил в указе, что в течение 2022-2025 годов нужно поэтапно увеличить численность ВСУ на 100 тысяч, увеличить денежное довольствие военных, отменить срочную службу. А далее в игру должно вступить правительство – наработать необходимые законодательные изменения, а затем парламент – принять нужные законопроекты.
А теперь по сути. Верховный главнокомандующий задал курс на увеличение армии на 100 тысяч человек. Не много ли?
- Мировая практика говорит о том, что численность вооруженных сил в цивилизованных странах должна колебаться в пределах 0,8% от численности населения. То есть, если мы говорим, что в Украине проживает 40 миллионов человек, то армия должна быть - 320 тысяч человек. У нас сейчас в ВСУ должно насчитываться 260 тысяч человек (но не можем и этого количества набрать). Если мы добавим еще 100 тысяч, то будет перебор, - говорит военный эксперт Олег Жданов. – Хотя верхней планки не существует. Можем хоть до миллиона человек довести. Вопрос в другом, а пойдут ли люди? Вы сейчас видели очереди в военкоматах? Их нет! Люди абсолютно не мотивированы.
В своем указе Зеленский предлагает мотивировать граждан Украины идти в ряды ВСУ повышением зарплаты: в 2022 году до уровня не ниже13 тысяч гривен (не ниже двух «минималок») и с 2023 года – не ниже 20 тысяч гривен (трех «минималок»).
- Стартовая зарплата от 13 или 20 тысяч гривен, сомневаюсь, что привлечет хороших ребят в ВСУ. Зарплата должна быть на уровне выше средней по всей стране, - считает Олег Жданов. – Конкретную цифру назвать сложно. Думаю, что власть должна экспериментировать и поднимать зарплату до тех пор, пока не образуется очередь возле военкоматов с желающих подписать контракт. Хотя бы два человека на место. И тогда у нас появится возможность начать формировать профессиональную армию.
Также, подчеркивает военный эксперт, только повышение зарплаты для военных – хоть и мотивирует, но недостаточно. На государственном уровне стоило бы предусмотреть «соцпакет» для военных: гарантированную медпомощь для военных, членов их семей, льготы на обучение детей, решение жилищного вопроса и т.д.
- Не забываем и о том, что увеличение количества военных автоматически влечет и расходы на вооружение и технику. Это колоссальные деньги. А брать со складов старье? – анализирует Олег Жданов.
Есть ли в стране деньги на увеличение расходов на армию? И какая конкретно сумма понадобится?
- Этот вопрос должно изучить Министерство финансов, предусмотреть в бюджетной резолюции, - говорил в кулуарах Верховной Рады первый вице-спикер Александр Корниенко.
К слову, если говорить о народных депутатах, то они не спешат увеличить зарплаты армии и оснащать ее новым вооружением. На пленарном заседании Верховной Рады 1 февраля слуги народа не смогли включить в повестку дня парламента законопроект об увеличении на 50 млрд грн расходов на усиление обороноспособности государства. В документе речь шла о том, чтобы уже сейчас увеличить минимальную зарплату военным до 40 тысяч и в 2 раза увеличить расходы на закупку новых единиц оружия и военной техники. Возможно, документ не смогли поддержать, поскольку его автором является пятый президент Украины Петр Порошенко. Пиар-составляющую еще никто не отменял.
Не исключено, что будущий законопроект об увеличении количества ВСУ споткнется в профильном комитете Верховной Рады. Некоторые члены комитета уже публично раскритиковали эту идею.
- Переход на профессиональную армию обычно означает сокращение Вооруженных сил, а не их увеличение. В таких случаях военных становится меньше, но они стают лучше обученными, лучше вооруженными и получают существенно больше. Государство не способно полноценно содержать даже имеющуюся армию, не способно укомплектовать даже имеющиеся бригады. Не способно (без помощи извне) финансировать текущие нужды армии больше чем на 20%, - отмечает народный депутат Сергей Рахманин.
В указе президента указывается, что правительство должно подготовить законопроект «О внедрении модели интенсивной военной подготовки как возможной альтернативной формы прохождения срочной службы и прекращения призыва граждан Украины на срочную службу с 1 января 2024 года». Проще говоря, уже через 2 года могут исчезнуть «срочная» служба и повестки из военкоматов. А как тогда будет вестись подготовка? Пока можем только догадываться.
- Будут создавать систему военной подготовки вне Вооруженных сил. Это может быть разворачивание военных кафедр в вузах, возвращение начальной военной подготовки в школах. Но это неприемлемо. Введение НВП будет означать становление государства на милитарные рельсы. Это путь России, - предполагает Олег Жданов. По его словам, можно было бы создавать общественные организации, которые бы занимались военным обучением на добровольческих началах. Но опять-таки эти организации нужно чем-то мотивировать.
Эксперт говорит, что можно развивать и институт территориальной обороны.