Азербайджан как сторона, которая сейчас находится в более выигрышном положении, выдвигает ультиматумы. Президент Ильхам Алиев заявил, что боевые действия в Нагорном Карабахе прекратятся, если армянские войска полностью выйдут из региона.
"У нас есть одно условие - они должны убраться прочь с наших земель безоговорочно, полностью и немедленно", - сказал Алиев.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян ранее заявлял, что переговоры будут иметь смысл, если Азербайджан готов отойти от своих максималистских требований и признает права народа Карабаха.
Но война не может длиться бесконечно, и раньше или позже, сторонам придется сесть за стол переговоров. Грузия, например, уже предложила представителям Азербайджана и Армении провести в Тбилиси встречу, направленную на установление переговорного процесса между конфликтующими сторонами.
"КП" в Украине" выясняла, какие существуют и какими могут быть возможные планы компромисса по Карабаху.
Пару дней назад президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха должен быть урегулирован на основе резолюций Совбеза ООН. Их с момента начала конфликта принято четыре. И все они предусматривают безусловный вывод армянских подразделений с оккупированных земель Азербайджана.
Резолюция Совбеза ООН №822 была принята сразу после оккупации Арменией Кельбаджарского района Азербайджана. В документе говорится о требовании скорейшего освобождения территорий, занятых армянскими военными.
Вслед за оккупацией Агдамского района Совбез ООН принял резолюцию №853 с призывом к прекращению огня и выводу армянских войск со всех территорий, в том числе города Агдам.
Призыв к прекращению огня и миру содержался и в резолюции №874, принятой после оккупации Физулинского, Джабраильского и Губадлинского районов Азербайджана.
Последняя из резолюций СБ ООН (№ 884) была принята после оккупации Зянгиланского района и также предусматривает безусловный вывод армянских подразделений со всех захваченных территорий Азербайджана.
"Территориальную целостность Азербайджана признали все страны мира, включая Украину. Плюс есть резолюции СБ ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В них четко прописано, что армянские вооруженные формирования должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. То есть механизмы решения конфликта есть. Нужно, чтобы Армения уважала международное право и не претендовала на чужие земли", - поясняет эту позицию председатель Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины Хикмет Джавадов.
Поскольку Армения отказывается выполнять резолюции, периодически возникают новые планы урегулирования конфликта. Первый из них еще в 1992 году предложил американский дипломат Пол Гобл.
"План Гобла" предлагал первым шагом к урегулированию конфликта обмен территориями Азербайджана и Армении для создания коридоров, соединяющих территории стран с их "анклавами". Азербайджан получает коридор к Нахичевани через Мегринский район в Южной Армении. В обмен на это Армения получит коридор к Нагорному Карабаху, проходящий через Лачинский район в Азербайджане.
В 2001 году Гейдар Алиев и Роберт Кочарян даже начали дискуссию по этому варианту. Но на него последовала крайне негативная реакция политической оппозиции и гражданского общества в этих странах, и идея обмена территориями ушла с повестки дня.
Сейчас, помимо Нагорного Карабаха, Армения контролирует еще семь районов Азербайджана, которые называет "буферной зоной" или "зоной безопасности". Это Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский районы Азербайджана полностью и Агдамский и Физулинский – частично. Их захват был квалифицирован Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана. И теперь в обмен на прекращение войны Армения могла бы вывести свои войска оттуда и отдать эти территории Азербайджану.
"Нужно освободить часть территорий, и вынужденные переселенцы должны вернуться. Статус Нагорного Карабаха можно определить позднее. Статус не должен противоречить территориальной целостности Азербайджана", - об этом Ильхам Алиев говорил еще в начале этого года на встрече с Николом Пашиняном на Мюнхенской конференции по безопасности.
Но сейчас министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявляет, что его страна не пойдет на односторонние уступки в урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе: "Армения не ставит каких-либо предварительных условий и заявляет, что мирное решение карабахского конфликта не имеет альтернативы. Азербайджан пытается решить вопрос силовым методом, ожидая от Армении и Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха. – Ред.) односторонних уступок. Это исключено".
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2015 году предложил вернуть Азербайджану пять из семи районов и в обмен на это разместить российские войска в качестве миротворческого контингента в Карабахе.
В Азербайджане к этому плану отнеслись настороженно. Во-первых, потому, что остается нерешенным вопрос Лачинского и Кельбаджарского районов. А кроме этого, близость России и Армении вызывает опасение Азербайджана и ставит под сомнение способность РФ стать нейтральным и беспристрастным миротворцем в Карабахе.
Тема введения "голубых касок" ООН и международных наблюдателей с широким мандатом в зоне конфликта также могла бы стать вариантом начала решения проблемы, но сейчас она не является приоритетной в международном сообществе.
Урегулированием конфликта в Карабахе вот уже почти 30 лет занимается Минская группа ОБСЕ (создана в 1992 году). Сопредседателями являются Россия, Франция и США. В состав группы также входят Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция, плюс Армения и Азербайджан. Но, как видим, ее усилия не дают возможности разрешить конфликт.
"Мы до сих пор не видели никакого успеха Минской группы ОБСЕ", - приводит слова сопредседателя Международного фонда стратегических исследований (USAK) из Турции Камера Касима Deutsche Welle. Поэтому возникает вопрос о ее эффективности и необходимости создания нового формата переговоров, с привлечением, например, Германии и усилением роли Турции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ