Владимир Зеленский ветировал принятый 5 февраля закон, которым депутаты отменили Строевой устав Вооруженных сил Украины. Свою силу он должен был утратить с 1 марта, но теперь продолжает действовать. Почему президент защитил устав, "КП" в Украине" спросила у экспертов.
Авторы законопроекта мотивировали свою инициативу тем, что Украина стремиться в НАТО и должна ориентироваться на ее стандарты.
- Все уставы внутренней службы, которые действуют в украинской армии, строились на стратегии и тактике вооруженных сил СССР - говорит бывший начальник Генерального штаба Анатолий Лопата. – В 1992 году я лично был главой комиссии Минобороны по разработке уставов, и такие ориентиры были оправданы тем, что Украина входила в состав СНГ. Сейчас мы держим курс на НАТО и безусловно должны подумать о том, чтобы наши традиции не шли в разрез с армейскими традициями в других странах. Но принимать такие решения нужно взвешено. Я думаю, что поспешность, с которой депутаты приняли решение, могла быть не оправдана.
Первый строевой устав украинской армии, как и другие уставы, был введен в действие указом президента Леонида Кравчука. В 1999 году документ был принят как закон. Сейчас устав хотят лишить этого статуса, переведя в категорию подзаконных актов. В Минобороны сами будут решить, как военные станут строиться, ходить, лежать, стрелять. Некоторые революционные изменения уже произошли, например, в 2017 году вопреки букве устава солдатам разрешили носить усы и бороды. А вот идея заменить маршевый шаг на вольный никак не может воплотиться в жизнь из-за старых догм.
- Изменения нужны, но не все они одинаково приветствуются в Министерстве обороны, - говорит бывший замначальника Генерального штаба Игорь Романенко. – Думаю, что сейчас там ищут золотую середину, и президент просто поставил вопрос на паузу, чтобы дать время разобраться.
Одна из причин вето может состоять в том, что армия не единственное военизированное подразделение в Украине. В статусе закона строевой устав распространяется на пограничников, Нацгвардию, СБУ, другие военизированные формирования. Минобороны не может диктовать свои правила игры другим ведомствам, а значит им придется разрабатывать свои нормативы и может получиться разнобой.
К слову, к выводам главного экспертного управления к закону также сказано, что все уставы, включая строевой, должны утверждаться на уровне государственного органа, а не отдельно взятого министерства.