Нормандские встречи в Париже вряд ли можно назвать ключевыми точками в урегулировании конфликта в Донбассе. Скорее, это промежуточные пункты, на которых лидеры четырех государств пытаются скорректировать свои планы и высказать свою заинтересованность в скорейшем завершении военных действий на востоке Украины.
За год заседаний "нормандской четверки" пока еще не происходило ничего прорывного или экстраординарного. Так что "юбилей" со времени последнего заседания ознаменовался лишь разведением войск на трех точках у линии разграничения и обменом пленными - но вовсе не в формате "всех на всех", как, к слову, договаривались в Париже.
Справедливости ради, стоит отметить еще и то, что режим тишины, установленный в июле этого года (хотя планировали это на конец 2019-го), худо-бедно можно считать соблюдающимся. Но и говорить о стопроцентном его выполнении нельзя – украинские солдаты по-прежнему гибнут, обстрелы хоть и стали реже, но не прекратились вообще.
Участок украинско-российской границы длиной в 450 километров в Донбассе по-прежнему не контролируется Украиной. О выборах на неподконтрольных территориях пока никто не заикается. Особый статус Донбасса то ли есть, то ли нет – 31 декабря срок действия закона о нем истекает, в Раду внесен законопроект о продлении, но непонятно – будет он не будет, что это даст жителям региона?..
Таким образом, завершить вооруженный конфликт в Донбассе и в этом году не удалось, и вот почему.
|
По словам украинского политтехнолога Алексея Голобуцкого, было понятно, что особых результатов от этих встреч ждать не стоило, поскольку все упиралось в неизменную позицию России.
- Смысла ее менять на данный момент у РФ нет, потому что для нее тогда теряется смысл всего того, что она делала на востоке Украины последние семь лет. Она хочет добиться результата, и ей не нужны ни "ДНР", ни "ЛНР". Россия хочет всю Украину, - считает Голобуцкий. – Вариантов пойти на соглашение с Россией нет у украинского общества и политикума. Поэтому мы выжидаем того момента, когда сможем ситуацию нормализировать или заморозить. Пока же остается ситуация та, какая и была. Одна из сторон "нормандской четверки" не признает свое участие в конфликте и не хочет менять свою позицию – засунуть Донбасс обратно в Украину на ее, России, условиях.
Стоит ли рассчитывать, например, на то, что новоизбранный президент США Байден сможет как-то повлиять на эту позицию? Тем более его прочат в расширенную версию "нормандской группы", хотя еще в прошлом году Франция не поддержала включение представителя Штатов в "Нормандию". Возможно ли, чтобы американский президент повлиял на давнего "заклятого друга" Россию в этих переговорах - об этом пока сложно говорить.
- Никто пока не знает, на что способен Байден, - считает политтехнолог. – А для России его фигура в "Нормандии" - это будет вопрос о повышении ставок. Вот Турция – далеко не мировой суперигрок – доказала, что, если повышаешь ставки, Россия дает заднюю… Однако вряд ли Зеленский может быть способен на такие поступки авантюрного характера, как Эрдоган. А Байден как глава такого государства, как США, вполне может их совершить... Другой вопрос – захочет ли Америка играть?
Все могло бы измениться, считает Алексей Голобуцкий, будь у украинской власти четкая позиция и отстаивание своего варианта разрешения ситуации в Донбассе. Изменения украинской концепции, предлагаемые, например, Леонидом Кравчуком в Трехсторонней контактной группе, не способствовали отстаиванию интересов Украины ни в ТКГ, ни в "Нормандии".
- Есть шаги, которыми можно было бы показать серьезность своих намерений, но от этой власти их пока не ожидаем. Пока она позволяет пятой колонне ездить в Москву, договариваться о какой-то вакцине и вещать на федеральных каналах. Получается, остается дождаться, когда президент получит свой рейтинг в 3%, будут проведены досрочные парламентские выборы, ОПЗЖ возьмет 25% и сольется с кем-то в коалицию. В эти процессы уже вложено много денег и ресурсов, - считает эксперт.
Для жителей неподконтрольных территорий встречи в Нормандии как были, так и остаются неким политическим моментом, который влияет на происходящее не совсем так, как хотелось бы.
|
- Не могу сказать, что я или кто-то из моих знакомых следит за этими встречами. Возможно, там говорят правильные вещи, о чем-то договариваются... Я знаю, что почти перестали стрелять (хотя недавно что-то тяжелое взрывалось к северу от Донецка), но я не знаю, заслуга это "нормандской четверки" или что-то другое. В остальном наша жизнь не меняется никак. И я не вижу дипломатического разрешения нашей ситуации, хоть соберутся все президенты Земли. С трудом представляю, что выходит какой-нибудь "глава ДНР" к народу и говорит: "Все, в Париже договорились, мы возвращаемся в состав Украины, всем спасибо, все свободны!" Для нас, проукраинских дончан, это была бы великая радость, но как бы отреагировали те, у кого российское гражданство, паспорт и есть оружие? – задается вопросом жительница Донецка Алена. – Думаю, они бы сильно возражали и неизвестно, что бы натворили здесь напоследок…
Похоже, шансов на окончание войны при посредничестве "нормандской четверки" не было ни в прошлом году, ни в позапрошлом, ни сейчас.
- Украина не начинала войну. Ни сама, ни в нормандском формате. Войну развязала Россия, и только она может ее прекратить, - убежден политолог Кирилл Сазонов. - Но поскольку Кремль не достиг своих политических целей ни в результате прямой агрессии, ни в результате переговоров, на мир Москва не согласна. Россия требует от Украины принципиальных политических уступок в обмен на мирный процесс.
Политологи сходятся во мнении, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей ("ДНР" и "ЛНР") – это для России фактически чемодан без ручки, который бросить жалко, а нести тяжело. Но пока не настолько тяжело, чтобы Москва согласилась просто уйти.
- И, если нормандский формат не обсуждает критичные для экономики РФ санкции в формате нефтяного эмбарго, все эти встречи и соглашения - просто попытки уговорить волка не есть мясо, - продолжает Сазонов. - Долго, но непродуктивно. Впрочем, европейскую бюрократию устраивает сам процесс переговоров - чиновники вроде при деле.
Куда вывезет эта кривая нормандской эффективности, остается только догадываться. Впрочем, переговоры лучше, чем обстрелы, да и поддержка Германии и Франции Украине очень важна, причем она гораздо эффективнее, чем заверения ОБСЕ в их полной солидарности с украинцами. И давление со стороны США при новом президенте и Великобритании тоже можно считать плюсом для Украины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ