В ближайшее время в Украине начнет работу Центр противодействия дезинформации. Работу нового органа 9 марта анонсировал Владимир Зеленский, выступая на открытии форума "Украина 30". Подробно о функционале Центра, его полномочиях и стоимости для налогоплательщиков не говорил. Презентация запланирована на конец марта.
Чтобы узнать детали о новой структуре, "КП" в Украине, обратилась к человеку, который стоял у истоков инициативы по ее созданию, экс-замминистру информационной политики Дмитрию Золотухину. Основатель Института постинформационного общества рассказал, каким должен быть Центр, который займется борьбой с фейками, во сколько он обойдется государственному бюджету и не станет ли он первым шагом к сворачиванию свободы слова.
- Президент Владимир Зеленский и профильный министр Александр Ткаченко анонсировали запуск Центра противодействия дезинформации. Дмитрий, что это должен быть за орган?
- Говорят, если не знаешь, что нужно делать - создай государственный орган, если опять не знаешь - ликвидируй. Примерно так произошло с министерством информполитики.
Проект создания группы специалистов, которые будут заниматься исключительно вопросами дезинформации, обсуждается с июня 2014-го года. Напомню, тогда функционировал Информационно-аналитический центр СНБО, в котором я имел честь работать. В бытность заместителем министра информполитики мы вместе с Артемом Биденко (госсекретарь Минкульта и информполитики, - авт.) работали над внебюджетным проектом такого центра, который должен был взаимодействовать, в основном, с общественными организациями в сфере противодействия дезинформации. Однако, все упиралось в два вопроса: деньги и полномочия. Бюджет нужен для найма высококачественных рыночных специалистов по вопросам коммуникаций, а также их обеспечения нужными технологиями. Полномочия нужны для того, чтобы Центр мог активно сотрудничать со всеми госорганами, сотрудники которых не могли бы просто отмахнуться.
- Для понимания, что такое дезинформация – кто и по каким критериям должен давать оценку тем или иным заявлениям, публикациям, постам в социальных сетях?
- У украинского правительства есть (по крайне мере должна быть) стратегия и план действий по изменению страны к лучшему, будь то сфера здравоохранения или реформы судебной системы. Такой план обязательно сопровождается и планом коммуникаций с населением по поводу изменений.
Так вот, дезинформация - это любые намеренные действия в информационном пространстве, которые мешают правительству достигать поставленных целей путем намеренного и организованного распространения лживых или манипулятивных сведений. Следовательно, противодействие дезинформации - это помощь правительству в реализации его плана.
Следить за тем, чтобы этот план не нарушался извне, должны спецслужбы. Однако за неимением такой структуры в среде спецслужб мы уже несколько лет говорим о гражданских структурах, как этот Центр.
- Как можно оперативно выявлять фейки? Этот мониторинг должен проводиться кем-то "вручную" или с помощью специальной программы?
- Для ответа на этот вопрос требуется отдельная статья или даже диссертация. Такие автоматизированные программные комплексы существуют и успешно работают во всем мире. Например, один из производителей, Palantir, недавно успешно вышел на IPO, существенно увеличив свою капитализацию.
С моей точки зрения, вопрос ранней детекции (обнаружения, - авт.) фейков обязательно должен быть автоматизирован. В противном случае сотрудники Центра просто умрут под валом входящей информации. Я был на их месте во время работы в "Минстеце" и знаю, о чем говорю.
Существующие технологические комплексы, которые есть в Украине, уже давно выполняют похожие задачи. Однако есть и такие вопросы, которые они решить пока не могут. Например, медиа-мониторинг угроз без предварительного описания ключевых слов. Решение и таких задач у нас есть. Не хватает денег и полномочий.
- Какие слова/фразы нужно мониторить, чтобы вовремя выявить угрозу? Фейки же разноплановые могут быть: сегодня - про вакцину от ковида, завтра – про ситуацию на Донбассе, а послезавтра – про личную жизнь кого-то из высокопоставленных лиц страны.
- Для решения этого вопроса наши коллеги, которые работают в мониторинговом центре вооруженных сил Литвы, применяют специально разработанную и утвержденную "матрицу угроз". Это, фактически, техническое задание для мониторингового центра о том, на что нужно обращать внимание и какие угрозы необходимо улавливать.
Однако новая эра угроз говорит как раз о том, что мониторинг по ключевым словам не имеет перспективы. Поскольку мы заранее не можем знать, куда "долбанет".
В апреле прошлого года, например, придумали, что, дескать, в Украине есть "американские биолаборатории, в которых создали коронавирус". Скажите, в какой больной мозг должна прийти такая идея, чтобы заранее подготовить ключевые слова для такого фейка?
Поэтому существуют технологии и решения, которые позволяют контролировать инфополе, и не опираясь на ключевые слова.
- Если выявлен фейк, то как быстро он должен быть опровергнут, чтобы не пошел "гулять" в массы? Кто должен генерировать контрмесседжи?
- С моей точки зрения, противодействие дезинформации - это бизнес-процесс. У него есть свои стадии, этапы и продукты. Я выделяю пять: детекция-верификация-принятие решения-создание контента-коммуникация.
Идеальный показатель для принятия решения о реагировании на угрожающий сюжет - 90-180 минут. Дальше происходит подготовка соответствующих коммуникаций: брифингов, пресс-релизов, постов в соцсетях и даже походов политиков на ток-шоу.
Как мне кажется, мощная информационная позиция представителя государства должна появиться в тот же день, когда стало известно о распространении фейка.
- Кому должен быть подконтролен Центр противодействия дезинформации – СНБО, Минкульту, СБУ?
- Это, на самом деле, не имеет большого значения. Данная структура не предназначена для принятия решений или управления. Это - сервис. По сути, это как уборщица или уборщик в компании. Клининговые услуги. Если где-то, извините, прорывает говнопровод, то нужные сотрудники приходят с нужными инструментами, швабрами и воздухоочистителями. Куда вы пристроите свой клининговый отдел в вашей большой компании - абсолютно не имеет значения. Главное, чтобы он оперативно убирал проблему.
- А какими должны быть требования к руководителю Центра?
- С моей точки зрения, это должен быть человек, который знает и понимает, как работают специальные информационные операции иностранных разведок, понимает, как устроены госкоммуникации, имеет опыт работы в госаппарате, знает инструментарий информационных кампаний, и понимает, как работают медиа всех видов. И разбирается в медиа-мониторинге, SMM, работе с журналистами.
И, пожалуй, главное, имеет, простите, яйца, чтобы говорить руководителям страны неприятные вещи. Ибо достаточно часто причиной дезинформации является как раз деятельность представителей госаппарата.
- Во сколько может обойтись госбюджету страны эффективная деятельность Центра противодействия дезинформации?
- Для сравнения: бюджет East Stratcom Task Force (брюссельский центр) - на уровне 5 миллионов евро в год. Бюджет хельсингского Hybrid Center of Excellence - 1,4 миллиона евро в год. Бюджетная программа Global Engagement Center в Госдепартаменте США - 60 миллионов долларов на 2 года.
С моей точки зрения, основные расходы для Украины будут упираться в достойные зарплаты для специалистов центра. А также в наличие технологичного оборудования и программного обеспечения. Если помните, когда-то Александр Данилюк (бывший секретарь СНБО, - авт.) устроил скандал, когда не нашел мониторинговый центр в Офисе президента. В Украине есть люди, которые умеют строить подобные Центры. Все они известны.
- Кто на сегодняшний день в Украине ведет борьбу с дезинформацией?
- Абсолютно все государственные органы. По крайней мере, должны это делать абсолютно все. А также этим должны заниматься все граждане Украины. Надеяться на какие-то отдельные структуры - это все равно, что верить в то, что только МОЗ спасет нас от коронавируса. Это идиотизм. Каждый сам кузнец своего счастья.
- Как установить грань между дезинформацией и неприятной для власти правдой?
- В первую очередь - не нужно придумывать велосипед и ставить грани. Нужно вернуться к простому человеческому постулату о том, что есть ложь, а есть правда. Не нужно дискутировать о погоде, если не даешь себе труда даже выглянуть в окно, чтобы посмотреть, идет ли дождь. Неприятная для власти правда должна быть подкреплена аргументами и документами. Если это умозрительное заключение - это не правда.
- Кроме найти и быстро опровергнуть дезинформацию, Центр следует наделять дополнительными функциями – допустим, вносить предложение СНБО о применении санкций, обращаться в суд с требованием лишить лицензии, запретить выход печатного издания?
- Центр не должен ничего опровергать. Опровержение - это вообще исключительно слабая реакция госорганов на кризисные ситуации. После детекции угрозы необходимо найти информацию, которая подтверждает то, что распространяется ложь. Дальше действовать должны те органы, которые компетентны в каждом вопросе. Так, фейки о вакцинах должен опровергать МОЗ.
Центр может только подносить патроны и снаряды для этого. А стрелять должны все.
То же самое касается и всех остальных функций, которые вы назвали. Пусть каждый просто занимается своим делом.
СПРАВКА
Дмитрий Золотухин
2003 год - получил диплом специалиста по правоведению в Национальной академии СБУ.
2009 год – окончил Украинский госуниверситет международных финансов и торговли, получил второе высшее образование и диплом магистра по специальности "менеджмент внешнеэкономической деятельности".
С 2003 года работал в органах национальной безопасности Украины. С 2007-го осуществляет изучение и популяризацию в Украине сферы технологий конкурентной разведки, методик информационно-аналитического обеспечения бизнеса, защиты коммерческих структур от "черного пиара", негатива и информационных агрессий. Первый украинский спикер на международной конференции по конкурентной разведке, организованной немецким Institute for Competitive Intelligence.
С июля по декабрь 2014 г. консультировал Информационно-аналитический центр СНБО по вопросам проверки информации и использования онлайн-средств расследований, а также налаживание сотрудничества с такими исследовательскими командами, как Ukraine@War и Bellingcat.
С 01.03.2017 по 03.09.2019 г. - заместитель министра информационной политики Украины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ