12 марта народный депутат Олег Дунда зарегистрировал в парламенте законопроект, которым предусмотрена денонсация Харьковских соглашений, а спустя 4 дня СБУ провела обыски в Верховной Раде и МИДе страны.
Что будет после денонсации документа Верховной Радой? Что искали и вообще, что могли найти правоохранители в парламенте спустя 11 лет после громкой ратификации? На эти и другие важные вопросы попыталась найти ответы "КП" в Украине".
Чтобы законопроект Олега Дунды попал на рассмотрение в сессионный зал, перед этим необходимо получить заключение научно-экспертного управления парламента и профильных комитетов. Пока таких заключений нет. И на текущей неделе заседаний комитета, на котором депутаты могут рассмотреть законопроект, нет.
Но предположим, что каким-то образом депутатам получится быстро "нарисовать" необходимые выводы. Готов ли зал поддержать документ?
- Мне кажется, что именно по состоянию на сегодня есть большая вероятность того, что необходимое количество голосов (минимум 226. - Авт.) за принятие этого законопроекта будет набрано, - предположил спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков. Предварительно за денонсацию готовы голосовать практически все депутаты пропрезидентской фракции "Слуга народа", "Батькивщина", "Голос", "Европейская солидарность" и две депутатские группы, то есть голосов - с лихвой.
Другой вопрос - ценность такого голосования, кроме поднятия политтехнологического хайпа. Документ расторгнут Россией в одностороннем порядке еще в 2014 году. 31 марта 2014 года Госдума приняла, а на следующий день Совет федерации одобрил закон "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины". Не медлил с подписанием документа и президент РФ Владимир Путин. Этот закон предусматривал, что со 2 апреля 2014 года "Россия больше не несет финансовых и иных обязательств перед Украиной за Черноморский флот, дислоцированный в Севастополе, поскольку и Республика Крым, и Севастополь оказались в составе РФ".
Украина факт денонсации соглашений не признавала.
- Мы соглашение о пребывании российского флота на территории Украины будем использовать как одно из доказательств нарушения российской стороной территориальной целостности Украины, - пояснял причины отказа признавать денонсацию документа тогдашний министр юстиции Павел Петренко. Второй аспект, на который обращали внимание украинские дипломаты, отказываясь признавать расторжение документа Россией в одностороннем порядке, - нарушение процедуры денонсации. Для соблюдения чистоты юридических процессов Россия должна была за год (!) предупредить Украину о намерении разорвать документ. Но и это еще не все. Условия денонсации соглашений были выписаны так, что реализовать их практически невозможно. Предупредив заблаговременно о намерении денонсации, стороны обязывались сесть за стол переговоров и обсудить новые условия сотрудничества по этому вопросу.
- Мои коллеги из МИДа умудрились так составить текст документа, что в нем нет положения о возможности денонсации. Необходимо применять какие-то общие нормы международного права, что возможно, но юридически не безупречно, - пояснял в 2014-м эксперт-международник, а ныне народный депутат от "Слуги народа" Богдан Еременко.
Попытки были. Обсуждать юридические механизмы, как можно денонсировать Харьковские соглашения, оппозиционные политики начали сразу после ратификации документа. К примеру, парламентарий Борис Тарасюк пояснял, что можно акцентировать внимание на конвенции ООН по вопросам права международных договоров 1969 года.
- Согласно конвенции, договор может быть расторгнут в случае нарушения основоположного закона страны, в частности ст.17 Конституции Украины, которая не позволяет размещение иностранных военных баз на территории Украины, а также если была нарушена процедура ратификации договора, или принцип суверенного равенства при его подписании, - озвучивал аргументы Борис Тарасюк. - В данном случае нарушен принцип суверенного равенства сторон, поскольку украинская сторона отдала свою территорию до 2042 года и не получила должной компенсации.
Но и в 2011-м, и сейчас документ реально было бы обнулить, апеллируя к нарушению процедуры ратификации. Ни для кого не секрет, что 27 апреля 2010 года документ ратифицировали, используя карточки "и живых, и мертвых, и нерожденных". Многие депутаты уже публично заявили, что их карточки голосовали за ратификацию Харьковских соглашений, а сами депутаты в этот момент были не то что не в сессионном зале, а даже не в Киеве, некоторые даже за пределами Украины.
От слов к делу политики попытались перейти в 2013-м. Фракция "Удар" инициировала законопроект о денонсации соглашений, но в ответственный момент документ поддержали только 152 парламентария. Категорически против выступили Партия регионов и КПУ. Затем была попытка в 2014 году: депутат Владимир Яворивский зарегистрировал соответствующий законопроект, но спустя несколько месяцев отозвал его.
Еще через год, в 2015-м, эту тему безуспешно поднимали депутаты от фракции Радикальной партии.
16 марта СБУ совместно с ГБР провела обыски в админзданиях Верховной Рады (комитетах, Главном научно-экспертном управлении), СНБО, в МИДе, Кабмине.
- Во время обысков обнаружены документы, свидетельствующие о том, что тогдашнее руководство государства, до подписания и принятия указанных документов, осознавало их последствия. В частности, относительно увеличения количества личного состава военных формирований и специальных служб Российской Федерации, в дальнейшем участвовавших в аннексии Крыма, и нанесения ущерба экономическим интересам, - сообщили в пресс-службе СБУ.
По мнению адвоката Ивана Либермана, документами, которые пополнят доказательственную базу по этому делу, могут быть различного рода стенограммы, на которых зафиксировано, кто и какие аргументы озвучивал в поддержку (выступал против) ратификации Харьковских соглашений, соответствующие распоряжения о созыве комитетов, поручении подготовить нужный вывод ГНЭУ.
- Даже на заседании комитета по иностранным делам, на котором рассматривался вопрос денонсации Харьковских соглашений, было много интересных и показательных выступлений ряда известных ныне личностей. Угрозы от ратификации соглашений озвучивались, были выступления, суть которых сводилась к тому, что не стоит беспокоиться, нам этот документ выгоден, - вспоминает эксперт-международник, который на момент ратификации документа был замглавой профильного комитат ВРУ Тарас Чорновил.
Теоретически правоохранители могут проверить и документооборот, который проходил через спикера Верховной Рады Владимира Литвина накануне голосования, во время ратификации и после нее. В частности, почему не было распоряжения о блокировании карточек отсутствующих депутатов? Были ли заявления депутатов, которые физически отсутствовали на заседании о том, чтобы их голос не засчитывали в результаты ратификации.
|
По-прежнему дискуссионным остается вопрос, можно ли привлечь к уголовной ответственности народного депутата за голосование.
- Депутаты Верховной Рады Украины не несут ответственности за голосование в парламенте, - напомнил суть статьи 80 Конституции Украины спикер Дмитрий Разумков.
За голосование не могут, а за действия, которыми сопровождалось такое голосование, - депутаты могут ответить. Такова позиция министра юстиции Дениса Малюськи.
- Теоретически речь может идти об уголовной ответственности и депутатов, но не за сам факт голосования или его результат, а за действия, предшествовавшие ему, например, если голосование осуществлялось за взятку или имел место другой состав преступления. Хотя доказательство таких обстоятельств после стольких лет - дело крайне сложное, - сказал глава Минюста.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ