В Раде зарегистрирован законопроект
Депутаты решили, что платить должны судьи, дабы неповадно им было принимать решения людям во вред. И такая идея наверняка понравится многим. Большой любви к представителям Фемиды в нашей стране нет и не было никогда. Даже те, кто не сталкивался лично с судебной системой, твердо уверены: она коррумпирована и бессердечна.
Но вот парадокс: главные оппоненты судей – адвокаты и правозащитники сейчас на их стороне. Они оценивают законопроект как бессмысленный и заведомо провальный.
Механизм, придуманный народными депутатами Олегом Дундой, Михаилом Волынцом, Валентином Наливайченко, Марией Мезенцевой, достаточно прост. Если Европейский суд присуждает Украине компенсации, государство выплачивает пострадавшему назначенную сумму, а потом в порядке регресса истребует эти деньги с судьи, который выносили решение, ставшее предметом жалобы.
С учетом того, что в ЕСПЧ можно обращаться только прохождения всех возможных инстанций у себя в стране, авторы законопроекта предусмотрели материальную ответственность как первой, так и второй – апелляционной и третьей – кассационной инстанций.
|
- Вопрос о компенсациях по решениям ЕСПЧ поднимали давно, но решить его не удалось и сейчас это тоже не получится, - считает директор Центра стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека Михаил Тарахкало. – В первой инстанции решение принимает один судья, во апелляции и кассации их по три. Итого семь.
Нужно анализировать степень ответственности каждого, потому что кто-то из тройки мог написать особое несогласное мнение. То есть, двое из судей голосовали за вердикт, который привел к нарушению прав человека, а третий не голосовал. Почему нужно делить ответственность на всех?
Выяснить кто был "за", а кто "против" нельзя. Это тайна совещательной комнаты, которая свято охраняется и нигде не фиксируется.
- В решениях ЕСПЧ иногда называются фамилии людей, которые допустили нарушения прав, но это крайне редкие случаи и это не обязательно судьи. Могут быть названы чиновники, - говорит правозащитник.
Бытует мнение, что Европейский суд рассматривает уголовные или политические дела. Но это потому, что на слух выносятся процессы, имеющие резонансную фабулу. На самом деле в производстве ЕСПЧ все ветви права – хозяйственное, административное в том числе.
Относительно недавно в Страсбурге рассматривали жалобу предпринимателя, у которого местные власти снесли МАФ. Евросуд признал, что было нарушено право собственности и дал Украине три месяца на решение вопроса о материальной компенсации. В то же время определил, что за моральные страдания человеку положено выплатить больше 3 000 евро.
Разрушая постройку, власти ссылались на свои полномочия, к ним же апеллировали и украинские суды.
|
- Суды принимают решения, опираясь на национальное законодательство, а оно может противоречить практике Европейского суда, - говорит бывший правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ Назар Кульчицкий. – Очевидно, что при таких обстоятельствах перекладывать вину на судей никак нельзя.
Для примера приведем нашумевшее в свое время дело "Олиари и другие против Италии". В 2015 году Евросуд вынес решение в пользу трех мужских пар, которым национальные суды отказали в заключении брака. Суд признал, что была нарушена статья 8 Европейской конвенции по правам человека - "Право на уважение частной и семейной жизни".
Этот процесс стоил Италии 30 000 евро – по 10 000 на каждую из пар.
Если бы подобную тяжбу затеяли представители украинских ЛГБТ, был бы аналогичный результат. Хотя практика ЕСПЧ является прецедентной для судов всех стран, присоединившихся к Конвенции, вряд ли в Украине Фемида рискнула обязать поженить гомосексуалистов.
- Привлекать к ответственности судей можно только в том случае, если они умышленно допустили нарушение прав человека. Но доказать это, во-первых, трудно, во-вторых, за подобные нарушения в законе предусмотрена дисциплинарная и уголовная ответственность, - констатирует Назар Кульчицкий.
Критериев, по которым определяется виновность-невиновность судьи, в законопроекте нет. И не указаны случаи, когда бы они освобождались от финансового бремя. Есть решение ЕСПЧ – будь готов платить. А теперь для любителей конспиративных версий пофантазируем, с каким прицелом мог быть запущена такая идея.
В 2019 году Евросуд принял решение по делу "Полях и другие против Украины", которым присудил пятерым бывшим чиновникам по 5 000 евро моральной компенсации за люстрацию.
Принятый в 2014 году закон об очищении власти – самое то, что противоречит европейской конвенции. Конституционный суд с 2015 года не может определиться, хорошо это или плохо. Отечественные суды с оглядкой на КС либо тормозят иски уволенных чиновников, либо выносят решения в пользу действующего закона. Правозащитники давно пророчат, что если все люстрированные чиновники пойдут в ЕСПЧ, компенсации со стороны Украины будут исчисляться миллиардами.
|
- Депутаты хотят переложить на судей ответственность за ошибки, которые совершила власть. И сделать судей еще более зависимыми от власти. Этот законопроект абсурдный, я считаю, что он не буде одобрен, - говорит старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец. - На самом деле жалобы в ЕСПЧ редко касаются именно судей. В них фигурирует произвол полиции, фальсификация доказательств, нарушение прав содержания в неволе, административные нарушения.
Но дознаватели, следователи, прокуроры, представители пенитенциарной системы, а тем паче чиновники авторами законопроекта выведены из-под материальной ответственности. И даже дисциплинарную, не говоря уже об уголовной, они обычно не несут. История знает немало примеров, когда капитан, выбивавший из задержанного признание под пытками, к моменту решения ЕСПЧ становится полковником и получает высокую должность.
Владимир Протасов, экс-судья Харьковского апелляционного суда:
|
- Подобные проекты уже были. Есть ли перспектива у этого? Полагаю, что здравый смысл возобладает. Но для пиара любые средства хороши, особенно если при этом можно ущемить судью, что с радостью встретит избиратель.
Смысл Конвенции и судебной практики ЕСПЧ в том, чтобы государство в лице его органов и должностных лиц выполняло взятые на себя обязательства по обеспечению защиты прав своих граждан. Для этого надо правильно управлять и принимать правильные законы. А это сложно и не совпадает с реальными интересами власти. Три четверти решений ЕСПЧ – это компенсации за неисполнение решений национальных судов и не эффективное расследование дел. Это проблема тянется десятилетиями. Она превращает законы и судебные решения в декорации. Но желания решать эту проблему нет, решать сложно.
Если допустить, что законопроект примут, суды еще больше будут бояться принимать решения. Это повлечёт отмену приговоров или постановлений в апелляции и кассации. Дела будут тянуться бесконечно.
КСТАТИ
В прошлом году на контроль Комитета министров Совета Европы по выполнению решений ЕСПЧ было взято 983 новых постановлений. В пятерку лидеров входят Россия – 218 постановлений, Турция - 103, Украина - 84, Румыния -78, Венгрия - 61.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ