Загрузить еще

Депутаты сказали новым штрафам для автомобилистов "да", а полицейским в кустах - "нет"

Депутаты сказали новым штрафам для автомобилистов
Фото: Прилепа Александр / УНИАН

Конституционным большинством народные депутаты 16 февраля приняли законопроект, которым повышаются штрафы за вождение в нетрезвом состоянии, превышение скорости и даже переход дороги в неположенном месте. Соответствующий документ поддержал 321 парламентарий.

Рассмотрение документа было бурным. В основном из-за того, что изначально, помимо идеи увеличения штрафов, в законопроекте предлагалось предоставить полицейским практически безграничные полномочия.

Випы смогут лихачить и дальше

- Принятие данного законопроекта - это большая победа и шаг вперед, - так оценил принятый законопроект 2695 заместитель главы МВД Антон Геращенко. Чиновник убежден, что повышение штрафов (некоторых в 10 и более раз, см. "Кстати") поможет навести порядок на дорогах и снизить смертность в 10-15%.

Так ли это? Даже у самих парламентариев есть сомнения. По словам одного из них, чтобы навести порядок на дорогах, нужно не размер штрафов увеличивать, а  обеспечить необратимость наказания.

- Нам уже говорили: введем видеофиксацию – смертность на дорогах уменьшится. Ввели видеофиксацию. Смертность уменьшилась? Нет. Теперь нам предлагают: а давайте попробуем увеличить штрафы всем участникам дорожного движения - не проблема. Но я считаю, что необходимо использовать другие методы, в частности обеспечить необратимость наказания, проводить профилактические мероприятия - тогда и смертность на дорогах уменьшится, - убежден народный депутат Григорий Мамка.

Глава профильного комитета Верховной Рады Денис Монастырский уверяет, что данный законопроект как раз и обеспечивает необратимость наказания, не позволит правонарушителям избежать ответственности за ДТП, совершенное под "под мухой или кайфом".

- Если совершается ДТП с участием пьяного за рулем и есть жертвы - это уголовная ответственность. И по ней невозможно будет избежать ответственности по малозначительности, невозможно будет уйти на условно-досрочное, невозможно будет уменьшить ответственность меньше нижней границы. То есть в таких случаях будет достигнут принцип неотвратимости ответственности в уголовном процессе, - подчеркнул Монастырский. К тому же законопроект увеличивает граничный срок судебного рассмотрения таких дел в 4 раза - с 3 месяцев до 1 года. Что в свою очередь уменьшает развитие сценария, когда дело просто замнут в суде, а потом срок для привлечения к ответственности истечет.

Во время обсуждения законопроекта возникали вопросы и относительно размера повышения штрафов. Звучала идея, что документ больше бьет по простым и бедным украинцам, "мажорам" и чинушам он просто-напросто дает возможность откупиться за превышение скорости или вообще избежать наказания.

- Множество журналистских расследований указывает на то, что практически все чиновники, а также крупные бизнесмены ездят на номерах прикрытия, которые вообще не фиксируются системой автофиксации. Для них - совсем другой закон, а для простого народа - огромные штрафы, которые увеличиваются, - отметил народный депутат Руслан Князевич.

Фото: https://www.facebook.com/patrolpolice.gov.ua

Полицейский - не всесильный

Изначально этот законопроект предусматривал узаконивание "профилактических остановок". Что это означает? Народные депутаты хотели предоставить право полицейским в вечернее время с 22.00 до 8.00, а также в праздничные и выходные дни останавливать любое авто без причины, проверять документы водителя и даже осматривать транспортное средство. Но, учитывая возможные коррупционные риски от такого нововведения, депутаты отклонили эту норму.

- Есть определенный травматический опыт ГАИ, поэтому водители воспринимают эту норму как возможный источник коррупции, - сказала народный депутат Евгения Кравчук.

Настоящая борьба развернулась вокруг нормы, которая обязывала бы водителя выйти из авто. Но ее тоже "провалили". Причина - потенциальный источник коррупции.

- Такая норма могла привести к злоупотреблению полицейским таким правом и никоим образом не решала проблемы езды в состоянии алкогольного опьянения, - сказал народный депутат Сергей Штепа.

Долго спорили парламентарии насчет того, должен водитель дать в руки полицейскому необходимые документы (права, техпаспорт, страховку) или достаточно просто показатьтак, чтобы страж порядка смог удостовериться в личности водителя и его праве управлять транспортным средством. В итоге сошлись на том, что документ нужно просто показать! Требования полицейского передать в руки документы - незаконны!

Не смогли депутаты узаконить полицейские авто-"призраки". Изначально предполагалось, что по городу полицейские будут ездить на авто без опознавательных знаков и в случае фиксации нарушения ПДД выписывать штрафы.  

Не прошла и норма, которая позволяла полицейским сидеть в кустах с радарами. Согласно принятому законопроекту, все места, где будет осуществляться замер скорости, должны обозначаться специальным дорожным знаком.

А вот процедура осмотра водителя для установления факта алкогольного, наркотического или другого опьянения немного изменилась. Если раньше это можно было делать только в присутствии двух свидетелей, то после вступления в силу данного законопроекта достаточно будет видеофиксации такого осмотра. Видеозапись потом прикладывается к протоколу о совершении административного правонарушения. Вроде бы прогрессивно. Но без ответа остается вопрос, а кто будет в ответе за качество съемки в ночное время, что на ней будет все четко видно или что запись каким-то чудным образом не сотрется.  

КСТАТИ

Кого, за что на сколько оштрафуют

Штрафы для пешеходов:

за переход дороги в неположенном месте:

  • 255 гривен (сейчас 51 грн)

Штрафы для велосипедистов:

за нарушение ПДД:

  • 340 гривен
  • 680 гривен - если в состоянии алкогольного опьянения

За создание аварийной ситуации:

  • 850 гривен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рада обратилась к мировому сообществу с просьбой осудить оккупацию Крыма

Новости по теме: Пьяные водители Штрафы