Еще каких-то пару лет назад словосочетание «цифровая трансформация Украины» вызывало скептическую улыбку. Однако сегодня многие государственные услуги стали электронными, и если электронный сервис «Дія» установлен пока не у каждого, то знают о нем абсолютно все.
Темой обсуждения последних недель стало получение в «Дії» «ковидной» тысячи и на что ее потратить. С этого вопроса мы начали наш разговор с Михаилом Федоровым.
- Михаил, вы уже решили, куда потратите свою тысячу?
- Я буду мелкими транзакциями тратить по разным направлениям, чтобы тестировать, как все работает.
- Как вы считаете, обещание 1000 гривен за вакцинацию подстегнуло людей регистрироваться в «Дії»?
- Сертификаты подстегнули. Из-за 1000 не вижу пока никаких всплесков. Стабильно в «Дії» регистрируются 50+ тысяч новых людей в день. Бывают всплески до 100 тысяч, но во время запуска ковидных сертификатов цифры были значительно выше.
Для нас ключевой показатель - не количество пользователей. Мы сфокусированы на качестве. Для нас важно количество обращений в контакт-центр, количество решенных проблем службой поддержки.
- Тогда давайте о качестве. Когда «Дія» перестанет давать сбои? Люди очень нервничают, когда что-то идет не так.
- Во-первых, мы работаем над базовой инфраструктурой, чтобы не было сбоев. Цель - свести их к нулю. И если смотреть в динамике, то сбоев становится значительно меньше, учитывая то количество сервисов, которые мы запускаем. Мой совет: если возникла какая-то проблема, обращайтесь в службу поддержки, которая есть в чат-ботах - Фейсбук, Вайбер, Телеграм. Мы постараемся решить эту проблему максимально быстро.
- К примеру, прихожу я в кинотеатр или мне улетать, а у меня слетел ковидный сертификат - что делать?
- Обычно такая ситуация происходит, если люди разлогинились (нажали кнопку «Выйти» или log out в меню «Дії». - Прим. авт.) или сменили телефон. Если произошла срочная ситуация, когда необходима консультация, например, в аэропорту - в чат-ботах есть отдельная кнопка «я в аэропорту», по которой можно сообщить о своей проблеме, - мы мгновенно свяжемся и решим вопрос. Мы сейчас активно развиваем службу поддержки «Дії». Там уже работают больше 200 человек.
- Почему нет личного контакта с клиентами? Например, номера, куда можно было бы позвонить и получить консультацию?
- Во-первых, мы развернули больше 1000 офлайн-пунктов поддержки «Дії» во всех регионах Украины. Они работают во всех массовых центрах вакцинации, а еще в ЦНАПах, цифровизированных библиотеках, центрах «Дія Бізнес».
Во-вторых, мы сфокусированы на том, чтобы делать продукты, в которых не нужно разбираться. Можно нанять 10 тысяч человек, и они будут всех консультировать. А можно это же время, деньги и энергию потратить на то, чтобы доработать продукт, чтобы не нужна была консультация по нему.
И главное, мы не монополизируем право на услуги, которые запускаем. Параллельно есть другие источники, которые предоставляют эти же услуги в нашей стране. Мы все вопросы доводим до конца, а временные трудности, которые возникают, решаем и не забиваем на них.
- Зачем нужна была вся эта эпопея с поворотами и наклонами головы?
- Нам необходим был этот шаг, чтобы запустить ковидные сертификаты. Мы сделали так, чтобы украинцы смогли путешествовать в Европу максимально быстро. «Дія Підпис» и поворачивание головы во время его генерации приравнено к обычной физической подписи - это сравнение биометрии вашего лица с вашим фото в реестре. Невозможно было получить документы медицинского характера, такие как сертификаты, без подписи. Это сверхчувствительные медицинские данные. Чтобы это изменить, нужно было внести много нормативных изменений. И мы со временем решили эту проблему.
- Эта процедура с поворачиванием головы не отразилась на количестве пользователей? В соцсетях много было недовольных.
- Можно судить по цифрам - с «Дія Підпис» было получено больше 2 миллионов сертификатов. Это люди, которым нужно было в Европу. Поворачивать головой и потратить на это минуту или не полететь - что бы вы выбрали? Но повторю, мы решили этот вопрос, сейчас все происходит быстро.
- Вы уже готовитесь к внесению третьей вакцинации?
- Конечно. Мы работаем с МОЗ. Чуть позже запустим этот функционал.
- В одном интервью вы говорили, что базы разных ведомств в Украине не согласованы, и это причина некоторых сбоев. Их уже удалось согласовать?
- Это комплексная проблема. В декабре мы приняли наконец-то закон про реестры, который позволит нам провести их верификацию, задаст новые правила их наполнения. До этого мы наладили взаимодействие между разными реестрами - сейчас с порталом и приложением «Дія» интегрированы 19 реестров. В них все уже технологически доработано, внедрены правила безопасности. Во всех новых реестрах, которые мы присоединяем, мы сначала проводим технический аудит. Текущие «ремонтируем», а те, которые невозможно «отремонтировать» - меняем на новые, как это было с реестром строительным или с моряками.
А некоторые реестры будем объединять. Раньше был такой подход: чем больше какое-то министерство создаст реестров, тем больше они чего-то там контролируют. На самом деле реестры должны быть суперзащищенные технологически, где логируется каждое действие, виден электронный след чиновника, что он там смотрел, что делал.
- То есть в будущем я буду видеть, кто посмотрел мои данные?
- Это концепция, к которой мы стремимся. Мы хотим, чтобы каждый гражданин видел, почему чиновник посмотрел про него ту или иную информацию в реестре. Персональные данные граждан - это главная ценность, и мы хотим их обезопасить.
- В начале этого года вы обещали миллион тому, кто сумеет взломать «Дію». Претенденты на эту сумму так и не появились?
- На самом деле хакеры со всего мира и сейчас продолжают искать ее уязвимость. Это программа «Багбаунти». А из миллиона гривен мы выплатили всего лишь несколько тысяч тем, кто обнаружил какие-то мелкие ошибки в работе программы. Но их нельзя назвать уязвимостью, они не связаны с жизнеспособностью «Дії».
- Ошибки обнаружили украинские хакеры и получили вознаграждение?
- И украинские, и неукраинские. Это постоянно действующий проект, все наши читатели тоже могут присоединиться, рассказать своим родственникам, что есть такая возможность заработать деньги - искать уязвимость. Это классная практика, так делают мировые компании.
- Парень из Запорожья, который создал фейковую «Дію», все еще стажируется у вас?
- Да. Он советник одного из моих замов и помогает нашим ребятам в контакт-центре.
- Воспитательная мера все-таки подействовала?
- Пока еще рано судить. Но исходя из того, что он больше не занимается никаким мошенничеством, выполняет свою работу, значит, в чем-то подействовала.
- Вы уже оценивали стоимость «Дії» как продукта?
- Не готов сказать. Скажу мало - другие страны задекларируют больше. Скажу много - отпугну потенциальных клиентов.
- Потенциальные клиенты обращаются? Ведете переговоры?
- Если идут запросы - мы отправляем презентацию. Но вот чтобы садиться считать и готовиться к подписанию договора, до этого этапа не доходим. Мы заняты предоставлением услуг и улучшением качества. Мы заработаем намного больше, когда у нас все будет работать на 100%, не будет ни одного сбоя, и люди будут счастливы. А пока просто делимся опытом с разными странами.
- С какими?
- Это прогрессивные европейские страны.
- Онлайн-голосование на будущих выборах - это ваша история?
- Не наша. Сейчас наше министерство даже гипотетически не может этим заниматься, потому что для этого нет нормативной базы.
- Но вы сторонник такого голосования?
- Я сторонник подхода: 100% электронных услуг онлайн, полностью у всего населения есть доступ к интернету, люди используют технологии на высоком уровне и нет разорванности в цифровых навыках. После этого можно переходить к электронному голосованию. Но отсутствие необходимых компонентов не дает такой возможности.
- То есть в ближайшие пару лет такая возможность исключена?
- Этот вопрос нужно задавать ЦВК и парламенту.
- Летом планируется ремонт Верховной Рады. Будут ставить и новую систему голосования для депутатов. Вас привлекают к этой работе?
- У вас инсайдерская информация, я ею не владею (смеется). На самом деле где-то полгода назад мы консультировали по этому вопросу. Мы уже внедряем систему «онлайн-правительство». Так что есть опыт. Но потом в Верховной Раде произошли какие-то перестановки. И мы коммуникации пока ни с кем не ведем.
- Но спикер Стефанчук предлагает проводить в чрезвычайной ситуации онлайн-голосование для депутатов. Этот вопрос с вами тоже не обсуждали?
- Мы разные ветви власти и не имеем пока никакой теоретической или практической возможности как-то в этом участвовать.
- На примере цифрового Кабмина можете пояснить, как будет проходить онлайн-голосование?
- Отдельные сервера находятся в Кабинете министров. Мы онлайн проводим заседания и голосуем. Сейчас идет этап внедрения системы, расширение услуг: например, можно записывать, расшифровывать наши заседания. Это будет удобный и безопасный сервис.
Ковидную тысячу министр потратит на все понемного, чтобы протестировать работу сервиса. Фото: пресс-служба Михаила Федорова.
- Вы не считали, сколько людей может остаться без работы после внедрения ваших услуг?
- Точно могу сказать одно: я за услуги без чиновников. Чиновник работает за деньги налогоплательщиков, а я за то, чтобы эти деньги шли на повышение качества жизни людей, индексации социальных выплат. Для людей же, которые могут потерять работу, нужно создавать специальные программы переквалификации.
- В каждом министерстве сейчас есть зам по цифровой трансформации. 19 министерств - 19 замов. Зачем такое количество?
- Несколько стран что-то подобное внедрили и сделали прыжок в цифровом развитии. Когда мы выстраивали структуру замов по цифровой трансформации в каждом министерстве - это значит, что в каждом министерстве есть человек, который думает, как запустить услуги быстрее, дешевле, эффективнее и как сделать так, чтобы все люди, которые работают в министерстве, принимали решение на основе качественно собранных данных. И таким образом нам это позволяет параллельно работать по всем направлениям.
- Эти замы подчиняются вам или профильному министру?
- Мы их назначаем совместным приказом.
- При этом вы еще собираетесь вводить замов по цифровой трансформации глав обладминистраций.
- Они появляются. Их уже больше 15 по всей стране. Они нужны, потому что часто правительство принимает решение, которое на месте реализуется не совсем так, как должно. Просто пример - в этом году по проекту «Интернет-субвенция» мы впервые подключим больше миллиона людей к фиксированному интернету. Это примерно три тысячи сел. А это проведение честных тендеров, чтобы никто на этом нигде не заработал, как раньше было, приоритетное подключение всех объектов социальной инфраструктуры, при этом важно подключить школу, которая 10 раз до этого была подключена «на бумаге» - все это большой процесс, который нужно контролировать на местах.
У нас же нет областных отделений, как у всех министерств, нет региональных представительств. У нас на самом деле очень компактная структура, которая позволяет работать максимально эффективно. Наше министерство похоже на IT-компанию - мы эффективные, быстро принимаем решения, у нас понятный и прозрачный менеджмент выстроен, публичные цели.
- А сколько всего людей у вас в министерстве?
- Около 200 человек. У нас мало людей, но они очень талантливы. Поэтому у нас одни из самых больших зарплат среди всех министерств, и я делаю все как руководитель, чтобы мы могли привлекать таланты в наше министерство.
- Недавно вы презентовали речь, написанную для вас искусственным интеллектом. Как эту разработку можно использовать в работе чиновников и министерств?
- На самом деле мы просто хотели показать, что в Украине создаются классные инновационные продукты. Мероприятие, на котором я выступал и для которого речь написал ИИ, было посвящено Украинскому фонду стартапов, это государственный проект. И моя речь - это была презентация классного украинского продукта.
- Почему многие украинские стартапы открывают юридические лица на Кипре, в Ирландии, Эстонии. Вы не проводили аудит препятствий, которые этому способствуют? Например, невозможность проводить валютные операции внутри Украины, архаичные требования от налоговой к оформлению документов.
- Так было раньше. Мы в 5 раз снизили налоговую нагрузку для технологических компаний в Украине, по сравнению с общей системой налогообложения. В декабре был принят во втором чтении налоговый закон для того, чтобы мы запустили «Дія Сіті». Это одна из лучших налоговых систем в мире для технологических компаний. Она заработает в конце января, и вы увидите, сколько стартапов мировых и украинских будут инкорпорироваться в Украине, а еще больше - мировых в Украине. Через 1-2 года увидите бум стартапа в Украине.
Мы также создаем фонд, который позволит людям, если они захотят сменить профессию, оплачивать 50% за обучение на IT-специальности. Таким образом, создавая лучшую налоговую систему, мы параллельно будем обучать массово население по IT-специальностям, при этом компенсировать стоимость обучения.
- Вы неоднократно говорили о том, что в школах нужно преподавать информатику иначе. Не так, как сейчас. А как?
- Информатика должна научить детей использовать интернет для своего развития и достижения целей. Научить анализировать информацию, отличать правдивую информацию от неправдивой, находить курсы и работу. В интернете много доступной информации, можно работать на весь мир, главное - правильно использовать этот инструмент, а не просто играть в игры и смотреть сериалы. И задача уроков информатики - подготовить детей к новому цифровому миру, а не просто объяснить, что ноутбук - это ноутбук, а чтобы включить компьютер, кнопку нужно нажать здесь.
- Когда будут запущены новые уроки по информатике? И кто их будет вести?
- Мы инициировали этот проект в этом году. Сейчас уже идет разработка новой программы. Надеюсь, в следующем году, во втором семестре, мы ее запилотируем. Мы хотим, чтобы часть контента школьники/студенты получали онлайн, а учителя помогали им правильно этой информацией овладевать.
- По подготовке IT-специалистов в вузах тоже будут перемены и когда?
- У нас есть 15 шагов по реформированию сферы IT-образования, которые мы сделаем в следующем году. Туда входят среднее, высшее и неформальное образование. В высшем образовании будет много разных действий, например, финансовая автономность вузов, чтобы они могли распределять деньги и нанимать преподавателей, в том числе и иностранных, чтобы бизнес мог нормально инвестировать в вузы. Конечно же, планируется и введение новых классификаторов профессии.
- Президент доволен вашей работой? Как часто с ним общаетесь?
- Мы системно общаемся с президентом. Он глубоко в наших проектах, понимает наши цели. Думаю, его заинтересованность помогает нам двигаться быстрее. Цифровизация - это большой пункт его программы. А насколько он доволен - лучше у него спросить.
- Какие задачи он поставил перед вами на следующий год?
- Для него очень важно качественное предоставление социальных услуг, решение проблем, связанных с коммунальными услугами. Его также беспокоят соцвыплаты, чтобы люди, которые их получают, не ходили по государственным органам, а все было максимально упрощено. Поэтому мы создаем единый реестр социальных выплат.
- А вы что планируете?
- Запустить «Дія Сіті». Расширить количество новых услуг по всем сферам - социальным, для бизнеса. Отреагировать на все кризисы, которые возникнут. Продолжить покрывать страну интернетом и работать над безопасностью данных. Обучить хотя бы несколько миллионов людей базовой цифровой грамотности. Плюс выпустить тысяч 10 специалистов неформального образования IT. Целей много, задач много. Следующий год будет годом прорыва в цифровизации.
- А этот год был хороший?
- Прекрасный год. Мы сделали больше, чем планировали. Несколько проектов были запущены сверхурочно, это и ковидсертификаты, где нужно было срочно присоединиться к единому цифровому рынку, и проект «єПідтримка», который связан с получением 1000 грн за вакцинацию. Но мы хотим оцифровать все услуги до конца 2023 года и поэтому будем в ближайший год двигаться еще быстрее.