22 декабря
Загрузить еще

Контр-адмирал Николай Жибарев: Нашей стране не нужны корабли вчерашнего дня

Контр-адмирал Николай Жибарев: Нашей стране не нужны корабли вчерашнего дня
Фото: Фото: dpsu.gov.ua

"Нам нужен "москитный флот"

Сказать, что военно-морские силы понесут тяжелую утрату, отправив два морально и физически устаревших корабля в утиль, - наверное, нельзя (см. Историю вопроса). Нельзя вбухивать в ржавые корабли миллионы гривен каждый месяц. Нельзя называться морской державой и забыть о боевой единице (пусть и несостоявшейся) на 30 лет. Можно и нужно - думать о будущем, строить и реализовывать планы.

Контр-адмирал Николай Жибарев. Фото: dpsu.gov.ua

- По моему мнению, "Украина" и "Винница" - это корабли вчерашнего дня, и они не нужны нашей стране, - поделился с "КП" в Украине" контр-адмирал Николай Жибарев. – Нашей стране нужнее так называемый "москитный флот" - флот небольших быстроходных и маневренных боевых кораблей. Я видел информацию, что Министерство обороны Украины подписало договор с Турцией на строительство противолодочных корветов типа ADA. Это очень неплохой шаг!

Пока "москитный флот" еще только появляется, Военно-морские силы Украины имеют в своем составе более 50 боевых и десантных кораблей, катеров, вспомогательных и специальных судов. Флагманом флота является фрегат "Гетман Сагайдачный" 1993 года "рождения". Ежегодно на его обслуживание, ремонт и модернизацию выделяется до 100 млн грн.

На Черноморском судостроительном заводе дожидается окончания строительства корвет "Владимир Великий", но дождется ли? Особенно в свете новой идеи "москитного флота", а также из-за неоднократных переносов сроков окончания строительства и срывов финансирования. Это неудивительно: смета строительства этого корабля зияет цифрами в миллиарды государственных гривен…

- В разговоре с экспертами судостроительства чаще обычного звучит такая мысль: надо строить не один корабль, а минимум 5-6, и еще 3-4 отдавать на экспорт. Один корабль строить нецелесообразно, он будет очень дорогим. А когда идет речь о строительстве серии в 5-7 кораблей, тогда можно говорить о какой-то рентабельности корабля, - отмечает контр-адмирал. – Сейчас, как мне кажется, наше государство не может позволить себе строительство таких кораблей типа "Владимир Великий" или "Гетман Сагайдачный". Другое дело - скоростные, малоразмерные платформы, на которых будет размещено ракетное и артиллерийское оружие.

Защитить себя сможем

Может ли Украина на сегодняшний день противостоять нападению противникас воды? В Министерстве обороны говорят: да, может. Адмирал Игорь Воронченко в интервью информагентству "АрміяInform" в ноябре прошлого года рассказал, что силы и способы для отражения морской десантной операции есть. Уже подготовлены системы освещения надводной и подводной обстановки, идентичные принятым в странах НАТО, например, в Турции и Румынии. Завершается строительство наземного противокорабельного комплекса, который уже принят на вооружение. Разрабатывается защита портовой инфраструктуры, прибрежной зоны и лиманов.

 - В наших реалиях создание "москитного флота" является правильным. Два патрульных катера типа "Айленд", полученных от США, планируется перевооружить современными боевыми модулями. В апреле ожидается прибытие еще двух "Айлендов" и в июне – еще одного. Чуть позднее мы получим еще два катера такого типа. Таким образом, у нас будет полноценный дивизион патрульных катеров типа "Айленд", которые отлично зарекомендовали себя в береговой охране как скоростные и маневренные, - поделился Воронченко. – Также подписан меморандум с Великобританией, по одному из пунктов которого Украине выделяются средства – 1,25 млрд фунтов стерлингов. Кроме строительства портов, предусмотрено производство серии из восьми британских ракетных катеров, шесть из которых будут строиться на наших корабельных предприятий. Они скоростные, и есть возможность вооружить их самыми современными ракетами малого радиуса действия, которые считаются чуть ли не лучшим в мире противокорабельным оружием.

Хочешь быть морской державой – думай по-морскому

Когда говорят о военно-морских силах, трудно удержаться от вопроса о подводных лодках. Но тут ситуация пока печальная.

- Есть такая фраза: "Подводники в Украине есть. Подводных лодок нет", - с горькой иронией говорит контр-адмирал Жибарев. - Построить подводную лодку – это еще не решение проблемы. Для подводной лодки нужен экипаж. Его надо где-то готовить. Для этого нужна материально-техническая база. А также базирование, обеспечение, регламентные и ремонтные работы. Мы пока с катерами не можем разобраться, до подводных лодок еще очередь не дошла...

Что мешает Украине, имея поддержку западных партнеров, быть по-настоящему морской державой? Николай Жибарев считает, что пока в нашей стране к военно-морским силам отношение – как будто по остаточному принципу.

- Чтобы называться морской державой, мало иметь военно-морские силы и гражданский флот. Надо еще иметь и систему базирования. И у руководства государства должно быть "морское" мышление. А у нас оно "сухопутное", в лучшем случае – "прибрежное". Нам легче построить танки, чем корабль. И поэтому нас пока не считают серьезными игроками на море…

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Крейсер "Украина" и корвет "Винница", похоже, доживают свои последние дни. Как сообщает Український мілітарний портал со ссылкой на свои источники в Минобороны, печальная участь постигнеткорвет "Винница", который в этом году отметил почтенный 45-летний юбилей. Возраст корабля и его техническое состояние не позволяют использовать его как полноценную единицу вооружения – у "Винницы" не работают большая часть систем и агрегатов, энергетическая установка пришла в негодность, корпус – в критическом состоянии. Его вообще должны были списать еще в 2013 году – помешала агрессия северного соседа в 2014 году, из-за чего корабль оставался в боевом составе украинского флота. С 2017 года корвет находится в плавучем доке судоверфи "Украина" (Одесса).

Корвет "Винница" уже 4 года стоит в сухом доке. Фото: Википедия

ТТХ

Корвет "Винница"

  • Водоизмещение 990 т
  • Длина           71,2 м
  • Ширина        10,1 м
  • Осадка         3,8 м
  • скорость 35 узлов (максимальная)
  • Экипаж         79 человек

Ракетный крейсер "Украина" был заложен в 1986 году и через шесть лет спущен на воду в состоянии 75-процентной готовности. К концу 90-х его достроили на 95%, после чего стало понятно, что у государства нет ни сил, ни денег, ни желания достраивать "Украину". Сформированную команду корабля трижды собирали и распускали, а в начале 2000-х на строительстве крейсера была поставлена точка.

Все это время он стоял у причальной стены Николаевского судостроительного завода, государство в лице Министерства обороны оплачивало его содержание в размере 15 млн гривен в год, но в 2014 году этот финансовый ручей иссяк окончательно. Крейсер превратился в гниющую груду металла, его устаревшее оборудование и вооружение ни имеют никакой ценности. Активисты из Николаева предлагали сделать из крейсера военно-морской музей, приводили примеры, как это делается за границей, но музея не будет. В военных министерствах и ведомствах готовятся документы на окончательное списание судна, демилитаризацию и разделку его на металлолом.

Крейсер "Украина" начали строить 35 лет назад, но так и не достроили. Фото: ФБ

ТТХ

Крейсер "Украина"

  • Водоизмещение   11 500 т
  • Длина           186,4 м
  • Ширина        20,8 м
  • Осадка         8,4 м
  • Скорость хода       32 узла
  • Экипаж         более 500 человек

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Куда потратим? США выделят 250 миллионов для украинской обороны