«Спорю на коньяк, что будут досрочные парламентские выборы», - случайным свидетелем такой реплики от одного из политиков-старожилов в кулуарах парламента после отставки Дмитрия Разумкова стал корреспондент «КП в Украине». Аргументы политика сводились к тому, что циничное увольнение «первого номера избирательного списка СН» внесет еще больший раскол внутри пропрезидентской партии, активизирует оппозиционные силы к раскачиванию политической ситуации в стране, усугублению политического кризиса. И выходом из него должны как раз и стать досрочные парламентские выборы, которые могут провести не позже осени следующего года.
Каковы шансы реализации такого сценария? Большинство отечественных политических экспертов говорят, что исключать такое развитие события в стране не стоит, но шансы на проведение досрочных парламентских выборов крайне низкие.
Взять хотя бы юридические предпосылки. Чтобы у президента появилось основание для роспуска парламента, должно развалиться монобольшинство и в течение 30 дней «слуги» не могли сформировать новую коалицию. Или же парламент в течение двух месяцев не сможет провести пленарные заседания.
рассуждает политолог Руслан Бортник.
Есть, конечно, и политические предпосылки. К примеру, если в стране начнутся массовые волнения. Или власть начнет понимать, что стремительно теряет электоральный вес.
- Очень многое будет зависеть от динамики рейтингов партии «Слуга народа» и непосредственно Зеленского, а также от промежуточных выборов в парламент по двум округам 184 и 197 и выборов мэров в Запорожье и Кривом Роге. Если кандидаты от власти проиграют, то это будет сигналом, что нужно проводить перезагрузку сейчас, иначе «слуги» рискуют иметь минимальное представительство в парламенте, - предполагает политолог Владимир Цибулько.
Очередные парламентские выборы должны состоятся 29 октября 2023 года. Хотя могут быть и другие варианты.
В кулуарах парламента активно обсуждается сценарий, что очередность парламентских и президентских выборов могут изменить. Но для этого свое слово должен сказать Конституционный суд. Объясняем, что к чему.
Основной закон страны предписывает, что срок полномочий Верховной Рады составляет 5 лет. Применительно к парламенту нынешнего созыва это означает, что каденция должна закончиться 28 августа 2024 года. В то же время в Конституции сказано, что очередные парламентские выборы проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий парламента. То есть очередные выборы народных депутатов должны состояться 29 октября 2023 года (а это противоречит норме о 5-летней каденции ВРУ. - Авт.). Такая дилемма возникла после того, как Зеленский в мае 2019 года распустил парламент, а ЦИК назначила внеочередные парламентские выборы на июль (впервые выборы в Верховную Раду проводились летом). В то же время очередные выборы президента должны состоятся 31 марта 2024 года.
говорит политолог Владимир Бондаренко.
Озвучивается еще один вариант. Команда Зеленского может попытаться разыграть сценарий с досрочными президентскими выборами, чтобы успеть до 29 октября 2023 года. Но в таком случае нужно вносить коррективы в Избирательный кодекс. Нынче п.6 ст.75 Кодекса запрещает баллотироваться на пост президента лицу, чьи президентские полномочия были досрочно прекращены, и в связи с этим проводятся досрочные президентские выборы.
Кулуарно обсуждается, что «слуги» хотят вычеркнуть этот пункт из Кодекса или дополнить его формулировкой, которая предусматривает исключение из правил. Публично «слуги» пока отрицают такой сценарий.
- Давайте не будем оперировать слухами. Пока нет ни обращений в Конституционный суд, ни проектов изменений в Конституцию. Давайте следить за развитием событий и не забывать, что мы нарушать Конституцию не собираемся, - заявил замглавы фракции «Слуга народа» в парламенте Александр Корниенко.
Но если дата проведения президентских выборов все еще вызывает дискуссии в экспертной среде, то тот факт, что Владимир Зеленский вступил в активную фазу подготовки к своему переизбранию, мало у кого вызывает сомнения. И задача к президентскому «экватору» (половине президентской каденции. - Авт.) - сосредоточить в своих руках максимальную власть в стране, дисциплинировать родную партию – практически выполнена.
- Зеленский замыкает на себе треугольник власти. Во главе правительства – его человек. В парламенте Зеленский имеет двух «своих» спикеров. Руслан Стефанчук (8 октября избран А вт.) - будет курировать законопроектный фланг, а политический – Александр Корниенко (главный кандидат на пост первого вице-спикера парламента. - Авт.). Появились рычаги для законодательного блицкрига – принятия законопроектов, которые будут бить по политическим оппонентам. После отставок Разумкова и Авакова СНБО - орган, который все больше перетягивает на себя не свойственные ему полномочия, - будет демонстрировать «единогласие» при принятии решений. Силовой блок также зациклен на Зеленском, - рассуждает политолог Вадим Карасев. – Скоро увидим активную работу фискалов по наполнению госбюджета и выделению денег для помощи социально уязвимым категориям граждан. Членов партии «Слуга народа» после показательной порки Разумкова достаточно дисциплинировали.
Эксперты отмечают, что, имея такие неограниченное влияние на все ветви власти и послушание, достаточно легко выстраивать результативную избирательную кампанию. Но для безоговорочного эффекта важно еще получить контроль над информационным полем страны.
И в этом свете спасательным кругом для президента Зеленского может стать законопроект об олигархах, который де-факто позволит либо изъять у некоторых олигархов популярные СМИ (в основном речь идет о телеканалах), либо заставить полюбить власть.