Министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что Украина хочет изменить Минские соглашения и уже работает над их новой редакцией.
"Этот документ не просто можно, а нужно менять, ведь некоторые его пункты реализовать невозможно", – объяснил Пристайко. И сейчас украинский МИД работает над тем, "чтобы заставить всех участников согласиться, что Минские договоренности исчерпали себя и требуют изменений". А через месяц должна состояться встреча глав МИД стран "нормандского формата" для подготовки очередного саммита лидеров четверки.
Камнем преткновения между Киевом и Москвой является вопрос контроля над границей. В 9-м пункте Минских соглашений говорится, что Украина получает контроль над границей ПОСЛЕ выборов на оккупированных территориях.
Владимир Зеленский выступает за возвращение контроля над границей ДО выборов. "Бывший президент Петр Алексеевич Порошенко подписывал, что передача границы состоится после выборов в Донбассе. Я поднимаю вопрос о том, чтобы передача границы была до проведения местных выборов", - говорит президент Украины.
- Нынешние Минские соглашения не работают и не выполняются, и сейчас для все уже является аксиомой, что их нужно как-то менять. Зеленский хочет повернуть ситуацию "с головы на ноги", сначала решать вопросы безопасности, а потом выборов. Но Россия против, поэтому ситуация опять оказалась в тупике и вряд ли стоит ждать каких-то подвижек в этом споре. Взамен границы Украина соглашается на выборы на Донбассе уже осенью этого года. И в ближайшие время эти торги будут ключевой темой переговоров, - рассказал "КП в Украине" политолог Олег Саакян.
Владимир Путин хотя и заявляет о надежде договориться, категорически выступает против инициативы Владимира Зеленского.
"К сожалению, Зеленский приехал из Парижа с саммита в "нормандском формате" 9 декабря 2019 года и начал говорить о том, что надо пересматривать Минские соглашения. Это вызывает вопросы", -заявил хозяин Кремля в своем последнем интервью.
США поддерживают Украину. "Свободные и справедливые выборы должны проходить под украинским контролем и в безопасных условиях, когда российские силы и незаконные вооруженные формирования будут выведены с территории Украины", - заявил глава миссии США в ОБСЕ Джеймс Гилмор.
Зеленского также может поддержать и Ангела Меркель. По итогам нормандского саммита 9 декабря канцлер Германии заявила, что Минские соглашения не являются "окаменевшим документом", и что для реализации им необходима "гибкость".
- Дело в том, что новая украинская власть явно переоценила свои силы и не соизмерила возможности с реальностью. Замороженная ситуация играла на руку Украине, и никто не требовал активизировать этот процесс. Зеленский разворошил его, а теперь не знает, что делать дальше. Он, почему-то решил, что Путин пойдет на попятную, согласится на мир на выгодных для Киева условиях. А требование по границе для России вообще неприемлемо. Если отдать контроль над границей до выборов, то зачем русским было шесть лет сидеть в Украине? - рассказал "КП в Украине" политолог Алексей Голобуцкий.
Но от того, смогут ли договориться участники "нормандского формата", можно будет судить о дальнейших сценариях развития событий на Донбассе. А их может быть несколько.
Он предполагает мирное возвращение неконтролируемых территорий. Выборы проходят по украинскому законодательству, под контролем ОБСЕ или международной администрации. Именно его пытается реализовать Владимир Зеленский, предлагая новый вариант Минских соглашений. Дальше - предоставление особого статуса Донбассу и восстановление инфраструктуры региона.
Но тут есть преграды и кроме споров о границе. Россия требует от Киева прямых переговоров по всем вопросам с руководством "Л/ДНР", что сделает конфликт "внутриукраинским" и усилит позиции России. Поэтому Зеленский уже заявил, что для него это "красная линия", которую он не намерен преступать. Так что вероятность оптимистического сценария не очень высокая, так как требует больших компромиссов от России, на которые она не хочет идти.
Самым вероятным сценарием остается смешанный карабахо-приднестровский вариант. Это сохранение существующего конфликта, с периодическим вооруженными обострениями, когда оккупированные территории юридически не входят в состав России, но фактически находятся под ее полным контролем. Хотя Украина не отказывается от своих земель.
В пользу этого сценария свидетельствуют и последние кадровые перестановки в Кремле. Нынешний куратор украинского направления в Кремле Дмитрий Козак, который сменил на этом посту Владислава Суркова, был отцом-основателем непризнанного формирования в Приднестровье. Именно он был организатором переговоров между Кишиневом и Тирасполем, после которых Молдова потеряла часть своей территории.
В Киеве также не особо надеются на уступчивость России. Поэтому министр иностранных дел Вадим Пристайко с трибуны Генассамблеи ООН опять поднял вопрос введения миротворческой международной миссии на Донбассе в случае срыва нынешнего мирного процесса.
"Вряд ли можно надеяться на достижение мира, пока 400-километровая украинско-российская граница остается открытой дверью для поступления оружия, военных из РФ. Международное присутствие на границе при наличии мандата со стороны ООН могло бы стать ответом", – сказал он.
Союзники Киева проигнорировали этот призыв. По самым скромным подсчетам, масштаб конфликта на Донбассе требует введения как минимум 15-20 тысяч миротворцев. А для этого нужны огромные человеческие и материальные ресурсы, которые Запад не намерен тратить на конфликт в Украине. Поэтому этот сценарий остается маловероятным.
Это вариант силового освобождения занятых территорий. После объявления Хорватией независимости в 1991 году сербское население страны пыталось создать своё государство на её территории - Сербскую Краину, которую оружием и средствами поддерживала Сербия. После того, как в начале 1995 года помощь Белграда приобрела очевидный характер, армия Хорватии провела две крупные наступательные операции "Молния" и "Буря", в результате которых значительная часть территории Сербской Краины перешла под хорватский контроль. В отличие от Украины, тогда Хорватия имела полноценную и консолидированную поддержку Запада.
Это самый маловероятный сценарий, так как в полноценном вооруженном конфликте не заинтересована ни одна из сторон. Россия, чтобы не подпасть под новые санкции, а Украина – из-за несопоставимого военного потенциала.