Загрузить еще

Народный депутат Татьяна Скрипка: Децентрализация усугубила нарушения прав детей

Народный депутат Татьяна Скрипка: Децентрализация усугубила нарушения прав детей
Фото: ru.depositphotos.com / facebook.com/zeRiabykha

Скоро истекает месяц, как Верховная Рада приняла постановление об обращении к Кабинету министров по вопросу создания Государственной службы Украины по делам детей. Депутаты считают, что это вопрос безотлагательный и должен быть решен до конца этого года.

Почему такая спешка и какие задачи хотят возложить на новый орган исполнительной власти, «КП в Украине» беседует с главой подкомитета по делам семьи и детей Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики Татьяной Скрипкой.

В Минсоцполитики все потеряется

Татьяна Скрипка. Фото: facebook.com/zeRiabykha

Татьяна Скрипка. Фото: facebook.com/zeRiabykha

- Татьяна, ваши коллеги гневались в соцсетях, что Кабмин не вынес вопрос на прошлое заседание. Почему торопитесь? Вопрос в выделении средств?

- Не это главное. Сейчас в Раде действует временная следственная комиссия по нарушению прав детей. Это короткое название, а спектр вопросов, которые мы изучаем и которые требуют исправления, чрезвычайно широк. Но комиссия не может быть вечной, ее полномочия рано или поздно закончатся. Если ничего не предпринимать, все спустится в Минсоцполитики и затеряется в ворохе других проблем. Про детей опять будут вспоминать только 1 июня.

Если же будет создан центральный орган, который занимается только детьми, мы передадим туда свои наработки, очертим вызовы и будем знать, с кого спрашивать за реализацию.

- Одним из аргументов в пользу новой службы было то, что сегодня права детей рассредоточены по шести ведомствам.

- Совершенно верно, это и ряд министерств, и центральные органы власти, и Национальная сервисная служба. Все они занимаются не только детьми, но и множеством других вопросов. У того же Минсоцполитики и малообеспеченные, и пенсионеры, и инвалиды. Дети остаются обделенными.

А в связи с децентрализацией государство просто теряет контроль за тем, что происходит с детьми на местах.

- Что имеете в виду?

Мы столкнулись с вопиющими фактами, когда прокуратура вынуждена была обращаться в суд с иском о создании такой службы

- В связи с децентрализацией во многих регионах службы по делам детей фактически перестали работать. Мало того, они не в каждой новой общине создаются. Некоторые председатели просто не понимают, зачем это нужно.

 

Мы столкнулись с вопиющими фактами, когда прокуратура вынуждена была обращаться в суд с иском о создании такой службы. И подобный случай, поверьте, не один.

Чтобы не было «потому что»

- К тем службам, которые работают, тоже есть серьезные претензии. Много детей, требующих помощи, ускользают из их внимания.

 Центральный орган, о котором мы говорим, как раз и должен быть создан для того, чтоб контролировать работу служб. И главное - направлять эту деятельность и получать с мест посылы, которые помогут выбрать правильный вектор государственной политики.

Речь, подчеркиваю, идет не только о контроле. Самое главное - это обратная связь. Если местная служба говорит: мы не справляемся, потому что… То государственная служба должна это «потому что» исправить, чтобы больше о нем не вспоминали. Построить политику так, чтобы службы на местах справлялись.

- В Харьковской области 13-летний мальчик изнасиловал и убил 6-летнюю соседскую девочку. Потом оказалось, что он и раньше проявлял агрессию, но в службе по делам детей на учете не состоял и никто им не занимался.

- В таких случаях нужно объединять усилия службы по делам детей, медицинской и образовательной сфер. Это серьезные страшные упущения.

- Так вот поможет ли новый государственный орган объединить эти усилия, чтобы не довести до беды?

- Думаем, что да. Мы работаем с ЮНИСЕФ, и у них очень много наработок по таким проблемам. Кстати, ЮНИСЕФ поддерживает   создание в Украине централизованной службы по делам детей. Чтобы она была в подчинении напрямую Кабинету министров, а не какому-то отдельному министерству.

Не только семья, но и община

- Вот еще, к несчастью, типичная ситуация: ребенка в семье бросают без присмотра, морят голодом, бьют. А соцслужбы спохватываются, когда он оказывается на грани смерти или погибает.

- У нас сейчас есть общины. Каждый глава общины и его служба по делам детей должны знать, сколько у них семей, как чувствуют себя в них дети, требуют ли помощи.

Политика новой службы будет направлена на то, что ответственность за ребенка будет неси не только семья, но и община

Вы, наверное, помните, историю девочки с ДЦП в Кривом Роге? В 15 лет подросток весил 9 килограммов. Ну как такое возможно? Политика новой службы будет направлена на то, что ответственность за ребенка будет неси не только семья, но и община.

Например, ребенок с инвалидностью должен раз в два года проходить медосмотр. И если этого не делает мать, ее можно наказать. Но обеспечить ребенку необходимое - это обязанность государства.

Усыновление, оздоровление, выезд за границу…

- Ювенальная полиция тоже будет включена в состав новой службы или останется в МВД?

- Останется в МВД, потому что ювенальная полиция отчасти имеет карательную функцию, а мы не хотим наделять такой службу. Но будет прописан механизм сотрудничества, будут созданы реестры, к которым получат доступ как сотрудники службы, так и МВД.

- А вопросы усыновления?

- Да их мы видим как функции службы. Выезд детей за границу - это тоже неурегулированный вопрос. Оздоровление… Все это будет в ведении службы, которая будет сотрудничать с другими ведомствами, но формировать и задавать политику по отношению к детству.

- Пару лет назад была провозглашена политика на то, что в Украине не будет домов-интернатов для сирот.

- Правильно говорить, что государственная политика направлена на то, чтобы дети росли в условиях, наиболее приближенных к семейным. Это не те дома-интернаты, которые появились в послевоенные годы. Это малые групповые дома, детские дома семейного типа. Служба должна создавать условия для расширения такой сети, которая дает ребенку социализацию. Исследовать каждую конкретную судьбу: может ли ребенок получить ее в своей семье или ему требуется помощь   извне.

- Часто детей возвращают в семьи даже с самой плохой репутацией. Мотивация: с родными лучше, чем с чужими.

- Повторяю, каждый случай должен изучаться отдельно. Нужно внедрять медиацию детей и родителей. Мы сейчас просто горим идеей создания такой службы и, дай бог, не перегорим.

- Будете давить на Кабмин, чтобы выполнили постановление?

- Главе временной комиссии Павлу Сушко премьер-министр обещал, что вопрос решится в месячный срок. Надеемся.

МНЕНИЯ

За

«Нужен центр, который скоординировал бы все реформы»

Людмила Волынец. Фото: facebook.com/profile.php?id=100009528762019

Людмила Волынец. Фото: facebook.com/profile.php?id=100009528762019

- Сегодня происходит много реформ, которые между собой не согласованы в части интересов ребенка. К примеру, есть реформа образования, есть медицинская реформа. При этом ребенок может учиться, но не быть пролеченным. И может лечиться, но в образовании получить пробел, - говорит эксперт по правам ребенка Людмила Волынец. - Есть судебная реформа. Но вместо 9 месяцев дети могут по 1,5-2 года ждать, пока тетя-судья вынесет решение об усыновлении. Ребенок, который в 6 лет мог попасть в семью, до 8 лет остается в каком-то социальном центре.

И таких разбалансировок очень много.  

- Одна реформа не видит другую, поэтому нужен центр, нужна профессиональная команда, которая смогла бы подогнать эти пазлы друг под друга. Это сложная, трудно понимаемая в публичном пространстве тема, но резюме таково: новая служба призвана скоординировать управления проблемами, с которыми сегодня сталкивается наше детство. Помочь чиновнику, который находится рядом с ребенком. Потому что сегодня чиновник не знает, как защитить ребенка от нарастающего семейного неблагополучия и грозящего сиротства, - говорит Людмила Волынец.

Против

«Мы делаем пять шагов назад»

Алексей Лазаренко. Фото:  facebook.com/profile.php?id=1795484305

Алексей Лазаренко. Фото: facebook.com/profile.php?id=1795484305

Вице-президент Всеукраинской фундации «Защита прав детей» Алексей Лазаренко с осторожностью относится к идее создания новой службы по правам детей.

- Логично, что это должен быть государственный орган, потому все наши нормативные документы созданы от имени государства и для государства. Назначаются ответственные чиновники, и если они где-то недоработали, то должны отвечать. С этой стороны тоже все правильно. Но давайте вспомним, что аналогичный орган исполнительной власти - Государственный комитет семьи и молодежи существовал в Украине до 2002 года. И переворот в политике по отношению к детству не совершил. Сейчас происходит реинкарнация, по сути - это пять шагов назад.

Эксперт отмечает, что в условиях децентрализации все ложится на плечи местного сообщества.

- Чиновнику в Киеве, хоть как бы его мотивировали, безразлично, что происходит в Згуровском районе в каком-то небольшом селе. Что там есть ребенок, чьи родители не выполняют свои обязанности, и надо что-то решать. А если посадить чиновника в каждый район, то только увеличится число, извините, дармоедов. Потому что этот чиновник будет ходить и раздавать указания местным органам власти, что им нужно обеспечить права ребенка. Собственно, и все.

Логично, что это должен быть государственный орган, потому все наши нормативные документы созданы от имени государства и для государства

Эксперт отмечает, что в цивилизованных странах все вопросы по защите прав детей решаются на местном уровне. Но при этом к услугам местных властей - рынок социальных услуг. Схематично это выглядит так.

 

Глава общины, он же глава органа опеки и попечительства, узнает от службы по делам детей о ребенке, которого забросила пьющая мать. Община обращается в общественную организацию, которая предоставляет ребенку реабилитационную программу в специальном центре. Разумеется, не за бесплатно - за счет общины.

- Параллельно психологи и медики работают с мамой. Если ребенка вывели из состояния кризиса, а мама остается на своем, ставится вопрос о передаче его в приемную семью. Но опять же приемных родителей надо обучить, и это тоже делается за средства общины, - говорит Алексей Лазаренко. - Такой стандарт социальных услуг действует в Швейцарии, Германии, Франции. А в Украине его нет, поэтому мы и делаем пять шагов назад, сводя все к чиновничьей процедуре.