После выставки картин Петра Порошенко в столичном музее Ивана Гончара и последующего штурма музея представителями ГБР, мы решили разобраться в теме коллекционеров искусства подробнее. О том, что лежит в основе коллекционирования, как на рынок попадают работы известных мастеров и какие шансы у криминала, "КП" в Украине" беседует с владельцем галереи "Дукат", членом Гильдии антикваров Украины Леонидом Комским.
- У обычного любителя искусства представление такое, что в мире существуют миллионы музеев, все знаменитые художники сосредоточены там. Но вдруг появляется частная коллекция и звучат фамилии, будоражащие интерес: Айвазовский, Репин, Бенуа…
- Частных коллекций намного больше, чем музеев. Если мы возьмем работы какого-то знаменитого художника, например Пабло Пикассо или Модильяни, то большая часть их работ сосредоточена именно в частных собраниях.
- Они так же скрыты от людей, как эти 43 картины из коллекции Порошенко, которые мы увидели только благодаря уголовному делу, которое открыло Государственное бюро расследований?
- Я не знаком лично с Порошенко и с этой его выставкой. Но знаю, что он представлял картины из своей коллекции на разные экспозиции. В том числе и те, где участвовали работы из нашей галереи. О том, что Порошенко коллекционер, знают многие посвященные в это дело.
Неправильное думать, будто все частники держат свое богатство при себе. Безусловно, коллекционеры бывают разные. Но классический собиратель искусства любит демонстрировать приобретения, ему хочется хвастать ими, слышать слова восхищения. Классические коллекционеры очень часто завещают свои работы музеям или дарят их при жизни. А сокровенная мечта – это чтобы на основании его коллекции был создан отдельный музей.
В Киеве таким примером является Музей Ханенко, в Мадриде – Музей Тиссена-Борнемисы, который сейчас имеет статус государственной галереи. Просто фантастическая коллекция!
Многие частные инициативы, и я надеюсь, что по этому мировому опыту пойдет Украина, перешли в разряд государственных музеев.
- Экс-президент Виктор Ющенко известен как владелец самой большой коллекции аутентичных украинских рушников, у него даже сертификат такой есть. Порошенко – собиратель картин. А было что-то уникальное, кроме мифического "золотого батона", в коллекции Виктора Януковича?
- Януковичу действительно дарили ценные предметы искусства. И лучшие вещи он вывез – меня привлекали к экспертизе видео, когда картины грузили в вертолет, и к оценке того, что осталось в "Межигорье". Но Янукович не был коллекционером, он хранил, но не собирал предметы искусства системно.
|
- Создается впечатление, что все представители власти и крупного бизнеса вкладывают деньги в коллекционирование. А кто такой настоящий коллекционер? В кино и детективах это человек, готовый семью пустить по миру ради маленькой гравюры.
- Представление о коллекционировании, вы правильно сказали, складываются на основе фильмов или книг. Но на самом деле все не так. Или не совсем так.
Во-первых, далеко не каждый коллекционер имеет власть, богат и достиг пожилого возраста, как принято считать. Я знаю молодых людей, которые имеют интересные коллекции и которых нельзя назвать богачами. Правда, бедными тоже назвать нельзя. Это может быть программист или работник культурного фонда.
Во-вторых, собирательство – это душевная потребность. Можно коллекционировать значки, билетики, спичечные этикетки, не рассчитывать на вложение денег и получать огромное удовольствие.
Но, конечно, если человек богатый или наследовал капитал, он обращает внимание на более дорогие вещи – картины, скульптуры.
- Это звучит куда более романтично, чем спичечные этикетки.
- Романтика тоже понятие относительное. Можно собрать картины, которые стоят десятки и сотни миллионов долларов, а можно работы современных художников, которые сейчас относительно недороги, но могут расти в цене с каждым десятилетием.
- Так что же первично: ставки на шанс разбогатеть, желание сохранить капитал, адреналин от риска или страсть?
- И риск, и шанс, и страсть. Увлечение и арт-инвестиции. Целый спектр эмоций и расчета. Я даже не могу все это просто описать. Это надо прочувствовать.
- Как функционирует рынок картин известных мастеров? Возвращаемся к тому, с чего начали: все якобы уже разобрано…
- Я вам не расскажу в двух словах. На лекцию, которая объясняет функционирование рынка только в общих чертах, уходит не меньше часа. Совсем примитивно это выглядит следующим образом: сегодня работа находится в коллекции, завтра владелец решил ее продать или дети реализуют наследство. Так на аукционах появляются работы даже самых древних авторов, которые, как вы говорили, должны были бы быть в музеях.
- А в чем феномен Айвазовского? Впечатление такое, что он везде – в музеях, на аукционах, в частных коллекциях. Вот и сейчас в открытых источниках пишут, будто у Порошенко 50 работ знаменитого мариниста.
- Айвазовский не старый автор. Он умер в начале XXвека, его работы действительно представлены на арт-рынке в Европе, в России, в Украине. Про Порошенко не знаю, но в нашей стране могу назвать несколько десятков человек, у которых в коллекциях есть Айвазовский. Он был чрезвычайно плодотворен, назвать его работы супер редкостью нельзя. Тем не менее они стоят стабильно дорого.
|
- Если вдруг человек внезапно разбогател и решил заняться собирательством живописи, куда ему обращаться?
- Существуют арт-дилеры, галереи, антикварные магазины, аукционные дома. Обратиться можно куда угодно – консультанты найдутся. Но я бы сначала советовал определиться, что вы хотите собирать: антикварную живопись, импрессионистов, современных украинских художников. Нужно покупать не просто картины, а сложить для себя систему коллекционирования.
- В выставке Порошенко есть система?
- Не изучал. Единственное, что могу сказать: меня глубоко возмутило то, что произошло. Ворваться силой в музей – это то же самое, что ворваться в храм, где люди совершают молитву.
- Если картина приобретена нечестным путем, ее будут выставлять на публичное обозрение?
- Что значит нечестным путем?
- Допустим, похищенную.
- Арт-рынок ворованного искусства – это миф. Никакой коллекционер не купит картину, если знает, что она краденая. Такую нельзя показать на выставке, ею нельзя похвалиться перед друзьями, нельзя продать, в конце концов. Я не видел ни одного коллекционера, который готов был купить ворованное полотно.
Случайности бывают, но как только выясняется, что картина попала в коллекцию или на аукцион незаконно, ее возвращают владельцу, снимают с торгов. Словом, бегут от проблемы как черт от ладана.
- А контрабанда картин?
- У нас сейчас беспошлинный ввоз из-за границы произведений искусств. Вывоз – это очень сложный вопрос получения разрешения. А ввоз, если на картину есть документы, не составляет проблем. Насколько я знаю, у Порошенко были все документы о легальном ввозе.
- В детективах контрабандисты пишут поверх полотна великого мастера новую картину, придумают самые затейливые тайники. А в жизни, по крайней мере так говорят в интернете, просто занижают реальную стоимость раритета.
- Детективы иногда тоже пишут по реальным событиям, в жизни случается всякое. А в реальности я приведу обычный расчет. Допустим, вы купили на аукционе в Лондоне картину за $100 000, а растаможили по цене $10 000. Потом вы решили эту картину продать за те же $100 000. Если бы вы внесли эту сумму в таможенную декларацию, то получили бы ноль налогов и ноль прибыли. А если в декларации сумма $10 000, то налоги придется платить с прибыли в $90 000.
Занижать стоимость есть смысл, если вы ввозите товары промышленного назначения, но не предметы искусства.
- Как охраняются частные коллекции? Известно, что в Швейцарии существуют беспошлинные хранилища для культурных ценностей. Огромные современной архитектуры здания, напичканные раритетами.
- Такие депозитарные хранилища есть не только в Швейцарии, но и по всей Европе.
- А в Украине?
- В Украине, насколько я знаю, нет. Хотя вопрос поднимался не раз. У нас бедная, к сожалению, страна и в плане коллекционирования тоже. Каждый решает сам для себя, как беречь ценности.
- Нанимают охрану, сигнализацию… Хорошо, если это особняк в коттеджном городке, а если квартира?
- Опять же все относительно. Если вы храните ювелирные изделия, нужна усиленная охрана. Если картины, то хватит минимальной. Все отфотографировано, все учтено. Если картина пропала, информация сразу идет по всем галереям, коллекционерам, магазинам, аукционным домам. Какой смысл ворам охотиться за тем, что они не смогут продать? Охранять склад с бытовой техникой нужно куда сильнее, чем квартиру с картинами.
- Но ведь воруют же тоже из музеев!
- Музеи у нас действительно охраняются плохо. Но кражи случаются не только в Украине, а по всему миру. Есть отморозки, не понимающие рынка, но мечтающие быстро разбогатеть. И терпящие фиаско. Вспомните воровство "Поцелуя Иуды" Микеланджело Караваджо из Одесского музея. Похитители довели полотно до разрушения, не сумев его продать.
|
Народный депутат задекларировал приобретение дорогого итальянского изделия.