«С корочкой народного депутата перед человеком открываются практически безграничные возможности в стране и частично даже за ее пределами. И эти возможности парламентария распространяются значительно дальше, чем подать/поддержать нужный закон. Депутатам везде «зеленый» свет», - так объяснял «КП в Украине» привлекательность мандата народный депутат с почти 14-летним парламентским стажем. - Знаю очень богатых людей, которые решили стать депутатами исключительно ради этого чувства - когда по одному твоему звонку открываются практически любые двери в стране, и даже президентские».
После такого откровения «КП в Украине» решила выяснить, насколько всесильны народные депутаты.
Любой народный депутат при необходимости может обратиться с депутатским запросом и обращением к любому политику, чиновнику, правоохранителю, бизнесмену, адресовать свои наболевшие вопросы в учреждения и организации независимо от форм собственности. То есть народный депутат вправе писать везде!
Но в отличии от нас с вами, ему отовсюду должны дать ответ. Иначе последует административная, а то и уголовная ответственность. В прошлом году народные депутаты ужесточили ответственность за нарушение сроков, а также предоставление неполных/недостоверных ответов на депутатский запрос и обращение. Если раньше отписка на депутатское обращение наказывалась штрафом максимум в 425 гривен, то сейчас - 5950 гривен, на депутатский запрос – 10 200 гривен.
Депутатский запрос - более серьезное оружие, нежели депутатское обращение. Все депутатские запросы проходят через зал Верховной Рады, а обращение к президенту должно заручиться сначала поддержкой 150 парламентариев, а затем еще не менее 226 депутатов должны проголосовать за направление запроса главе государства. Если в какой-то орган попадает депутатский запрос и обращение, то сперва ответ готовится на запрос. В случае, если парламентарий не удовлетворен ответом на свой запрос, то он может заручиться поддержкой еще 49 коллег и инициировать обсуждение «отписки» в парламенте. И тогда в Верховную Раду вызывается «ответчик», и ему приходится отдуваться по полной.
- Количество депутатских запросов, а особенно обращений не ограничено: хоть по сотне в день можно писать. Все зависит от активности парламентария. Не ограничивается и география запросов/обращений, их тематика. Обычно, помощники народного депутата готовят депутатское обращение практически по каждому обращению избирателей. Поэтому, условно, мажоритарщик из Одесской области, который является членом налогового комитета Рады, может через обращение поинтересоваться ходом ремонтных работ в отдельно взятой школе Львовской области или поднять вопрос о необходимости проверки предприятия в Чернигове, - говорит один из экс-народных депутатов.
По словам нашего собеседника, примерно 70% депутатских запросов и обращений - спам, отнимающий катастрофически много времени у адресатов для подготовки ответа, но не решающих по сути озвученную в обращении проблему.
Но нередко «депутатские письма» превращаются в прибыльный бизнес. С помощью парламентских запросов, к примеру, можно решать кадровые вопросы - ставить под сомнение конкурсы в госорганы, в которых победил человек оппонента. А можно «крышевать» предприятия, ставя условие: за определенную сумму в месяц готов оберегать ваше предприятие от всевозможных проверок или же, наоборот, инициировать такие проверки.
Парламентарий может просить о безотлагательной аудиенции у любого чиновника, политика, руководителя предприятия (независимо от формы собственности и подчинения), общественной организации и политической партии. Такое право предоставляется законом о статусе народного депутата. Да, да, даже к президенту депутат может напроситься, и главе государства сложно будет отказать.
«Народные депутаты Украины могут обращаться к президенту Украины по вопросу их приема главой государства, в том числе и безотлагательного, но решение об этом принимает президент на собственное усмотрение… Безотлагательно принимать народного депутата по вопросам депутатской деятельности не может рассматриваться как обязательство (полномочия) президента Украины, поскольку такое обязательство не предусмотрено Конституцией Украины», - сказано в решении Конституционного суда от 10 апреля 2003 года. В этом же решении также растолковано, что означает «безотлагательный прием» депутата.
«Безотлагательным следует считать внеочередной прием народного депутата, который не может быть отложен на длительное время и осуществляется раньше приема других должностных лиц и граждан», - сказано в решении КСУ. Более того, люди в бордовых мантиях подчеркнули, что парламентарий может выбирать, с кем из руководства госоргана/предприятия/общественной организации он хочет встретиться. Не может быть такого, что, к примеру, министр скажет: у меня нет времени встречаться с депутатом «А», поэтому пусть поговорит с моим заместителем. Такое перепоручение возможно только в одном случае - депутат согласен встречаться с замминистра. А если не согласен, то министр должен согласовать с народным избранником место и время безотлагательной встречи.
Двери абсолютно всех властных и бизнес- кабинетов страны открыты для народного избранника. В законе о статусе народного депутата сказано, что парламентарий имеет право «беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право беспрепятственного доступа на все предприятия, учреждения и организации, размещенные на территории Украины». Для этого достаточно предъявить только депутатское удостоверение.
«Это право не распространяется только на помещения, где находится президент… Но это не касается беспрепятственного посещения народными депутатами Администрации президента», - уточняется в решении КСУ.
По первому требованию депутата руководители предприятий и учреждений (независимо от формы собственности) обязаны организовать парламентарию встречу с трудовым коллективом. Длительность такой встречи не регламентируется законом - это может быть и 5-10 минут, и 5 часов.
- Чем ближе к выборам, тем чаще народные депутаты вспоминают про такое свое право. Встречи с трудовыми коллективами становятся распространенной формой агитации, - говорит глава КИУ Алексей Кошель. - Но есть и депутаты, которые регулярно в течение всей каденции организовывают встречи с избирателями, трудовыми коллективами. Это такие себе «вечные мажоритарщики».
Приятным бонусом к удостоверению народного депутата является дипломатический паспорт, с которым весь мир - это фактически сплошной безвиз. Он оформляется каждому парламентарию. Документ должен храниться в МИД. Он выдается парламентарию только на время официальных командировок. В отпуск с диппаспортом ездить нельзя!
Депутат также может рассчитывать на помощь посольства страны, в которую он следует с официальным визитом.
- Посольство получает указания от МИДа относительно обеспечения пребывания народного депутата во время официальной командировки в их страну. Это означает, что посольство обязано всячески способствовать, чтобы командировка прошла как можно лучше, - говорит экс-народный депутат Тарас Чорновил и приводит пример из личной практики. - Я летел в Стокгольм на заседание Евронест с пересадкой в Вене. Самолет до Вены задерживается. Вижу, что опаздываю на рейс до Стокгольма. Расстроился. Выхожу и вижу, что меня в транзитной зоне ожидает второй секретарь посольства, который берет мои вещи и ведет короткими дорогами к зоне отлета, чтобы я успел на самолет. И фактически контролирует, чтобы нужный мне самолет не улетел без меня. Я лично о такой помощи не просил посольство. Была соответствующая просьба от МИДа.
Официальная командировка народного депутата оформляется за подписью спикера Верховной Рады.
По словам Чорновила, нередки случаи, когда парламентарии обращаются в посольства с просьбой организовать им культурную программу во время частного визита в страну.
- Да, такие просьбы бывают. Они нередки. Но посольство не обязано реагировать на такие просьбы депутата. И депутат не может обязать посла организовать ему ту или иную бизнес-встречу за рубежом или же предоставить автомобиль посольства для туристических вояжей.