Именно с его избрания в Украине и начались грандиозные изменения, которые в конце концов привели к распаду СССР и созданию независимых государств, в том числе и Украины. О том, чем отличается украинский депутат тех лет от нынешнего, об их привилегиях, обязанностях и наказаниях, Леонид Кравчук рассказал "КП" в Украине".
- Вокруг вашего избрания были какие-то кулуарные интриги, как в нынешнем украинском парламенте?
- Интриг как таковых не было, но была невиданная для Верховного Совета УССР конкуренция. Если в советские времена на пост председателя был только один кандидат, которого заранее определяли в ЦК Компартии в Москве и Киеве, то в 1990 году на этот пост баллотировались аж 6 человек. Я – от Компартии, львовянин академик Юхновский – от демократических сил, и еще несколько человек от общественных организаций и движений. Невиданный для советского законодательного органа "разгул демократии"! Доходило до того, что некоторые кандидаты на пост председателя Верховного Совета УССР не знали, что говорить с трибуны, когда их вызывали рассказать о своих планах на этом посту.
- Чем те депутаты отличаются от нынешних?
- Нужно понимать, кем были депутаты Верховного Совета УССР. Абсолютное большинство депутатского корпуса (370 из 450) - коммунисты, в прямом смысле выращенные Компартией. Это первые и вторые секретари обкомов и райкомов, председатели обл- и райисполкомов, то есть это была украинская партийная элита. При всем нынешнем критическом отношении к Компартии, они были по-своему образованны и дисциплинированны. Но они не могли и не хотели строить демократическое общество. А зарождающиеся тогда украинские демократические силы в парламенте хотели этого, но не знали, как делать изменения. Это был парламент, где происходила трансформация партийно-советских депутатов в демократических. Это еще не были независимые парламентарии, как год спустя, но они уже не были такими ортодоксальными коммунистами, как раньше.
Нынешние депутаты - исключительные прагматики, но сказать, что они убежденные демократы, тоже не могу. Не все, но многие из них приходят в парламент исключительно ради своих целей. Люди там зачастую просто не ощущают и не имеют масштабного и государственного мышления. И таких, к сожалению, не единицы.
- Где больше популизма - тогда или сейчас?
- Конечно сейчас. Тогда человеку, чтобы стать депутатом, не нужно было в чем-то убеждать избирателя. За него это делали его политические силы. За коммунистов – Компартия, за демократов – их политсилы. То есть самому кандидату не нужно было особо изгаляться, чтобы привлечь внимание избирателя. Он, в первую очередь, должен был показать преданность партии, которая его выдвигала и продвигала. Тогда время было более идейное, и о "гречке" никто не думал.
А сейчас кандидат вообще не задумывается о том, что он обещает. Люди, идущие на выборы, особенно по мажоритарным округам, даже не думают, осуществимы их обещания или нет. Нынешний популизм граничит с элементарным враньем. Тарифы уменьшатся "до земли", зарплата увеличится "до небес" и прочее.
- Нынешняя беда украинского парламента – кнопкодавство и прогулы. А как было с этим тридцать лет назад?
- Депутаты Верховного Совета УССР не работали, как нынешние, на постоянной основе. Они собирались только два раза в году. Первый – для утверждения бюджета республики, а второй, как правило, по абсолютно надуманной причине. Типа обсуждение книги Брежнева "Целина" в 70-е годы.
Но при этом дисциплина была очень серьезная. Депутаты работали "от звонка до звонка". И попробуй прогулять! Так можно было и мандат потерять. Голосовали исключительно руками, а считала Счетная комиссия.
И в самом зале никто не позволял себе вольностей – бродить по залу, разговаривать по телефону, выбирать/покупать вещи, машины, проституток… Он до обеда отсидел, а после уже где-то в ресторане или баре. Потеряна ответственность за свою работу и свои поступки и действия.
- Сколько тогда получали депутаты?
- Мы получали не зарплату, а так называемые "депутатские". Это была доплата за работу депутатом, ведь кроме нее, мы все получали официальную зарплату на своих основных местах работы. Я получал как заведующий отделом ЦК Компартии Украины. А в парламенте депутаты получали 250 рублей, которые, к тому же, не облагались налогом. За четыре года депутатской каденции получался автомобиль "Жигули".
- А что с депутатскими привилегиями? Спецмагазины, дефицит, деликатесы в парламентском буфете?
- В России это было, а у нас – нет. Разве что был магазин, где можно было под праздники купить какой-то деликатес. В буфете Верховного Совета продукты были чуть получше, например, не кости, а мясо. Но цены были такие же, как и во всех других магазинах. А так больших различий не было.
- Какие-то национальные, гендерные, классовые квоты были?
- Конечно. Всех депутатов Верховного Совета Украины заранее утверждали в ЦК Компартии республики, и только после этого за них формально голосовали избиратели. По переписи в Украине проживало не более 1,5% евреев. Значит, и в Верховном Совете их не должно быть больше – 2-3 человека. Была и женская квота – до 20% состава. Что касается украинцев и русских, то тут никаких ограничений не было. И конечно, приоритет был у рабочих и крестьян, а только потом интеллигенция.
- Сейчас спорят о сокращении количества депутатов. Какой оптимальный парламент для Украины?
- В Верховном Совете сначала было 650 депутатов, потом их сократили до 450, и эта цифра перешла "по наследству" Раде. Я считаю, что сейчас для представительства всех регионов Украины хватит 300 человек. И мы, в конце концов, придем к этому показателю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ