Эпопея с трудоустройством Михаила Саакашвили в Украине подошла к завершению, хотя и не такому, как хотелось бы самому Михо. 7 мая президент Владимир Зеленский подписалуказ о назначении политика главой исполнительного комитета Нацсовета по реформам при Офисе президента.
"КП" в Украине" изучила, какие реформы будет запускать в Украине человек, которого еще два года назад лишали украинского гражданства и снимали с крыши, чтобы выдворить из страны. Хватит ли у него полномочий для этого? И не менее острый вопрос - какие проблемы обнажил "фактор Михо" в команде Владимира Зеленского?
Изначально Михаила Саакашвили прочили на должность вице-премьера по реформам. Михо даже проходил собеседования у депутатов пропрезидентской фракции "Слуга народа". Те признавались: хотя и были очарованы реформаторским спичем Михо, но когда проходил опрос во внутреннем чате партии, кто и как готов проголосовать, то наскребалось едва 160-170 "за". На то имелось как минимум два объяснения.
- Наверное, не зря говорят: "дважды в одну реку не войдешь". У Саакашвили была возможность проявить себя. Когда он стал у руля Одесской области, то, как мне известно, президент Петр Порошенко предоставил ему практически неограниченные полномочия, из-за чего Михо за глаза даже стали называть "президентом" Одесской области. И что? Вместо реформ, быстрых преобразований вся страна лицезрела эпатажные выходки Саакашвили, обвинения, скандалы, - так пояснил "КП" в Украине" свое нежелание поддерживать кандидатуру Саакашвили на должность вице-премьера по реформам один из народных депутатов от "Слуги народа". - В 52 года люди не меняются. Если бы он стал вице-премьером, то мы бы получили вторую серию увлекательной политической трагикомедии. Хватить уже зрелищ, людям нужен хлеб.
В качестве второго объяснения назывался тот фактор, что на должности вице-премьера у Саакашвили нет возможностей реализовать озвученные цели.
- На встрече с депутатами Саакашвили говорил много правильных вещей, которые я, к примеру, поддерживаю. Но вице-премьер не обладает необходимым функционалом, чтобы претворять в жизнь реформы. Ему нужна другая должность, которая имеет реальные рычаги влияния. Он мог бы неплохо реализовать себя в качестве советника президента, - пояснял народный депутат от "Слуги народа" Александр Качура.
Около недели с депутатами велись переговоры о назначении и поддержке Саакашвили, но когда стало окончательно понятно относительно их безальтернативности, то, чтобы сохранить лицо, в Офисе президента задействовали "план Б" - предложили должность в Нацсовете реформ.
Но и с этим назначением долго не складывалось. Еще за 7 часов до подписания президентом Владимиром Зеленским указа о назначении Михаила Саакашвили главой исполнительного комитета Нацсовета по реформам "велись переговоры". Именно так лаконично, разводя руки, сказал глава Офиса президента Андрей Ермак на закрытой встрече с представителями СМИ, которая состоялась в полдень 7 мая. При этом Ермак не стал детализировать, кто с кем и о чем вел переговоры.
- Думаю, переговоры велись между Саакашвили и командой президента. Полемика велась не сколько о самом назначении, как о перечне полномочий, которые получит в итоге Михаил Саакашвили, - высказал свое предположение в комментарии "КП" в Украине" политолог Вадим Карасев.
Но по итогу "переговоров" ничего особенного Саакашвили, кроме просторного кабинета в Офисе президента, выторговать не удалось. На сегодняшний день даже открытым остается вопрос, будет ли он получать зарплату из госбюджета. По факту его должность сродни красивому воздушному шарику – внешне солидно выглядит, но внутри - воздух.
- Сам по себе Нацсовет - это консультативно-совещательный орган. Глава исполнительного комитета сможет выписывать концепции различных реформ, публично обсуждать их, передавать на ознакомление президенту, правительству, парламенту, главам ОГА, но есть одно важное "но". Все наработки этого исполнительного комитета не являются обязательными к исполнению, - объясняет "КП" в Украине" политолог Владимир Цибулько. – Да, должность дает возможность быстрой аудиенции у любого чиновника.
В подтверждение слов эксперта говорит тот факт, что с 2014 года по сегодняшний день Нацсовет провел
В экспертной среде озвучивается мнение, что Саакашвили привлекли в команду Зе, чтобы он на некоторое время стал громоотводом: чтобы он, а не "новые лица" из "Слуги народа" потом объясняли, почему не удалось реализовать то или иное предвыборное Зе-обещание. К тому же Саакашвили умеет прекрасно генерировать яркие информационные поводы, которые в случае необходимости смогут создавать некий занавес для отвлечения общественности от насущных проблем страны.
Сам же Михаил Саакашвили в своих первых интервью и комментариях после назначения заявлял - он готов стать локомотивом реформ в Украине. И, по словам Михо, начнет он свою деятельность с курса на максимальную дерегуляцию всех сфер жизни в Украине. Относительно возможных скандалов с тем же Аваковым говорит, что многое переосмыслил и… "для общего дела готов договариваться со всеми".
С первого дня появления информации о том, что Михаил Саакашвили претендует на высокие госдолжности в Украине, официальный Тбилиси предупредил, что такой шаг негативно повлияет на двусторонние отношения между странами. В итоге вечером 7 мая Зеленский подписал указ о назначении Саакашвили, а утром 8 мая Грузия отозвала своего посла в Киеве для консультаций.
- Это принятая практика в дипломатических отношениях, которая указывает на возникновение определенных проблем в двусторонних отношениях, поэтому для определения будущих шагов необходима консультация с послом, - пояснил министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани.
Отметим, в Грузии Михаил Саакашвили приговорен к двум тюремным срокам заочно, получив в общей сложности 6 лет. На родине его обвинили в превышении полномочий и растрате бюджетных средств.
- До разрыва дипломатических отношений или международного скандала не дойдет. Но отношения, конечно, подпортились. Думаю, скоро мы услышим о том, что Грузия начнет постепенно сокращать свои рынки для украинских товаров, заменяя их турецкими. Эхом может стать и политика Грузии по дистанцированию от синхронного с Украиной вступления в НАТО, а это нам не на руку, - считает политолог Владимир Цибулько.
Нацсовет реформ - это консультативно-совещательный
Возглавляет совет президент, его заместителем является глава Офиса президента, секретарем - один из замов главы ОП. Постоянными членами были премьер-министр и практически все члены КМУ, секретарь СНБО, спикер, глава НБУ, несколько представителей от общественных организаций, международных доноров, приглашались на заседания и парламентарии. На главу исполнительного комитета в основном возлагаются аналитически- организационные обязанности: подготовить стратегию, предоставить ее для изучения заинтересованным лицам, провести публичное обсуждение, созывать заседания комитета, которые должны проходить не реже одного раза в месяц.
Украина, в свою очередь, не планирует прибегать к симметричным мерам.