Загрузить еще

Глава регламентного комитета ВР об отмене законов, Этическом кодексе и зарплате нардепов

Глава регламентного комитета ВР об отмене законов, Этическом кодексе и зарплате нардепов

С главой Регламентного комитета Верховной Рады - представителем фракции "Слуга народа" Сергеем Кальченко мы записали интервью в первый день введения карантина в парламенте. По распоряжению спикера Дмитрия Разумкова до 3 апреля допуск журналистов и гостей в комитеты ВР стал под запретом. Поэтому с Кальченко мы встретились в одном из ближайших от парламента кафе. Пока шло интервью, заведение посетили с десяток народных депутатов, которые тоже, как и мы, провели короткие рабочие встречи за чашечкой кофе.

Нужно искать баланс

- Сергей, представители пропрезидентской фракции неоднократно заявляли о том, что нынешний регламент устарел, нужно вносить изменения. Действительно ли так устарел? Нет ли желания выписать новый регламент с нуля?

- Я, как юрист, представитель консервативной профессии, к радикальным изменениям отношусь осторожно – вносить изменения нужно только по необходимости. Безусловно, регламент пора усовершенствовать. Жизнь и политические реалии диктуют нам свои вызовы, и мы должны на них реагировать, обрамлять в законные рамки.

Небольшой пример: не так давно парламент перешел на электронный документооборот. В связи с этим уже нужно вносить изменения в регламент.

- Представители оппозиции раскритиковали инициативу "Слуги народа" изменить регламент, в частности законопроект 3018. Утверждают, что эти манипуляции направлены на сужение прав депутатов.

- Основная идея упомянутого законопроекта – реагировать, в частности, на законодательный спам. Сейчас обсуждается законопроект об обороте сельскохозяйственных земель – 11 статей на двух листах бумаги. И в него внесено более четырех тысяч предложений! При этом массово вносились идентичные по содержанию поправки или изменения по типу вместо союза "та" употребить союз "і". Зачем это все делается? Чтобы затянуть время рассмотрения, иметь возможность многократно озвучивать политические лозунги при представлении поправок в зале Верховной Рады. Мы уже три пленарные недели рассматриваем земельный законопроект и прошли около трех тысяч поправок.

Законопроект, который, как вы говорите, критикует оппозиция, предусматривает объединение идентичных поправок. На практике реализация данной нормы сэкономит много времени. Ведь вместо 100-200 одинаковых поправок можно будет рассмотреть только одну!

К сожалению, на сегодняшний день часть народных депутатов злоупотребляет правом подавать поправки в законопроект, то есть используют это право, по моему мнению, с иной целью, чем та, которая следует из Конституции и закона. Внесение поправок дает депутату возможность улучшать законопроект, а мы сталкиваемся с использованием такого права, чтобы умышленно затянуть законодательный процесс.

- В конце декабря спикер Дмитрий Разумков в эфире одного из политических телешоу признался, что во время так называемого турборежима периодически отходил от регламента Верховной Рады. Могут ли ваши оппоненты после такого признания, используя формулировку "нарушение регламента", обратиться в Конституционный суд с представлением о возможной отмене принятых "турбо"-законов?

- Закон можно признать неконституционным, только если он полностью или частично, по сути, нарушает Конституцию или же была нарушена конституционная процедура его принятия. Если вы посмотрите основания признания неконституционным Закона об основах государственной языковой политики или Закона о всеукраинском референдуме, то КСУ говорил о нарушении конституционной процедуры, а не процедуры, установленной регламентом. 

Персональное голосование – условие, установленное Конституцией. В парламенте нынешнего созыва было юридически установлено три случая неперсонального голосования.

- Как уживаются турборежим и регламент? Мы хотим принятия законов быстро и качественно, позволяет ли это закон?

- Когда делаешь все очень быстро, то вероятность совершить ошибку, к сожалению, несколько больше, чем, когда что-то делаешь очень долго. Нужно искать баланс. Его достичь достаточно просто - должна быть политическая воля всех. А вот ее достичь – сложно.

Поездки за рубеж надо согласовывать

- Недавно шесть народных депутатов ездили в Россию, посещали Госдуму, чем спровоцировали огромный скандал в Украине. Аппарат Верховной Рады сразу же подчеркнул - у депутатов была частная поездка, командировку они не оформляли. Есть ли правовые ограничения, в какие страны депутаты не могут ездить, с какими политиками вести переговоры? Или такие моменты регулируются исключительно нормами морали?

- С одной стороны, депутат представляет украинский народ. Он может говорить: мои избиратели считают, что я могу (должен) делать то-то и то-то.

С другой стороны, около недели назад руководство парламента получило письмо от НАПК, которое просили распространить среди народных депутатов. В нем говорилось и о поездках народных депутатов за рубеж, а именно: если поездка депутата оплачивается третьей стороной и не оформлена как командировка, то это является получением определенного блага, подарка – а это уже коррупция! Сейчас я говорю в целом, а не в отношении какой-то конкретной поездки.

Небольшой ликбез. Депутаты могут ездить за рубеж как за счет госбюджета, так и за счет "третьей стороны", к примеру, Совета Европы или другой международной организации. Но в обоих случаях визиты народных депутатов согласовываются с главой Верховной Рады и оформляются как командировки, по приезде нужно сдавать отчет о поездке.

Конечно, депутат может взять неоплачиваемый отпуск на день-два по каким-то личным причинам. Понятно, во время этого отпуска он может ездить куда угодно и встречаться с кем угодно.

- Дипломатические паспорта для депутатов – не анахронизм? МИД пытался обязать депутатов сдавать после каждой поездки паспорта или ограничить их использование. Диппаспорт дает много льгот, и ряд депутатов этим пользуются.

- У меня есть диппаспорт, но я ни разу не пользовался какими-то льготами. Более того, не замечал, чтобы диппаспорт давал какие-то преференции. В июле ездил в Страсбург по обычному общенациональному биометрическому паспорту – в аэропорту ко мне не возникло вопросов, а в октябре группа депутатов ездила во Франкфурт по дипломатическим паспортам. Нам столько вопросов задали в аэропорту, сколько не ставили в июле с синим паспортом.

Глава регламентного комитета ВР Сергей Кальченко.

Нужен Этический кодекс

- В СМИ было сообщение, что народный депутат Александр Дубинский разработал для фракции "Слуга народа" Этический кодекс. Можете рассказать, что вошло в документ? Нужен ли такой кодекс для всех депутатов?

- Я не знаком с тем, что делал Дубинский или кто-то другой из коллег. А вот разработка Кодекса поведения для народных депутатов – актуальный вопрос. Рекомендация принять такой внутренний документ есть даже в Четвертом оценочном отчете GRECO (орган СЕ, группа стран против коррупции) для Украины.

Что нужно закрепить в этом документе – вопрос дискуссионный. Ведь то же понятие "этики" у нас и других странах отличается. К примеру, нарушение этики в ряде стран – это и нарушение антикоррупционного законодательства. У нас же основы уголовной, гражданской, дисциплинарной, административной ответственности должны быть установлены законом. Если мы говорим об этических правилах, то это внутренний документ - его несоблюдение может быть только основанием для осуждения, а не привлечением к ответственности.

- Оскорбление депутата с трибуны ВР – это нарушение регламента или этики?

- И то и другое. Две недели назад мы на комитете рассматривали жалобу одного депутата, которого во время перерыва в пленарном заседании парламента оскорбил другой депутат. И что в итоге? Попросили второго фигуранта этой истории дать свои объяснения. Он сказал, что высказался нелестно, так как коллега его спровоцировал. В итоге мы в комитете проголосовали за то, чтобы обратить внимание двух фигурантов дела о недопустимости такого поведения. Все!

Если бы оскорбления прозвучали во время пленарного заседания Верховной Рады, то можно было бы применить санкцию об отстранении депутата от 1 до 5 пленарных заседаний.

- Последние полгода мы наблюдали, как депутаты не совсем этично высказывались за пределами ВР: В Фейсбуке, во время эфиров на телевидении. Как бороться?

- Никто не отменяет возможности привлечения депутата к гражданской ответственности.

Что касается публикации в Фейсбуке, распространение информации в соцсетях - деликатная тема. Будучи адвокатом, я представлял интересы истца в споре с народным депутатом, который размещал на своей страничке в Фейсбуке не очень хорошие вещи. В суде представители ответчика в стиле одного печально известного персонажа говорили: "их там нет – а вы докажите", то есть это не наш клиент писал, а это не наша страница, и мы там ничего не писали.

Когда собственник сервера находится в Украине, искать правды через суд проще. В случае с публикациями в Фейсбуке обиженным проще самим обращаться в Силиконовую долину и просить их то или иное сообщение каким-то образом удалить.

- А почему вы не пользуетесь соцсетями?

- У меня на это нет ни времени, ни желания. Знаете, это как раньше было круто иметь мобильный телефон, а потом круто его не иметь, но иметь помощника, который в любой момент поднесет телефон или сам позвонит.

Об увеличении зарплаты

- Сейчас зарплата депутата привязана к прожиточному минимуму, а с февраля министерскую зарплату привязали к средней зарплате по стране, установив определенные коэффициенты. Нет ли желания пойти по стопам министров?

- Депутатские зарплаты установлены сметой Верховной Рады. Она на 2020 год уже утверждена. Если что-то будет изменяться, то нужно будет вносить изменения в госбюджет или закладывать новые суммы на 2021 год.

- А позволить депутатам заниматься дополнительной деятельностью?

- Конституция запрещает народным депутатам заниматься чем-то другим, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. Хотя в этой норме есть дисбаланс с законом о противодействии коррупции. По закону о противодействии коррупции не признаются коррупционными деяния, к примеру, занятия инструкторской и судейской практикой по спорту. То есть такое совместительство не будет коррупционным правонарушением, но оно может быть основанием для досрочного прекращения депутатского мандата.

- Так нужно увеличивать зарплату депутатам или нет? Вы хотите получать больше?

- А вы спросите у любого прохожего, хочет ли он, чтобы ему увеличили зарплату? Наверное, из 100 только 1 скажет, что я не хочу. Мы же понимаем, что на сегодня есть экономические и социальные факторы. Конечно, можно увеличить зарплату в два-три раза для 423 депутатов, и это, по-видимому, не будет такой критической нагрузкой на госбюджет. С точки зрения социального факта, того, что рост экономики всего 3% и у нас есть много других проблем – не совсем правильно сейчас говорить об увеличении размера депутатской зарплаты.

- Озвучивалась идея отвести на голосование только один день – четверг. Насколько она удачная?

- Это была инициатива главы нашей фракции Давида Арахамии. Мы даже рассмотрели соответствующий законопроект на нашем комитете, рекомендовали принять в первом чтении. Но законопроект потом был отозван.

Более опытные коллеги говорят, что такая практика уже существовала в 2000-2001 году, потом от нее отказались.

- Какова судьба законопроекта Максима Бужанского по предоставлению права народным депутатам выступать с трибуны Верховной Рады на русском языке?

- Комитет еще не рассматривал данный законопроект. В регламенте четко сказано, что языком работы Верховой Рады и ее органов, должностных лиц является государственный язык. Здесь нечего обсуждать.

- Депутатов, которые прогуливают заседания парламента и комитетов, стали "штрафовать", недоплачивать зарплату, ограничивать в средствах на осуществление депутатской деятельности. Такая система "штрафов" дисциплинирует депутатов, предотвращает тотальные прогулы?

- Наблюдатели констатируют, что сейчас физически увеличилось количество присутствующих в зале депутатов.

Хотя бывает и такое, что некоторые депутаты не брали участия ни в едином заседании комитета или у них было всего 15%голосований за месяц. Понятно, что такие пропуски могут быть по причине болезни или командировки. Но вся информация о пропусках депутата собирается и анализируется, только потом выносится решение по выплатам.

- А если депутат пропустил заседание своего комитета, так как отстаивал свои поправки к закону на заседании другого комитета, он - прогульщик?

- Принимать участие в заседаниях комитета, членом которого ты есть, – это обязанность депутата, а принимать участие или присутствовать на заседании другого комитета – это его право. Поэтому нужно расставлять приоритеты между обязанностью и правом.

Раду до августа распускать незаконно

- Почему вы не стали главой ЦИК?

- А знаете, почему стали обсуждать мою кандидатуру? Раскрою тайну. Ко мне подошел коллега, Александр Качура. Спросил: "А вы бы пошли работать в ЦИК?" Я ему ответил: "Александр, я столько работал с выборами – наверное, пошел бы". Потом появляется его интервью, что он считает достойными кандидатуры Загоруйко, Галайчука, Кальченко… В итоге ни один, ни другой, ни третий не стали членами ЦИК.

- Есть ли основания для досрочного роспуска ВР?

- Верховная Рада не может быть распущена в течение первого года полномочий. Ждем августа.

- Кулуарно обсуждается вероятность внесения изменений в законы, чтобы обойти этот иммунитет…

- Для этого нужно вносить изменения в Конституцию. Такая процедура очень длительная – нужно две сессии Верховной Рады. До лета это сделать нереально, а позже – уже нет смысла.

- А самораспуститься парламент может?

- В 2007 году был прецедент с самороспуском – коалиция заявила о сложении депутатских мандатов, партии обнулили свои избирательные списки. Но тогда это было политическое решение.

- Если КСУ отменит закон об очищении власти, что будет на следующий день - массовые иски о восстановлении на работу?

- Нужно учитывать нормы Кодекса административного судопроизводства. Дело в том, что в спорах относительно прекращения публичной службы срок исковой давности – месяц. Таким образом, с иском уже нельзя обратиться в суд.

Однако в таком случае не исключен вариант с пересмотром принятых судебных решений, если иск подавался ранее, в связи с исключительными обстоятельствами. 

- Претензия избирателей к депутатам – отсутствие ответственности. Должен ли народный депутат отвечать за плохие законы?

- Нет! Согласно Конституции, депутат не несет ответственности за высказывания, голосования. Иначе тогда будет конец парламентаризма.

- Как пояснить это избирателям?

- Мы же понимаем, почему приняли закон о люстрации. Потому что этого требовал Майдан. Такая идея признавалась обществом, а поэтому она была легитимной. Но обрамить ее в легальные рамки было крайне трудно.

- Можно сейчас пересмотреть этот закон?

- Его сейчас рассматривает КСУ. Давайте подождем, когда будет решение КСУ, а потом будем оценивать. 

В ТЕМУ

Плюсы и минусы сокращения количества депутатов

- Депутаты обратились в Конституционный суд с инициативой о сокращении депутатского корпуса до 300 человек. Плюсы и минусы такого решения? Почему решили сокращать именно до 300, а не, к примеру, до 250…

- Это инициатива президента. И Конституционный суд уже установил, что в такой инициативе нет ограничения конституционных прав, но высказал определенные предостережения.

Как и по любому решению, можно привести аргументы как в плюс, так и минус. Депутат Федор Вениславский (представитель президента в Конституционном суде. - Авт.), когда аргументировал законопроект, то, в частности, ссылался и на итоги всеукраинского референдума 2000 года, когда была поддержана идея об уменьшении конституционного состава ВРУ.

Если и вносить такие изменения в Конституцию, то нужно подходить комплексно. Корректировки потребует, в частности, и статья Основного закона о формировании временных следственных комиссий. На сегодня такую комиссию можно сформировать по решению 150 депутатов. И если такой алгоритм не поменять, но сократить количество депутатов до 300, то оппозиция не сможет формировать комиссии, так как нужна поддержка половины депкорпуса. А доктринально комиссии считаются одним из важных инструментов оппозиции.

Также придется делать перепланировку зала пленарных голосований. Возникнет вопрос и с системой для голосования. Придется менять. Гарантийный срок эксплуатации сенсорной кнопки истек. А на установку чего-то нового, откровенно говоря, нет денег. Знаете, очень удобная система в ПАСЕ. Депутатам выдается специальный бейдж – он служит пропуском в помещения ПАСЕ, зал заседаний, с его помощью можно зарегистрироваться, голосовать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Нардеп Андрей Пузийчук: Зарплата депутата не зависит от его эффективности

В интервью "КП" в Украине" замглавы регламентного комитета Верховной Рады рассказал, к чему может привести сокращение депутатского корпуса на треть.