Противостояние между президентом и самым богатым бизнесменом страны накаляется. На своей пресс-конференции Владимир Зеленский заявил, что Рината Ахметова хотят втянуть в госпереворот против действующей власти. Даже если это и банальное предупреждение – не пытаться эскалировать конфликт, то выглядит все довольно угрожающе – президент говорит об угрозе национальной безопасности со стороны крупного бизнеса. Скорее всего, в ближайшее время противостояние усилится. Мы же решили разобраться, почему за столько лет ни один президент так и не смог уменьшить в стране влияние олигархов.
Большинство экспертов называют нынешнюю олигархическую систему, которая сформировалась в Украине, одной из главных ошибок второго президента Леонида Кучмы. После гиперинфляции начала - середины девяностых он попытался перезапустить экономику путем приватизации предприятий, но не установив систем сдерживания и противовесов в бизнесе, превратил хорошую идею в проблему для страны на долгие годы вперед.
В итоге тогда будущие олигархи и начали захватывать все более-менее прибыльные предприятия и сформировали теперешнюю сырьевую модель экономики. В то же время финансово-промышленные группы (ФПГ) начали разрастаться по горизонтали, занимая любые ниши, где можно было бы получить дополнительную прибыль.
Фактически такое положение дел не дало в Украине сформироваться среднему классу, как в той же Польше, где мелкий бизнес стал основой национальной экономики. В нашей же стране ФПГ в поисках новых возможностей для извлечения прибыли начинали конкурировать с малым бизнесом, но не построением эффективной бизнес-модели, а за счет лучших финансовых возможностей попросту выживали конкурентов.
- Конкурировать с крупным бизнесом на равных у малого и среднего бизнеса не получается, - говорит экономист Алексей Кущ. – Отсюда и еще одна наша проблема – тень. Без нарушения закона малый бизнес не сможет на равных конкурировать с крупными игроками. Ведь у тех есть доступ к более дешевым банковским ресурсам, перекрестному субсидированию – когда за счет прибыли одних предприятий дотируются другие убыточные бизнесы группы. В такой ситуации невозможно конкурировать на равных.
По словам экономиста, со временем в стране была выстроена олигархическая модель экономики, основными признаками которой являются монополизм и ориентированность ФПГ на получение коррупционных экономических рент - контроль за добычей и экспортом природных ресурсов, использование системной инфраструктуры страны для снятия финансовых "сливок".
Большинство украинских президентов, будучи при власти, декларировал борьбу с олигархами. Этой проблемы не было разве что у первого президента Леонида Кравчука. Первая волна приватизации при Леониде Кучме породила целые кланы «новых украинцев». Главным условием в тот период было – если вы занимаетесь бизнесом, то не пытаетесь посягнуть на власть. Наглядный пример Павла Лазаренко, который, получив финансовые инструменты, попытался пойти против Леонида Кучмы, но был фактически изгнан из страны и угодил в американскую тюрьму, стал хорошим уроком для будущих олигархов, и во времена правления второго президента они старались не влиять на политиков первого эшелона.
Но уже во времена Виктора Ющенко их позиции усиливаются. Начал третий президент круто – у зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука и Рината Ахметова отобрали «Криворожсталь» и продали ее на открытом аукционе. Но на этом запал Юшенко и иссяк. Со временем он начинает вовсю сотрудничать с олигархами – он даже наградил Ахметова и Коломойского орденами "За заслуги" I и III степеней соответственно. Во времена Ющенко на бизнес-арене появляется Дмитрий Фирташ, чья компания выступает посредником в газовых схемах.
Пришедший ему на смену Виктор Янукович начал вести свою собственную политику по отношению к олигархам. В основном она заключалась в перераспределении собственности в пользу его ближнего круга. По некоторым версиям, одна из причин того, что Революция достоинства в конечном итоге победила, а Янукович бежал в Россию, как раз и стала поддержка олигархами идеи досрочной смены власти в стране.
Петра Порошенко, который пришел к власти в 2014 году, многие называют олигархом. До этого времени он успешно лавировал между политическими проектами и наращивал свой бизнес. После Революции достоинства Порошенко победил на выборах, передал бизнес в слепой траст и уже сам вовсю декларировал борьбу с олигархами. Правда, делалось это в основном на словах. Уже к концу правления пятого президента и несмотря на почти полторы сотни «успешных реформ», в список Форбс попало сразу семь бизнесменов, чьи состояния превысили 1 млрд долларов. Кстати, после сложения президентских полномочий, Порошенко и сам вернулся в список Форбс.
Шестой глава государства Владимир Зеленский пришел к власти на критике предшественника и тоже пообещал победить олигархов. Но пока что больших успехов он не достиг. Война Офиса президента с Ринатом Ахметовым пока не выглядит слишком уж серьезной.
Эксперты говорят, что борьба с олигархами, которую имитировали или иногда даже вели украинские политики, никогда не была направленной на разрушение самой системы, которая и позволяет существовать олигархам. Большинство принимаемых мер выглядят точечными или же направлены против кого-то лично.
- Возьмем закон Зеленского об олигархах, - продолжает Алексей Кущ. – Само возникновение такого документа говорит о том, что власть пытается регулировать существование олигархов, не пытаясь от них избавиться. То есть если есть такой закон, то предполагается, что в дальнейшем в Украине будут и олигархи. Власть ничего не делает для борьбы с монополиями и олигархической системой экономики. Все это выглядит, как борьба подростка с прыщами, а не с причинами их возникновения.
По словам эксперта, борьба с олигархической моделью экономики - это прежде всего борьба с монопольными ФПГ. В США, например, войну с олигархами начали с так называемого антитрестовского акта Шермана (первый антимонопольный закон, принятый ещё в 1890 году. Документ в целом запрещает антиконкурентные соглашения и действия, которые направлены на монополизацию рынка) и борьбы с топливной монополией Рокфеллера. У нас же можно было бы пойти по южнокорейскому пути.
- До кризиса 1997 года в Южной Корее весь бизнес был построен по такому же принципу, как и у нас, - говорит Алексей Кущ. – Там ФПГ назывались чеболи. И эти группы разрастались по горизонтали, занимая все возможные ниши. Страх падения уровня жизни населения после кризиса 1997 года заставил политиков пойти против корпораций. Было принято решение на горизонтальном уровне рассечь эти чеболи.
По словам эксперта, им разрешили строить вертикально-интегрированные компании, но запретили владеть другими видами бизнеса и получать дополнительное влияние за счет перекрестного субсидирования своих предприятий.
- Нельзя допускать, чтобы одна и та же ФПГ занималась одновременно, например, выплавкой стали, сельскохозяйственным бизнесом, имела свой банк, телеканалы и одновременно занималась генерацией электроэнергии, - резюмирует Алексей Кущ. – Это ухудшает конкуренцию и увеличивает влияние бизнесменов. В Южной Корее решили, что нельзя за счет сверхприбыли одних предприятий финансировать убыточный телеканал, который будет обслуживать интересы олигархов. То же самое произошло и в других отраслях – ФПГ разрешили заниматься своим основным бизнесом, но в другие сферы им идти запретили. В итоге в освободившиеся ниши зашел частный бизнес и системные инвесторы. То же самое можно было бы сделать и в Украине. Но для этого у нас должно работать антимонопольное законодательство. Тогда начнет появляться и богатеть средний класс, а не только несколько крупных ФПГ, как это происходит сегодня.
Виктор Ющенко с женой Катериной и Ринат Ахметов на открытии «Донбасс Арены», 2009 год. Фото: Николай Лазаренко/УНИАН