Загрузить еще

Что нужно знать и чего стоит ждать от суда в Гааге по сбитому МН17

Что нужно знать и чего стоит ждать от суда в Гааге по сбитому МН17
Фото: Фото: REUTERS

8 июня в Нидерландах началась сессия судебного процесса по делу о сбитом над Донбассом самолете рейса МН17. Процесс обещает стать одним из самых крупных в мировой практике за последние десятилетия и к нему приковано значительное международное внимание.

Что рассматривает суд

17 июля 2014 года на востоке Донецкой области, в районе Тореза, был сбит авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, который выполнял плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам-Куала-Лумпур. Следствие установило, что самолет был поражен ракетой серии 9М38, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", который доставили из России.

Погибли все находящиеся на борту пассажиры и команда - 298 человек. Эта катастрофа по количеству погибших стала крупнейшей в истории авиации с 11 сентября 2001 года и вошла в десятку крупнейших за всю историю.

Пять стран - Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина - создали совместную Международную следственной группу (JIT), которая в течение нескольких лет вела расследование гибели самолета. И теперь ее выводы рассмотрит суд в Гааге, который впоследствии определит виновных и назначит им наказание.

Кто судит и сколько продлится процесс

Дело о крушении Боинга рассматривает суд в Гааге, но это не(!) Международный суд ООН в Гааге. Несколько стран, чьи граждане погибли в результате трагедии, попытались созвать Международный трибунал по делу о крушении MH17, но Россия воспользовалась правом вето в Совбезе ООН и заблокировала эту инициативу.

Поэтому власти Нидерландов предложили провести процесс по своему национальному законодательству, в Окружном суде Гааги. Такой выбор был сделан потому, что две трети погибших пассажиров были гражданами этой страны. Международное следствие велось под руководством нидерландских полиции и прокуратуры.

Слушания по процессу проходят не в местном Дворце правосудия, а в гораздо более вместительном юридическом комплексе, расположенном у аэропорта Схипхол под Амстердамом, откуда вылетал малайзийский "Боинг".

Слушания открытые, власти Нидерландов приняли решение вести прямую трансляцию судебного процесса на голландском и английском языках. Всего запланировано 25 недель судебных слушаний, а сам процесс будет идти больше года.

Кого судят

Эксперты Международной следственной группы (JIT) пришли к выводу, что гражданский самолет в небе над Донбассом сбила военная ракета серии 9М38, выпущенная из ракетно-зенитного комплекса (ЗРК) "Бук", который находился на территории, подконтрольной пророссийским сепаратистам. Следователи уверены, что "Бук" попал на украинскую территорию из российской 53-й бригады ПВО под Курском и вскоре после трагедии был транспортирован обратно через границу на территорию РФ.

"У нас достаточно свидетельств того, что Россия причастна к крушению "Боинга", - заявил летом 2019 года ведущий координатор JIT, прокурор Нидерландов Фред Вестербеке.

Следователи также утверждают, что имеют все доказательства для подобных выводов. Это свидетельские показания, обломки лайнера и поразившей его ракеты с уникальным серийным номером, данные спутников и радаров, а также фото- и видеосъемки того, как транспортировали "Бук" к месту выстрела и обратно.

Но при этом обвиняемыми в уничтожении лайнера считаются 4 человека. Это граждане России - бывший "министр обороны ДНР" Игорь Гиркин (Стрелков), генерал-майор Сергей Дубинский (по кличке Хмурый), полковник Олег Пулатов (Гюрза) и гражданин Украины Леонид Харченко (Крот).

Согласно выводам следствия, Гиркин и трое других обвиняемых способствовали прибытию военной техники из России и координировали действия ЗРК, сыграв таким образом "ключевую роль в убийстве 298 человек".

Им выдвинуты обвинения по двум статьям Уголовного кодекса Нидерландов: сбитие авиалайнера (до 30 лет заключения) и умышленное убийство (пожизненное заключение).

Кстати, судья-председатель Хендрик Стинхёйс заявил, что нашумевшее в Украине интервью Дмитрия Гордона с Игорем Гиркиным будет приобщено к делу.

Накажут ли виновных

Суд в Гааге отказал четверке подозреваемых в так называемом иммунитете комбатанта, который защищает участников официального вооруженного конфликта от судебного преследования. Они не подпадают ни под одно из условий этого статуса.

Например, чтобы получить статус комбатанта, нужно, чтобы был международный вооруженный конфликт, в котором понятно, к какой из сторон принадлежат бойцы, должна быть сторона, перед которой комбатанты должны отчитываться, должна быть внутренняя система военного положения, и бойцы должны соблюдать нормы военного права, закрепленные в Женевской конвенции. Но ничего этого нет: Россия не признает свое участие в конфликте, боевики не признают руководство РФ и пр.

Кроме того, следствие может официально обвинить в причастности к трагедии Владимира Цемаха, бывшего зенитчика, который командовал противовоздушной обороной так называемой Первой Славянской бригады самопровозглашенной "ДНР". И который по обмену пленными был отдан России.

Несмотря на массив доказательств, вероятность того, что обвиняемые попадут на скамью подсудимых и понесут наказание, очень низкая. Никто из них не арестован и никто пока не выразил желания лично прибыть в Нидерланды на суд. А Россия не выдает своих граждан другим странам, даже если они там признаны виновными.

Почему судят только боевиков, но не Россию

Государство можно обвинять только в Международном суде в Гааге, а РФ заблокировала этот процесс. Дело рассматривается в национальном суде Нидерландов, а одна страна не может по своим национальным законам судить другую.

Но в обвинительном акте может появиться заявление о причастности России к крушению Boeing-777. Это произойдет в том случае, если в суде докажут, что к запуску ракеты "Бук" причастен кадровый российский военный, а не доброволец. Этот факт будет иметь важное доказательное значение в возможных дальнейших судебных исках против РФ.

Позиция России

Москва всегда отрицала свою причастность к трагедии MH17. Позиция Кремля и его информационная политика по поводу этой трагедии менялись в течение всех лет следствия. То Москва утверждала, что Боинг сбил украинский истребитель, и даже приводила свидетелей, которые видели украинский герб на крыльях самолёта на высоте 10 тысяч метров. То российские эксперты утверждали, что ракета была запущена с территории, находившейся под контролем украинских военных.

Но Международная следственная группа (JIT) и обвинение в Гааге не приняли все эти версии. В ответ в России отказалась признать выводы следователей JIT и официально сотрудничать с группой.

Позиция Украины

Украина рассчитывает, что в деле о катастрофе рейса МН17 на Донбассе к ответственности привлекут высшее военно-политическое руководство России.

"Такие процессы не происходят быстро. К тому же, скорость не должна повредить качеству. Поскольку мы прекрасно понимаем все риски дальнейшего обжалования соответствующих решений в Европейском суде по правам человека, нам нужно качество. Цель Украины - привлечение Российской Федерации и ее высшего руководства к ответственности за факты нарушения международного права, за аннексию Крыма, за вмешательство военных на Донбассе, в том числе катастрофу малайзийского "Боинга", - заявил заместитель главы украинского МИДа Евгений Енин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Офисе генпрокурора рассказали, что нового узнали из интервью Гордона с Гиркиным​