Окружной административный суд Киева принял решение рассмотреть в упрощенном порядке требование Азовстали отменить решение Мининфраструктуры о повышении тарифов на железнодорожные перевозки. По мнению директора Института публичной политики и консалтинга Сергея Быкова, такое решение может перечеркнуть всю реформу грузоперевозок Укрзализныци, ранее инициированную министерством. Об этом он написал в своем Facebook.
В связи с решением ОАСК рассматривать дело в упрощенном порядке, министерство инфраструктуры не сможет принимать участие в процессе и привести свои доводы, а о решении суда узнает только постфактум.
“Представьте: вас обвинили, что вы не возвращаете кредит, который и не брали. Но вас в суд не вызвали, вашу позицию не слушали, а вы узнали об этом процессе только из решения суда, который уже прошел без вас. Согласитесь, такое решение вызывает много вопросов и довольные улыбки на лицах коллекторов и судей”, - возмутился Сергей Быков.
Он напомнил, что Азовсталь, как и другие предприятия Рината Ахметова, не возражала против повышения тарифов, когда МИУ рассматривало этот вопрос. Вместо этого они пошли в суд с сомнительной репутацией. Если он примет решение в пользу Азовстали, УЗ может потерять минимум 12 млрд грн, которые должны были пойти на ремонт и электрификацию железной дороги.
“Масштабные инвестиции в железную дорогу помогли бы всем производителям быстрее и безопаснее доставлять свои грузы и ускорить оборачиваемость вагонов. Вместо того, чтобы работать по-новому, Азовсталь пытается заблокировать всю реформу тарифов. А это значит, что денег на модернизацию железной дороги у государства может не стать”, - пишет эксперт.
Быков указывает на то, что после первого повышения тарифов доля транспортировки в общей стоимости железной руды выросла всего с 2 до 3%. Даже после второго повышения с нового года тарифы на грузоперевозки УЗ остаются в разы ниже, чем в Европе: в Украине - $8,74, в Польше - $51,68, в Словакии - $45, в Румынии - $25,17.
По мнению эксперта, судебный иск от Азовстали и всего холдинга - это определенная месть за то, что УЗ теперь покупает электроэнергию напрямую у Энергоатома, а не через фирмы Рината Ахметова. Закупка электроэнергии без посредников позволяет УЗ экономить дополнительные 4 млрд, которые пойдут на восстановление железных дорог и новые вагоны.
“Если суд примет решение в пользу Азовстали, то стратегическое госпредприятие не получит необходимые инвестиции, а мы и дальше будем субсидировать одну финансово-промышленную группу, вместо того, чтобы инвестировать в инфраструктуру”, - заключил Сергей Быков.