22 декабря
Загрузить еще

Закулисье политических ток-шоу: сколько стоит доступ к микрофону и как подстраивают драки

Закулисье политических ток-шоу: сколько стоит доступ к микрофону и как подстраивают драки
Фото: Скриншот

Телеведущие политического ток-шоу «Зворотній відлік» на телеканале UA:Перший («Суспільне») обвинили Офис президента в шантаже и давлении на свободу слова. Мирослава Барчук и ее соведущий Павел Казарин заявили о том, что представители Офиса президента в ультимативной форме навязывают для ток-шоу участников - народных депутатов от фракции «Слуга народа» и определяют «черный список» депутатов, с кем «слуги» не хотят оказаться в одной студии.

В ОП обвинения отрицают.

Тем временем «КП в Украине» ответила на несколько ключевых вопросов о политических ток-шоу.

Вопрос 1. Участие в политическом ток-шоу можно купить?

- Можно. Но если, к примеру, в 2005-2008 годах приобретение «билетов» на политическое ток-шоу имело массовый характер, то на сегодняшний день это, наверное, практически единичное явление. Что вполне объяснимо. Тогда было меньше телеканалов и всего лишь одно-два политических ток-шоу в неделю, сейчас же таких шоу с десяток. Не забываем и про ежедневные многочисленные политические марафоны на новостных телеканалах. В общем, есть где развернуться, - говорит на правах анонимности человек, который более 25 лет занимается политическим пиаром.

По его словам, рекордная сумма, которую ему пришлось передать за участие политика в очень популярном ток-шоу, равнялась 60 тысячам долларов.

- Это был 2006 год. Народный депутат, претендующий на пост министра, захотел выступать в ток-шоу возле центрального микрофона. И выступать по «своей» теме, которая была на тот момент, во-первых, не в топе, а, во-вторых, очень узкопрофильной. Удалось договориться за 60 тысяч долларов. За эти деньги политик получил примерно 15 минут у центрального микрофона и еще столько же в течение программы, отвечая на вопросы ведущего и реплики, оппонируя гостям студии, - рассказывает наш собеседник. - Средний же ценник для гостя в студии с правом 10-15-минутного монолога был около 10-20 тысяч долларов, «экспертов» (политики, которые имели значительно меньше возможностей для реплик и заявлений) можно было провести от 2 тысяч долларов.

Все такие расчеты идут «в черную», то есть не оплачиваются через рекламный отдел телеканала. И не доходят до собственника канала. Часть средств оседает в карманах высшего менеджмента телеканала, часть достается ведущему, еще часть - расходуется на технужды по организации ток-шоу.

В ток-шоу «Свобода Савика Шустера», телеведущий вникает во все процессы создания программы. Фото: tva.ua

В ток-шоу «Свобода Савика Шустера», телеведущий вникает во все процессы создания программы. Фото: tva.ua

Вопрос 2. Участие депутатов в ток-шоу нужно согласовывать с пресс-службой/руководителями партии/Офиса президента?

- Чаще всего политиков на ток-шоу приглашают действительно через пресс-службу фракции/партии. Озвучивается тематика программы, спрашивается, кого бы вы могли «выписать». Пресс-служба политсилы предлагает спикеров и контролирует, чтобы эти спикеры дошли в студию, озвучили нужные для партии месседжи. Так было и при «оранжевых», и при «бело-голубых», и «фронтовиках», и «зеленых», - рассказывает пресс-секретарь, работающая с народными депутатами IV-VIII созывов. - Харизматичные политики получали приглашения для участия в ток-шоу напрямую или через личного пресс-секретаря. Но все равно нужно было уведомить пресс-службу партии. Развязанные руки были только у внефракционных депутатов, и то…

Помощница парламентария уточняет: обычно в каждой парламентской политсиле есть человек, курирующий направление ток-шоу. Он должен быть 24/7 на телефонной связи с выпускающими, гостевыми редакторами ток-шоу, иметь доверительные или хотя бы «ровные» отношения с ведущим ток-шоу.

Такой человек есть (был) и в Офисе президента, и не важно, кто является президентом - Виктор Янукович, Петр Порошенко или Владимир Зеленский. Алгоритм работы сохранился.

Вопрос 3. Важна ли близость к собственнику телеканала?

Практически за всеми украинскими телеканалами стоят так называемые олигархи. Их партийная принадлежность (или просто симпатия), бизнес-интересы существенно влияют на политику телеканала: темы, которые поднимаются в студии, ракурсы их освещения, фамилии спикеров - завсегдатаев новостных блоков и политических ток-шоу. Поэтому не стоит удивляться, почему на телеканале, который принадлежит Петру Порошенко, солируют народные депутаты от «Европейской солидарности», а на «1+1» - «Слуга народа» и «За майбутнє» и т.д.

- Если олигарх вкладывается в политика или партию, то он предоставляет ему медиаподдержку. Таких политиков чаще всего приглашают в студию телеканала для участия не только в политических ток-шоу, но и включениях в новостном блоке. И не важно, это активный политик (народный депутат, министр) или «сбитый летчик» (парламентарий предыдущих созывов ВРУ, экс-премьер или экс-министр. - Авт.). В глазах олигарха этот человек лишь «говорящая голова», миссия которой формировать определенное общественное мнение, влиять на электоральные настроения, - говорят политтехнологи.

Право на владу – Зрители любят, когда на ток-шоу разгорается скандал. Фото: Скриншот

Право на владу – Зрители любят, когда на ток-шоу разгорается скандал. Фото: Скриншот

Вопрос 4. На ТВ любят обиженных и провинившихся?

Хороший скандал повышает рейтинги телепрограмм, ток-шоу. Зрители любят «сочные» разоблачения, оживленные перепалки и драки. Именно по этой причине телеканалы едва ли не становятся в очередь, чтобы пригласить к себе в эфир изгнанного из провластной партии депутата, отправленного в отставку спикера/министра/другого высокопоставленного чиновника или попавшего в громкий коррупционный/уголовный/моральный скандал политика.

- Пик интереса телеканалов к политикам-«изгоям» длится от недели до двух. Расчет на то, что эмоции от отставки/исключения из фракции не остыли, и политик начнет доставать грязное белье соратников и партийных боссов, - поясняет гостевой редактор новостного телеканала.

Вопрос 5.  Гостей нужно согласовывать и с ведущим?

Частично это правда. Телеведущий ток-шоу заблаговременно знает, кто у него будет в студии. Нередко и сам звонит, приглашает политика. Иногда может забраковать участие того или иного депутата, но далеко не всегда.

- Если мы говорим о «Свободе Савика Шустера», то, по моим наблюдениям, он вникает во все процессы создания ток-шоу, может почистить список гостей. Такая же манера и у Натальи Влащенко (ток-шоу «Народ против»). А вот возможности Натальи Мосейчук более ограничены - ей приходится работать с теми, кого пригласили. Иногда ей сложно справиться с эмоциями, когда слово берет гость, к которому она испытывает личную неприязнь, - считают наши собеседники.

СКАЗАНО!

«Если говорить о программе «Зворотній відлік», то за последние 6 месяцев наши спикеры принимали в ней участие 14 раз. Для сравнения: в программе «Свобода слова» на телеканале ICTV, которая тоже выходит по понедельникам, за такой же отрезок времени наши спикеры присутствовали 13 раз.

Единственное, на чем могут настаивать наши представители, чтобы в студии была хотя бы минимальная сбалансированность и компетентность обсуждения... Не корректно говорить о бюджете без единого независимого эксперта по бюджетным вопросам. Или обсуждать планы парламента, когда отсутствуют представители нескольких фракций или групп. Говорить о такой некорректности не означает руководить редакцией, - заявила спикер фракции «Слуга народа» Юлия Палийчук.

КСТАТИ

Топ политических ток-шоу страны

Понедельник

  • «Свобода слова» на телеканале ICTV
  • «Зворотній відлік» на телеканале «Суспільне»

Среда

  • Ток-шоу №1 на телеканале «Украина 24»

Четверг

  • «Право на владу» на телеканале «1+1»
  • «Народ против» на телеканале «Украина 24»

Пятница

  • «Свобода Савика Шустера» на телеканале «Украина»